Убитый горем китаец силой призывает ирландца, работающего на британское правительство, выдать террористов, ответственных за гибель его дочери. Так звучала бы фабула «Иностранца», если бы этот политический триллер Мартина Кэмпбелла, постановщика бесподобного «Казино «Рояль», был калибра «Заложницы» с Лиамом Нисоном. Однако все чуточку сложнее...
Адаптация романа Стивена Лизера «Китаец» является крепким жанровым произведением. Постаревший, но по-мальчишески прыткий Джеки Чан (он же продюсер картины) добивается от поседевшего Пирса Броснана, бывшего члена ИРА, ныне работающего на Лондон, имен радикалов так называемой «Истинной ИРА». Китаец ведет свою войну с британским правительством. А те знают, хочешь мира – готовься к войне.
Мартин Кэмпбелл, режиссер, который дважды воскресил Джеймса Бонда сперва «Золотым глазом», а позже лентой «Казино "Рояль"», умудряется бойко закрутить трагическую драму и серьезный детектив, снабдив историю солидными драками, взрывами и перестрелками. Правда, нужно оговориться, что «Иностранец» – не типичное джекичановское кино с виртуозным трюкачеством и клоунадой. Шуткам здесь не место. И хотя авторы вбрасывают парочку хлестких схваток, где старик Джеки бесспорно прекрасен, все же история его героя является несчастным плодом политических интриг.
«Иностранец» – два суровых рассказа в одном. Подобно «Заложнице», у Нгока Мин Квана (Джеки Чан) есть «особый набор навыков», которыми он устрашает чиновника Лиама Хеннесси (Пирс Броснан), пытающегося спастись и в то же время докопаться до истины. Немедленных ответов отчаявшийся отец не получает, поэтому ведет охоту на ирландского бюрократа, который, видимо, знает больше, чем рассказывает, и на которого в тот же миг обрушивается волна подозрений и критики. Именно Хеннеси является мишенью, жертвой и человеком, способным удержать зыбкий мир. Один жаждет отомстить, другой делает попытки потушить тлеющий конфликт, но оба имеют одну цель – найти взрывателей. Одна история не мешает другой, но обе хлестко сталкиваются.
Атмосферой «Иностранец» слегка похож на «Драйв», и не случайно, потому что музыку к фильму писал Клифф Мартинес. Киберпанковский саундтрек чудесен, и экшен поставлен блестяще – браво Дэвиду Тэттерсоллу, оператору драмы «Зеленая миля» и боевика «Воздушная тюрьма». Повествование стремительное, персонажи отчаянные, экшен убедительный, а сюжет напряженный, по сути похожий на «Возмездие» того же Кэмпбелла – отец, которому уже нечего терять, мстит за смерть дочери, по ходу вскрывая государственные тайны. Вместо традиционной улыбки, на морщинистом лице Чана горькие слезы. Это самая беспросветно мрачная, жесткая, холодная картина 63-летнего Джеки Чана, а роль бывшего вьетнамского вояки (хотя мы-то знаем, что бывших не бывает) – самая драматическая, в духе «Карателя» и «Жажды смерти». Нам остается только ждать, когда китаец, испытавший немыслимые зверства, наконец, произнесет что-то вроде: «Я тебе обещаю, я тебя найду, я убью!». Однако самое любопытное, Нгок Кван не желает драться – его заставляют, поэтому схватки китайца здесь исключительно для ностальгирующих по старым фильмам легенды. Джеки Чан, чей испепеленный персонаж временами выпадает из сюжета – все же это не его фильм – обезоруживающе прекрасен. Послетитровых эпизодов не ждите, а лучшим фильмом Джеки остается «Полицейская история». Кто говорит иначе – либо обманывает, либо не смотрел.
Читайте также: 35 самых зрелищных погонь в кино
Пирс Броснан в образе некогда такой же горячей головы, правда, уже не в британской разведке, а в рядах ИРА, хорош, но довольно однообразен. Вечно сердитый, раздраженный и кричащий. Ну а как тут не гневаться, коль творится такое. Требует от подчиненных имена, даты, кадры ... Хеннесси нужны эти взрыватели уже вчера. При этом его сослуживцы слишком много тратят усилий на борьбу с Кваном, чем на поиски радикалов, сеющих хаос во имя независимости, свободы или еще чего-то. И если Мартин Кэмпбелл предлагает посмотреть на Чана в ином амплуа, то с Броснаном все довольно прозрачно – типичный командир, которых мы видели в сотнях других шпионских триллеров. Однако и Кван, и Хеннесси являются героями и антигероями в одном лице – праведные убийцы. Персонаж Пирса Броснана – достоверный образ циничного агента с кровавым прошлым, дорвавшегося до власти благодаря умению усидеть на двух стульях. Политика, как говорится, искусство возможного. И вот нахмуренному чиновнику вонзают нож в спину. Не успел, дескать, Бонд метнуться с одного фланга на другой, как его земляки снова требуют англичан на вилы. Удержать ИРА в узде не удается. А как бы на месте Броснана смотрелся Шон Коннери со своими шотландскими корнями? Как бы то ни было, Хеннесси, даже правя траурным баллом с мясистыми разговорами, кажется менее интересным героем из-за своего постного окружения – толпа ирландцев все как один. Пока они суетятся и беседуют – измученный Джеки Чан выжидает своего выхода.
«Иностранец» – солидный триллер, где Чан и Броснан затмевают собой любые изъяны и глупости. Развязку фильма, разумеется, предугадать не сложно, хотя романтический поворот имеется, но зритель не просто знает, что будет дальше, и чем дело кончится. Зритель этого ждет. Приятно смотреть на азиата, угрожающего англосаксам, а не наоборот. А будь вместо Джеки Чана Джейсон Стэйтем, получился бы очередной «Сантехник».
30 Ноября 2017, 9:25
30 Ноября 2017, 10:49