Адаптация романа Стивена Лизера «Китаец» является крепким жанровым произведением. Постаревший, но по-мальчишески прыткий Джеки Чан (он же продюсер картины) добивается от поседевшего Пирса Броснана, бывшего члена ИРА, ныне работающего на Лондон, имен радикалов так называемой «Истинной ИРА». Китаец ведет свою войну с британским правительством. А те знают, хочешь мира – готовься к войне.
Мартин Кэмпбелл, режиссер, который дважды воскресил Джеймса Бонда сперва «Золотым глазом», а позже лентой «Казино "Рояль"», умудряется бойко закрутить трагическую драму и серьезный детектив, снабдив историю солидными драками, взрывами и перестрелками. Правда, нужно оговориться, что «Иностранец» – не типичное джекичановское кино с виртуозным трюкачеством и клоунадой. Шуткам здесь не место. И хотя авторы вбрасывают парочку хлестких схваток, где старик Джеки бесспорно прекрасен, все же история его героя является несчастным плодом политических интриг.
«Иностранец» – два суровых рассказа в одном. Подобно «Заложнице», у Нгока Мин Квана (Джеки Чан) есть «особый набор навыков», которыми он устрашает чиновника Лиама Хеннесси (Пирс Броснан), пытающегося спастись и в то же время докопаться до истины. Немедленных ответов отчаявшийся отец не получает, поэтому ведет охоту на ирландского бюрократа, который, видимо, знает больше, чем рассказывает, и на которого в тот же миг обрушивается волна подозрений и критики. Именно Хеннеси является мишенью, жертвой и человеком, способным удержать зыбкий мир. Один жаждет отомстить, другой делает попытки потушить тлеющий конфликт, но оба имеют одну цель – найти взрывателей. Одна история не мешает другой, но обе хлестко сталкиваются.
Атмосферой «Иностранец» слегка похож на «Драйв», и не случайно, потому что музыку к фильму писал Клифф Мартинес. Киберпанковский саундтрек чудесен, и экшен поставлен блестяще – браво Дэвиду Тэттерсоллу, оператору драмы «Зеленая миля» и боевика «Воздушная тюрьма». Повествование стремительное, персонажи отчаянные, экшен убедительный, а сюжет напряженный, по сути похожий на «Возмездие» того же Кэмпбелла – отец, которому уже нечего терять, мстит за смерть дочери, по ходу вскрывая государственные тайны. Вместо традиционной улыбки, на морщинистом лице Чана горькие слезы. Это самая беспросветно мрачная, жесткая, холодная картина 63-летнего Джеки Чана, а роль бывшего вьетнамского вояки (хотя мы-то знаем, что бывших не бывает) – самая драматическая, в духе «Карателя» и «Жажды смерти». Нам остается только ждать, когда китаец, испытавший немыслимые зверства, наконец, произнесет что-то вроде: «Я тебе обещаю, я тебя найду, я убью!». Однако самое любопытное, Нгок Кван не желает драться – его заставляют, поэтому схватки китайца здесь исключительно для ностальгирующих по старым фильмам легенды. Джеки Чан, чей испепеленный персонаж временами выпадает из сюжета – все же это не его фильм – обезоруживающе прекрасен. Послетитровых эпизодов не ждите, а лучшим фильмом Джеки остается «Полицейская история». Кто говорит иначе – либо обманывает, либо не смотрел.
Читайте также: 35 самых зрелищных погонь в кино
Пирс Броснан в образе некогда такой же горячей головы, правда, уже не в британской разведке, а в рядах ИРА, хорош, но довольно однообразен. Вечно сердитый, раздраженный и кричащий. Ну а как тут не гневаться, коль творится такое. Требует от подчиненных имена, даты, кадры ... Хеннесси нужны эти взрыватели уже вчера. При этом его сослуживцы слишком много тратят усилий на борьбу с Кваном, чем на поиски радикалов, сеющих хаос во имя независимости, свободы или еще чего-то. И если Мартин Кэмпбелл предлагает посмотреть на Чана в ином амплуа, то с Броснаном все довольно прозрачно – типичный командир, которых мы видели в сотнях других шпионских триллеров. Однако и Кван, и Хеннесси являются героями и антигероями в одном лице – праведные убийцы. Персонаж Пирса Броснана – достоверный образ циничного агента с кровавым прошлым, дорвавшегося до власти благодаря умению усидеть на двух стульях. Политика, как говорится, искусство возможного. И вот нахмуренному чиновнику вонзают нож в спину. Не успел, дескать, Бонд метнуться с одного фланга на другой, как его земляки снова требуют англичан на вилы. Удержать ИРА в узде не удается. А как бы на месте Броснана смотрелся Шон Коннери со своими шотландскими корнями? Как бы то ни было, Хеннесси, даже правя траурным баллом с мясистыми разговорами, кажется менее интересным героем из-за своего постного окружения – толпа ирландцев все как один. Пока они суетятся и беседуют – измученный Джеки Чан выжидает своего выхода.
«Иностранец» – солидный триллер, где Чан и Броснан затмевают собой любые изъяны и глупости. Развязку фильма, разумеется, предугадать не сложно, хотя романтический поворот имеется, но зритель не просто знает, что будет дальше, и чем дело кончится. Зритель этого ждет. Приятно смотреть на азиата, угрожающего англосаксам, а не наоборот. А будь вместо Джеки Чана Джейсон Стэйтем, получился бы очередной «Сантехник».