Коротко о завязке
После событий седьмого эпизода Первый Орден намеревается добить повстанческие силы. Для этого планируется наконец-то выследить и убить Люка Скайуокера и уничтожить остатки Сопротивления. Тем временем все сильнее терзаемая смутными сомнениями из-за темной стороны Силы Рей пытается вернуть спрятавшегося ото всех Люка, чтобы тот присоединился к борьбе с заклятым врагом. Оттесняемые мощью Первого Ордена повстанцы усилиями По, Финна и новой героини киновселенной Роуз стараются воплотить в жизнь спасательную операцию. Однако Верховный лидер Сноук, Кайло Рен и их многочисленная армия все сильнее сжимают тиски, грозя разрушить планы Сопротивления.
В одном проблемном-проблемном сценарии…
К сценарию Райана Джонсона возникает множество вопросов. Начнем с того, что «Последние джедаи» страдают от самоповтора даже в рамках одного фильма, при этом вторя и предыдущим лентам франшизы. Так, например, Сопротивление сразу несколько раз в течение хронометража картины пытается найти новый «выход», чтобы удрать от Первого Ордена. Даже странно, что эпизод, в котором постоянно кто-то от кого-то бежит, называется «Последние джедаи», а не «Большой побег». Эти кошки-мышки под конец выглядят даже как-то удручающе. Повторяются и некоторые повороты из предыдущих частей, однако о них придется умолчать, чтобы не спойлерить важные события сюжета.
Картина с хронометражем в 150 с лишним минут перегружена событиями, особенно в первой половине фильма. Иногда нам чередуют сразу четыре сюжетные линии, что напрочь разбивает плавность повествования. Некоторые сюжетные линии и сцены не только по смыслу, но и по своему внешнему виду кажутся будто бы чужими, внедренными из какой-то иной серии фильмов, но явно не из «Звездных войн».
Фильм наполнен клише, нелепостью и чрезмерной даже для диснеевского фантастического кино наивностью. Это бросается в глаза с самого начала. Например, в одной из первых сцен, где Сопротивление атакует дредноут соперника, все эти негативные отличительные моменты собираются воедино, рождая неловкий эпизод, который неудачно старается быть драматичным. И это лишь один пример из целого ряда схожих моментов.
Атака шутников
При этом в картине очень много юмора. И далеко не всегда шутки действительно бьют в цель. Юмор «Последних джедаев» преимущественно строится на внешних моментах и особенно на забавностях, связанных с роботами и местной фауной, поэтому острые и находчивые фразочки Хана Соло вспоминаешь с особой тоской. В определенный момент начинает казаться, что ты смотришь далеко не самый изобретательный проект из-под крыла Disney, которому в плане искрометности шуток далеко до лучших фильмов компании. К тому же, иногда шутки звучат даже в крайне напряженных моментах, что только рушит серьезность происходящего.
Курс на другую галактику
Складывается полное впечатление, что серия окончательно ушла от того атмосферного и самобытного космического фэнтези в иную сторону, прокладываемую для серии двумя последними фильмами. Подобный резкий поворот, особенно ощутимый в картине Джонсона, выдает в «Последних джедаях» сугубо диснеевский проект, который не очень гармонично соотносится с тем, чем была устоявшаяся и полюбившаяся миллионами основная серия. Одно дело, когда спин-офф «Изгой-один» выглядит и ощущается совершенно по-другому, но спустя столько эпизодов производить изменения в продолжении истории с участием старых-добрых героев как-то неправильно.
Еще один печальный момент – происходящее на экране не вызывает глубинного сопереживания. Даже сомнительный седьмой эпизод трогает (возможно, исключительно из-за ностальгии) в момент, когда, например, с одним из ведущих персонажей серии происходят трагические события. Тут столь же эмоциональных сцен попросту нет.
Суперзрелищные «Звездные войны»
Безусловным козырем картины легко можно назвать видеоряд, который стоит лицезреть в наилучшем качестве из возможных. Тут и цветовое решение с преобладающим красным, зрелищные спецэффекты и постановка, превозносящие сражения в космосе и на планетах на высочайший уровень, а также чудесный дизайн представителей новых для серии инопланетных видов и животных, таких как изящное фантастическое подобие арктических лис и презабавные порги, которых в фильме даже чересчур много (но не так много, как будет на прилавках магазинов в скором).
Персонажи по обе стороны Силы
«Последние джедаи» лишь усугубили впечатление о том, что Рей ужасно банальна для такой важной роли в столь крупной франшизе. В картине показаны «метания» Рей, однако эта линия реализована настолько поверхностно, что, кажется, лучше бы Джонсон и не брался за нее вовсе. После просмотра восьмого эпизода становится ясно, что финальный трейлер фильма выступает самой реальной приманкой, которая заметно преувеличивает происходящее в «Последних джедаях» на самом деле. Дешевый прием. А Рей, любопытные догадки о происхождении которой разбились о жестокие реалии сценария Джонсона, так и остается однослойным персонажем, слишком простым и пустым для того, чтобы вытянуть на себе роль главного героя новой трилогии. Люк и даже Энакин смеются ей в лицо. Авторы так и не объяснили внятно, почему сопереживать Рей действительно стоит. Драма этой героини в рамках серии выглядит критически посредственно.
С Кайло Реном все сложнее. Этот персонаж все-таки вызывает некую эмпатию. Кроме того, почти единственный более-менее неожиданный поворот при общей предсказуемости происходящего связан именно с персонажем Адама Драйвера, который старается изо всех сил и, в конце концов, выглядит убедительнее в обличии своеобразного злодея, чем Дэйзи Ридли в роли героини-спасительницы всея галактики.
Что касается его наставника в темных делах, огромный потенциал, заложенный в таинственного верховного лидера Сноука, растворяется в «Последних джедаях» напрочь. Все те теории, которые вы могли выстраивать относительно его личности, будут в пух и прах разгромлены Райаном Джонсоном. Если без спойлеров, то мы, к сожалению, получили не могущественного злодея с хоть немного интересной историей, а посредственную пустышку и во всех смыслах неудачную кальку с Дарта Сидиуса.
По и Финн вместе с новенькой Роуз получают немало экранного времени, однако никто из них не способен тягаться в харизматичности с обаятельнейшим Ханом Соло в исполнении Харрисона Форда, например. Последний перформанс Кэрри Фишер в образе Леи Органы получился лаконичным, но все же не лишенным странных моментов, о которых спойлерить, конечно, не стоит. При этом с ее братом по «Звездным войнам» все намного драматичнее. Люку после трагических событий прошлого приходится вновь примерить роль наставника и разделаться с призраками прошлого, чтобы помочь друзьям в борьбе с Первым Орденом. К чему это приведет, умалчиваю.
Загадочный (до премьеры фильма) персонаж Бенисио Дель Торо в картине получает экранного времени немного. Собственно, харизма и мастерство актера свое дело выполняют исправно, однако сам персонаж крайне второстепенен и выступает всего лишь шестеренкой истории, а не целостной единицей повествования.
Новая надежда угасла
«Звездные войны: Последние джедаи» – эффектный и дорогой аттракцион. Однако из фильма получилась очень спорная глава основной серии «Звездные войны», дающая разочаровывающие ответы на возникшие после предыдущего фильма вопросы. Эта картина только подтверждает, что отлично продуманный путь Скайуокеров должен был подойти к концу после шести частей. Но кто же убьет курицу, несущую золотые яйца?