Все, что происходит на экране, вращается вокруг десятилетнего Августа «Огги» Пуллмана (Джейкоб Тремблэ), родившегося с редким генетическим заболеванием, из-за которого у него сильно деформировано лицо. И его родители (Джулия Робертс и Оуэн Уилсон), и старшая сестра Виа (Изабела Видович) выстраивают свою жизнь в соответствии с настроением Огги, подчас забывая о личных желаниях и планах. А настроение главного героя оставляет желать лучшего: мальчику предстоит соприкоснуться с некомфортной школьной реальностью и справиться с реакцией на его внешний вид. В остальном Август прекрасно вписывается во внешний мир: он обожает космос и «Звездные войны» (воображаемый Чубакка и шлем космонавта, помогающие справиться с чужеродной средой, всегда при нем), обладает отличным чувством юмора и впечатляющими познаниями в естественных науках, а его любимый праздник — это Хэллоуин, потому что в течение целых суток ты можешь не быть собой.
Взаимодействие Огги с классом разворачивается по традиционному сценарию: кто-то, вроде дружелюбного, Джека Уилла решается сесть с ним за один стол, а кто-то называет его Фредди Крюгером и убирает с общего снимка в «Фотошопе». В общем, интеграция в новое сообщество обещает быть долгой и мучительной. Однако не стоит ожидать уничтожающего накала в духе советской картины «Чучело» — кинолента Чбоски выполнена в иных, более мягких тонах, за счет чего ее эффект можно назвать терапевтическим — и для «белых ворон», и для их родителей. К слову, множество работ с участием Джулии Робертс сняты именно в жанре жизнеутверждающей мелодрамы (например, «Ешь, молись, люби» или «Мачеха»), так что в этом фильме мы увидим ее в привычном амплуа сострадательной и чуткой героини.
«Чудо» — это история о болезненном принятии собственной тени, которая становится главным проводником к пониманию себя и окружающего пространства. Слабость, уязвимость, некое отличие от «нормы» — то, с чем разбирается каждый из героев картины, так что, несмотря на доминантную ситуацию с Огги, в центре повествования оказываются все поочередно. Виа пытается справиться с тем, что ее голос не различим в хаосе повседневности, ее подруга Миранда теряется в нагроможденных иллюзиях, а героиня Джулии Робертс с трудом вспоминает о своем истинном предназначении.
Примирение с «изъянами», сколь бы пугающими они ни были — сквозной мотив многих кинолент, будь то «Гарри Поттер», «Ке-ды» Сергея Соловьева или сериал «Очень странные дела», в котором теневая сторона главных персонажей и реальности гиперболизирована до предела. Во всех этих сюжетах происходит одна и та же метаморфоза: как только герой набирается смелости и являет себя миру со всеми своими несовершенствами, мир не остается в долгу и откликается эмпатией — в конце концов, у каждого из «отвергнутых» появляются единомышленники и друзья. Кроме того, здесь можно упомянуть и классическую формулу «зорко одно лишь сердце», применимую к разнообразным сказкам вроде «Аленького цветочка» Сергея Аксакова или «Карлика Носа» Вильгельма Гауфа.
«Чтобы увидеть какой-то предмет, нам нужен свет» — утверждает преподавательница на одном из уроков Августа. Пожалуй, этим предложением можно подвести итог случившейся с ним истории, потому как, чтобы по-настоящему разглядеть что угодно, нам нужно выбраться из темноты, искажающей реальность.