На своем первом сольном альбоме Вилле Вало оставил позади громкость и эмоциональность, но общее меланхолично-мистическое настроение оказалось прежним. Это все те же красивые мелодии, полные образов истории и яркий голос. Они уносили слушателей в другой мир в 1990-х и 2000-х – и продолжают уносить в 2023-м.
Вилле Вало вовремя вернулся с новой музыкой. «Neon Noir» вышел в год 20-летия ключевого альбома HIM «Love Metal». Сольник увидел свет в середине зимы, да еще и в пятницу, 13-е. Ностальгия по 2000-м на пике, рок снова в моде, поклонницы-миллениалки успели соскучиться. С финального концерта HIM прошло целых пять лет – он состоялся 31 декабря 2017-го. В рамках прощального тура они заехали и в Россию – спрос на билеты тогда был огромным. У нас HIM любили едва ли не больше всех: количество русскоязычных комментариев под клипами на YouTube до сих пор говорит за себя.
«Neon Noir» – сольный альбом в прямом смысле: Вилле Вало записывал его в одиночку и самостоятельно исполнил все инструментальные партии. Причина банальная: работа над материалом проходила в пандемию и собрать состав музыкантов было затруднительно. Даже продюсированием Вало занимался сам. Немного ему помог Тим Палмер, известный британский продюсер и звукорежиссер. Он приложил руку к записям U2, The Cure, Дэвида Боуи и Роберта Планта. Также Палмер сводил для HIM «Love Metal» (2003) и выступил продюсером их же «Dark Light» (2005).
Слышно, что Вилле Вало работал над «Neon Noir» один – звук несколько простоватый, но это добавляет ощущения близости, камерности. Кто-то критикует продакшн альбома, называя его недостаточно качественным – в данном же случае это можно воспринимать как фишку. С одной стороны, соло, риффы и партии от виртуозных инструменталистов сделали бы звук интереснее, богаче. С другой – как и записи HIM, эта музыка во многом эскапистская, под которую хорошо помечтать – вылизанный продакшн разрушил бы эти иллюзии. Конечно, сравнений с HIM не избежать: «Neon Noir» напоминает творчество группы, только в более сдержанной, тихой версии. И даже светлой – некоторые песни, например, «Vertigo Eyes» отдают нью-вейвом. Возможно, дело в том, что это альбом одного человека, а не коллектива. Или причина в возрасте – Вало уже 46 лет, на 20 лет больше, чем на пике популярности. Об этом говорил и сам музыкант: с годами приходит больше опыта, но искренность молодости не вернуть.
Несмотря на прошедшую молодость, многое для Вало осталось прежним. Он отмечал, что в музыкальном плане у него мало что изменилось – разве что он лучше научился играть на барабанах и знает больше аккордов. Однако люди слушают песни и альбомы не столько ради этого, сколько ради эмоций и настроения – и с этим на «Neon Noir» все в порядке. Как и раньше, музыка Вилле Вало такая же образная, полная чувств, открывающая дверь в грезы и видения. Хотя его голос уже не столь темпераментный, как в молодости, зато по-прежнему гипнотизирующий. Авторского таланта Вало тоже не растерял: его мелодии все еще сильные, а припевы – цепляющие. Это касается как ритмичных треков вроде «Salute the Sanguine» и «Neon Noir», так и более медленных, как «Heartful of Ghosts». Вало не виртуозный инструменталист, но определенно хороший – это прекрасно слышно в чисто инструментальном треке «Zener Solitaire». Он учился в Хельсинкской эстрадно-джазовой консерватории и изначально пришел в группу в качестве басиста. Помимо баса, он умеет играть на клавишных, гитаре и барабанах – благодаря этим навыкам он и смог записать альбом один.
На «Neon Noir» есть и фирменная метафоричность лирики Вилле Вало – это видно уже по названиям: «In Trenodia» означает «В трауре», а «Baby Lacrimarium» – «Маленький лакримарий [сосуд для слез]». В беседе с Apple Music Вало рассказал, что в текстах ему нравится смешивать готические поэтические образы с классическими американскими поп-хитами вроде «Let Me Be Your Teddy Bear» Элвиса Пресли. Это прозвучало в контексте обсуждения «Baby Lacrimarium» – в музыкальном же плане в песне есть кое-что общее с The Cure. В том интервью Вало раскрыл и другие источники вдохновения: в «Neon Noir» присутствуют и шугейзовые элементы в духе Cocteau Twins, и классический рок, и что-то от Depeche Mode. «The Foreverlost» музыкант сравнивает с Sisters of Mercy, «Heartful of Ghosts» – с саундтреком «Твин Пикса», «Salute the Sanguine» – с The Cult, «Saturnine Saturnalia» – с Black Sabbath. В итоге получился разнообразный по стилю и в то же время цельный альбом: вся эта музыка Вало так или иначе близка, поэтому «Neon Noir» звучит гармонично и естественно.
Показательна реакция слушателей на «Neon Noir»: поклонники признались, что песни буквально запали им в сердце, причем каждый в комментариях называл разные композиции. Похожие впечатления и у критиков. Портал MetalSucks описал пластинку как «завораживающее потустороннее великолепие». The Telegraph отмечает «деликатную театральность» работы и сравнивает песни Вало с «музейными комнатами, полными артефактов». И далеко не все поклонники HIM расстроились из-за нового звучания: некоторым, наоборот, понравилось, что Вилле Вало не стоит на месте, а экспериментирует.
При этом Вилле Вало – икона и музыкальная, и поп-культурная. Достаточно вспомнить придуманный им символ «сердцеграмму» (heartagram) или народное название шапки бини – «виллевалка». Можно долго спорить, «настоящие» ли готы HIM или нет – но именно они открыли для миллионов людей этот жанр и эстетику. И новую страну, Финляндию, – хотя до них была хельсинская глэм-метал-группа Hanoi Rocks, HIM выстрелили громче. На пике популярности в 2000-х годах над Вилле Вало многие посмеивались. Одна из главных причин – аудитория группы, которая на тот момент состояла из девушек. В 2023 году это кажется надуманным и сексистским – но как раз Вало вступился за юных фанаток в те времена, когда над ними все хохотали. В одном интервью он прямо сказал: «Девочки-подростки – такие же люди, как и все остальные».
Несмотря на огромную популярность, Вилле Вало в 2000-х не говорил о себе слишком много – значительную часть информации фанаты находили сами. И даже сейчас Вало предпочитает держаться в стороне от социальных сетей – он признавался, что не знает паролей от своих официальных аккаунтов. По его словам, ему всегда нравились «загадочные» музыканты и чувство отстраненности, дающее пищу для воображения. В успехе HIM большую роль сыграл таинственный образ Вало, идеально вписывающийся в его песни.
В конце 1990-х и первой половине 2000-х миллионы слушателей полюбили HIM за особый «мистический» стиль, эффектный голос Вилле Вало и атмосферу. Все это есть и на «Neon Noir» – альбом прекрасно справляется со своей главной задачей: подарить слушателям ощущение приятного волшебного эскапизма и вернуть их юношеские воспоминания.