Eminem “Revival”: Возрождение откладывается

Некогда главный рэпер планеты пытается вернуть былое величие.

В открывающем новый, девятый по счету альбом Эминема пилотном сингле “Walk on Water”, рэпер вопрошает: «Почему столь высоки ожидания? Неужели это планка, которую я установил?» (“Why are expectations so high? Is it the bar I set?”). Далее в тексте он рефлексирует относительно падающих продаж своих дисков, карьерных ошибок и своего наследия. Как и полагается великому MC, Эминем сам лучше остальных все про себя понимает и признает.


Три альбома Маршала Мэтерса, вышедших с 1999 по 2002 год, после того, как его открыл гениальный продюсер Доктор Дре, действительно установили запредельно высокую планку. Все три в совокупности продались тиражом почти в 100 миллионов копий, сделали Эминема главной звездой поколения и дали серьезный толчок всему жанру: аудитория рэп-музыки благодаря Мэтерсу существенно расширилась во всем мире. После трех этих дисков Эминем попрощался со слушателями своим самым неудачным на тот момент с художественной точки зрения альбомом “Encore”, и пропал на пять лет. В течение этого времени он растил дочь и пытался победить творческий кризис при помощи опиатов, а затем вернулся в шоу-бизнес уже другим артистом.

Эминем

С 2009 года и по сей день Эминем находится в поиске. На своем первом после возвращения неровном альбоме “Relapse” он искал новый голос и пробовал даже читать с разными акцентами (на “Revival” в треке “Heat” он даже шутит по этому поводу). К “Recovery”, вышедшему в 2010 году, он обесцветил свою фирменную прическу, и с головой погрузился в эмо-поп-рэп. Добавил напора и истерии в читке, при этом, попытался смягчить свой звук за счет приторных женственных припевов, исполненных поп-артистками, вроде Рианны и своей постоянной напарницы Скайлар Грей. На предыдущем диске “The Marshall Mathers LP 2”, сиквеле его самой успешной пластинки 2000 года выпуска, Эминем пытался двигаться во всех возможных направлениях сразу. Там был и самый удачный трек за годы (“Bad Guy”), и едва ли не самый провальный (“Stronger Than I Was”), был и кантри-рэп, и трэп, и рэп-рок, и чистейший поп. Дискография Эминема после последнего безоговорочно выдающегося альбома “The Eminem Show”, датированного 2002 годом, - кривая, извилистая и неровная. Прослушивание всего, что вышло под его именем за последние восемь лет, похоже на старательство: чтобы добраться до чего-то стоящего, необходимо продраться через тонны грязи. И “Revival” ситуацию не упрощает, а даже наоборот.

Эминем

Несмотря на то, что название альбома переводится, как «возрождение» или «оживление», это самая «мертвая» и мучительная пластинка в дискографии Эминема. На протяжении 77 минут, что длится альбом, Маршал Мэтерс собирает все свои неудачи с прошлых дисков и умножает их, попутно добавляя к ним новые. На месте слащавые паточные припевы в исполнении Бейонсе, Алиши Киз, Эда Ширана, Пинк и восходящей r’n’b-звезды Келани. Тут же топорные, пластмассовые биты от, пожалуй, одного из самых переоцененных продюсеров Alex da Kid и дуболомный рэп-рок от Рика Рубина, который тут даже не старается обыгрывать сэмплы, а просто запускает фоном набившие оскомину хиты Джоан Джетт и The Cranberries. Эминем читает агрессивным и от этого почему-то смешным «рубленым» флоу, а в треке “Chloraseptic” пробует читать «триплетами» - модной «южной» читкой в духе Migos и Future. Его куплеты громоздкие и многословные, но, чаще всего, посвящены всё тому же, что и обычно. Он снова проходится по своим многострадальным отношениям с бывшей женой Ким (“Bad Husband”), вновь раскаивается перед дочерью Хейли (“Castle”), в очередной раз рефлексирует по поводу своего раннего творчества, в котором резко выступал против гомосексуалистов и меньшинств.

Эминем

Немного разбавляют этот стандартный набор тем размышления о белом превосходстве в США (“Untouchable”) и нападки на нового врага рэпера Дональда Трампа. В торжественной, пафосной и тошнотворно слащавой “Like Home” он называет его Адольфом Гитлером и перечисляет уже сотни раз обсужденные «косяки» президента: его «твиты», в которых тот выступает против трансгендеров в армии и ситуацию в Шарлоттсвилле. Среди прочего, он вспоминает 2004 год, когда в качестве промоушена пластинки “Encore” на MTV был организован шуточный партийный съезд, на котором Дональд Трамп представлял Слима Шейди, как следующего президента США. «Мне надо было плюнуть на ладонь, прежде, чем я пожал ему руку», - читает он (“Wish I would have spit on it before I went to shake his hand at the event”). “Like Home” вполне может стать худшим из всех представленных на “Revival” треков, даже Алиша Киз звучит здесь, будто бы подмененная. Впрочем, что касается неудач, тут есть из чего выбрать: в “Bad Husband” чудовищный хук в исполнении коллектива X Ambassadors – бюджетной версии Imagine Dragons, в “Tragic Endings” – блеклом клоне хита “Love the Way You Lie” – кошмарное сведение, непонятно как просочившееся на альбом артиста первого эшелона, располагающего столь гигантским бюджетом.

Эминем

Кое-что напоминает и о былом величии. Несмотря на сумбурную подачу и будто бы буксирующий флоу, у Эминема в запасе полно остроумных строчек и чувство юмора ему не изменяет. В “Remind Me” он забавно повествует об отношениях с женщиной, у которой искусственная грудь, а в “Framed”, пожалуй, лучшей композиции на всем диске, обращается к фирменному хорроркору.


В той самой открывающей альбом “Walk On Water” Эминем прекрасно отдает себе отчет в том, за что подвергается нападкам и критике, но снова наступает на все те же грабли, только с еще большей силой. На “Revival” Мэтерс будто бы пытается играть безопасно, чтобы сохранить свой коммерческий статус и продолжать собирать «Уэмбли» (о памятных шоу 2014 года он читает в “Nowhere Fast”). Но времена поменялись, слушатель хочет удивляться: все же неспроста самым коммерчески успешным рэп-артистом этого года стал Кендрик Ламар, не чурающийся смелых музыкальных решений и четко осознающий, что он хочет своей музыкой до этого слушателя донести. Эминем же будто бы завис в небытие. Он хочет нравиться радиостанциям, и поэтому охапкой созывает на «фиты» почти всех поп-артистов, еще способных продавать диски. Он хочет нравиться либеральному мейнстриму, поэтому вписывается в утомительное, вымученное критиканство американских властей, проговаривая сказанное уже тысячу раз и не добавляя к этому ничего своего. Он пытается запрыгнуть на «модный» звук, но звучит на нем нелепо, пытается выставить Трампа опереточным злодеем, но переигрывает с подачей и выглядит злодеем сам. “Revival” размывает некогда безукоризненное наследие Эминема, и вот уже некогда «король хип-хопа» уже не правит жанром, а безуспешно пытается под него подстроиться и догнать удаляющийся поезд. О результатах красноречиво сообщает обложка альбома: “Revival” способен вызвать «фейспалм», да и только.

Обложка альбома Эминема “Revival” (2017)

Читайте также