В центе сюжета – назначение главной героини Джэнет на должность министра. По такому случаю она собирает всех своих близких друзей у себя дома, чтобы просто выпить вина, пообщаться и отпраздновать. Но ее муж Билл сам как не свой с самого начала вечера, и в конце концов он делится с ней и с гостями не очень хорошими новостями. Настроение всей компании портится. Каждый начинает предъявлять свои претензии, хотя казалось, что все собравшиеся друзья навеки. Вечер становится катастрофой.
Салли Поттер всегда была ближе к театрализации своих картин – особенно это заметно в поэтичном «Орландо» (1992) и ритмичном «Уроке танго» (1997). В «Вечеринке» все действие происходит в одном доме, главные герои фокстротом передвигаются по комнатам, иногда заглядывая в сад. Их движения слаженны и открыты для импровизации, однако в них присутствует некоторая скованность, присущая театральной сцене, где за определенную «линию периметра» заходить нельзя. Внимание концентрируется на ораторских способностях ведущих актеров. Несмотря на различие экранного времени, у каждого своя главная роль. Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполл, Черри Джонс, Эмили Мортимер, Киллиан Мерфи, Патришия Кларксон и Бруно Ганц заполняют собою пространство, как бы «насыщая» собой все вокруг, даже если их герои просто сидят и смотрят в одну точку.
Дерзкие, язвительные, абсурдные, до боли смешные диалоги двигают повествование, а актеры являются только проводниками, чтобы конструктивно «подвести» сюжет к итогу. За ними следит камера Алексея Родионова, который не раз был глазами Салли Поттер в ее знаковых картинах. Черно-белая «тематика» позволяет смотреть на реальность через призму художественности, но в то же время не сбрасывая со счетов правдивость и значимость времени. Салли Поттер, несмотря на театральность, показывает повседневность с абсурдной точки зрения через палитру черно-белого, чтобы не отвлекаться на разные цвета и раскрыть глубину человеческих взаимоотношений.
Как обыденно смотрятся всего лишь два модернизированных цвета, и как артхаусно и картинно предстает история безо всякого намека на необходимость цветокоррекции, чувствительности и шумов, которые делают цвет и контрастность более насыщенными и заметными. Резкость здесь все же присутствует, детально разоблачая эмоции главных героев через многочисленные косые «close-ups» и редкие, но ударные средние планы.
Абсурдность, innuendo, макабр и другие элементы комического — главные элементы британского юмора и самого кино в том числе. Салли Поттер чисто по-британски, через нестыковку положений, несообразность и сюр, показывает современное общество с его многочисленными вопросами и заумными, но не всегда правильными ответами. Череда «нонсенсов» рассказывает про постмодерную эпоху, пост-постфеминисткий мир. Может, пройдет еще пара лет, и в другие «-измы» будут добавлять еще больше приставок «пост-».
«Вечеринка» — это реальный сегодняшний ответ на исход Brexit, и потому обязательно надо добавить неподходящей под атмосферу музыки, как это делают герои ленты Готфрид и Том. Сатирический взгляд Салли Поттер разбивает «недосказанность», вызванную напряжением в политической жизни нынешней, «постбрексистской» Великобритании – через образ Джэнэт, оказавшейся в «лапах» Парламента после того, как заняла высокую должность. Иронизируют сами над собой все – академики, политики, лайфкоучи, финансисты и т.д.. У людей любой профессии есть повод посмеяться над собой, и герои смеются, по-своему выигрывая эту неравную борьбу «интеллектуальных жизненных анекдотов».
Только один образ не делит со своими «коллегами» экранное время. Мириам, жена Тома (Киллиан Мерфи), всеми любимая и долгожданная гостья, все собиравшаяся прибыть на праздник «с минуты на минуту». Ее постоянно вспоминают, говорят, обсуждают, она становится свидетелем и главным действующем лицом кульминационного момента и дальнейшего развития действия. Мириам представляет собой Годо из пьесы «В ожидании Годо» ирландского драматурга Сэмюэла Беккета. Поттер создает свой театр абсурда на современный лад, где, возможно, вместо веревки, на которой хотели повеситься герои пьесы, один пистолет, но все равно никто не двигается с места.
Британский режиссер Салли Поттер (или лучше написать «режиссерка», раз уж здесь упоминается пост-постфеминисткий мир) не так часто делает повествование комическим, смотря на мир через призму реализма и фантастического, когда речь касается человеческих чувств. Однако «Вечеринка» — невероятный, мощный, эрудированный и смешной «камбэк» в мир «британскости» и, без сомнений, лучший фильм Соединенного Королевства за 2017 год.