Продолжения любимых многими зрителями фильмов – всегда рискованная для киноделов инициатива. Если ты осмелился прямо или косвенно продолжить историю, много значащую для сотен тысяч, а то и миллионов человек, то будь готов к особенно жесткой критике с их стороны. Пускай ряды поклонников «Джуманджи» не столь велики и радикальны, как, например, армия почитателей саги «Звездные войны», однако с ними тоже стоит считаться. Постараемся разобраться, получится ли у авторов «Зова джунглей» не вызвать ярость фанатов ленты Джо Джонстона с Робином Уильямсом в главной роли или самые страшные ожидания пессимистов все-таки будут оправданы.
Итак, однажды отец парня по имени Алекс приносит домой найденную на пляже настольную игру под названием «Джуманджи». Сам Алекс не проявляет к ней особого интереса, но мистическая настолка перевоплощается в картридж для приставки, который парень решает опробовать на деле, после чего таинственным образом пропадает. Много лет спустя четырех подростков – боязливого гика Спенсера, футболиста Фриджа, социофоба Марту и себялюбивую звезду Instagram Беттани – в качестве наказания за их проступки отправляют прибраться в одном из заброшенных помещений школы. Там эта максимально разношерстная компания находит странную старую игровую приставку и решает немного разбавить каторгу весельем. Древнюю консоль подключают к телевизору, каждый из четверки выбирает своего персонажа, после чего все они загадочным образом переносятся в игровой мир. Там им уже в новом обличии их аватаров предстоит выполнить несколько заданий, чтобы восстановить порядок в «Джуманджи» и вернуться в реальность. Однако воплощению этих планов мешают приготовленные игрой сложности, в том числе лишь по три жизни в активе каждого из героев, при потере которых для всей компании наступит полный Game Over – смерть.
Если в случае с оригинальным фильмом главные герои стали заложниками настольной игры, то в ленте Джейка Кэздана действуют правила более актуальных ныне видеоигр. И работает это довольно хорошо. Видеоигровые условности становятся обязательными правилами, по которым живет этот виртуальный мир. Сами герои узнают о тех или иных законах «Джуманджи» постепенно, методом проб и ошибок. Так они обучаются правильному использованию преимуществ своих персонажей, часто неожиданных для себя реальных, а также остерегаются своих слабых сторон, которые есть у всех, кроме аватара Спенсера. Некоторые накладывающиеся на происходящее вокруг правила из игр, такие как строго ограниченное количество реплик у неигровых персонажей, катсцены или продвижение к конечной цели в виде прохождения уровней, прямым текстом высмеиваются персонажами, что не раз заставит улыбнуться тех зрителей, которым мир видеоигр не чужд.
Читайте также: Интерактивное кино - на стыке фильмов и игр
Все это подается забавно и временами вполне изобретательно. Но при этом нельзя не отметить, что среди перенесенных из видеоигр особенностей в фильме оказались крайне предсказуемый сюжет и откровенно посредственный злодей. Да, с одной стороны, для средней руки видеоигры это выглядит логично, а авторы как раз и занимаются тем, что интегрируют игру в фильм. Но с другой стороны, есть в этом, говоря языком геймеров, некое читерство, позволяющее авторам не больно-то напрягаться по поводу проработки сценария и ряда второстепенных героев. Более того, высока вероятность, что для тех зрителей, кому мир видеоигр совершенно не близок, концепция и юмор «Зова джунглей» покажутся, мягко говоря, не до конца понятными.
Однако есть у этого фильма и еще одно более универсальное для всех зрителей преимущество. Авторы неплохо демонстрируют несоответствие личностей героев истории и их игровых персонажей. Скромный, трусливый и стеснительный Спенсер оказывается в теле харизматичного силача без слабостей, способного без особого напряга раскидать даже целую группу врагов. Спортсмен Фридж теперь – небольшого роста зоолог-оруженосец, ко всему этому еще и ужасно медленный. Неуверенная в себе Марта становится красоткой-воином в крайне откровенном, по ее меркам, наряде, а привыкшая к «лайкам» Беттани попадает в тело толстенького бородатого картографа. Каждый из актеров-исполнителей ролей четверки главных героев явно находится на своем месте, демонстрируя, как их персонажи оказываются в совершенно чуждой им оболочке. Процесс «синхронизации» школьников со своими игровыми аватарами становится темой огромного количества шуток: Дуэйн Джонсон будто бы впервые примеряет на себя крутость и харизму, Джек Блэк неожиданно свыкается с телом и знаниями образованного мужчины, Кевин Харт недоумевает от ограниченности своего аватара, а Карен Гиллан неловко познает свою сексапильность и решительность. И все же при всех плюсах актерского состава в «Зове джунглей», к сожалению, нет персонажа (или актера), эквивалентного Алану Пэрришу в исполнении Робина Уильямса, которого тут, кстати, разок все-таки между делом вспоминают. Стоит отметить, что, помимо самой волшебной, хоть и видоизмененной игры «Джуманджи», это, по сути, единственная связь между двумя фильмами.
С приключенческой частью нового «Джуманджи» все в порядке. Это, конечно, не «Индиана Джонс» лучших лет франшизы, и до видеоигровой серии Uncharted ленте Кэздана далеко, но будем откровенны – оригинальной картине Джо Джонстона в плане приключений фильм как минимум не уступает. Эффекты в «Зове джунглей» реализованы на должном уровне. Сцены и обстоятельства сменяются с достаточной периодичностью для того, чтобы зритель не заскучал. Сбавленное добротной долей юмора это зрелище превращается в добротный аттракцион, пускай и не дотягивающий до уровня последнего «Тора», например, но уж точно не разочаровывающий, как условная «Мумия» этого года.
«Джуманджи: Зов Джунглей» не назвать идеальным продолжением фильма 1995 года. Вряд ли ленту Кэздана будут пересматривать по несколько раз, вспоминая с особой теплотой на душе. Да и может ли вообще у такой ленты, как «Джуманджи» Джо Джонстона, оставившего за собой длинный шлейф из ностальгии, быть идеальный сиквел, способный полностью удовлетворить все потребности ценителей оригинала? Вряд ли. Фильм Кэздана и не старается паразитировать на былых чувствах, предлагая свою историю и новых героев, которые не займут особого места в сердцах ценителей оригинальной картины, однако в один из этих декабрьских пасмурных деньков вполне смогут вызвать на лицах зрителей улыбку-другую.