Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 лучших хип-хоп альбомов 2017 года

Гид по лучшему русскому и зарубежному рэпу всех направлений.
28 декабря 2017 0
10 лучших хип-хоп альбомов 2017 года

В резонансном и мемоемком интервью баттл-рэпера Гнойного ведущий спрашивал того, когда хип-хоп перестанет быть главной музыкой планеты? «Когда они придумают что-то (...) [лучше], чем хип-хоп», - отвечал Гнойный. А пока они не придумали, читайте гид от Soyuz.Ru по лучшим релизам в жанре за год. Хотите не пропустить значимые релизы или просто выбрать, с чего начать знакомство со стилем? Наш путеводитель сможет вам помочь.

10

Wiley – “Godfather”

Грайму потребовалось более десяти лет для того, чтобы выйти на международный уровень, но в последние годы стиль набрал существенные обороты. Один из главных мемов 2017-го – пародийная композиция “Man’s Not Hot” комедийного персонажа Big Shaq, граймовые биты на 140 ударов в минуту – одна из любимых платформ в отечественном баттл-рэпе. На альбоме-блокбастере лондонца Skepta гостят Фаррелл Уильямс и ASAP Mob, на альбоме Дрейка гостит британец Гиггс (Giggs), а сам Дрейк объявляет себя частью движения Boy Better Know. На волне ажиотажа вокруг пулеметного британского подвида хип-хопа, с программным заявлением выступает MC, стоявший у истоков жанра; альбом Уайли так и называется: «Крестный отец».

“Godfather” – это именно то, что надо, самая эссенция грайма, альбом, с которого можно начинать знакомство с этим стилем. Пластинка не ставит сверхзадач, она лишена амбициозности и лоска, и ее нельзя назвать двигающей жанр вперед. Вместо этого она выполняет чисто прикладную задачу: заставляет слушателя в течение часа трясти головой в такт, оставляет грайм злым, возвращает его на улицы.

9

Pharaoh – “Pink Phloyd”

Как говорится, «малый позврослел». За несколько лет карьеры рэпер Pharaoh зарекомендовал себя, как интересного, оригинального (при всех многочисленных отсылках) и стильного персонажа, но по-настоящему сильных музыкальных произведений, за исключением пары «бэнгеров», в дискографии у него не было. Все изменил микстейп “Pink Phloyd” – взвешенная, зрелая, очень цельная и качественная пластинка, на которой жеманные стенания и подростковую эмоциональность сменил сильный песенный материал. Глеб Голубин проявляет тут себя настоящим универсалом: показывает, что может быть забавным («Школа»), мечтательным (“Louis Vuitton Kiss”), может выдавать автотюновый поп-рэп в духе The Weeknd («Одинокая звезда», «Порнозвезда (Remix)»). Может быть настоящим трэп-старом («Дико, например») или просто навалить остроумных злых строчек на бит («Лаллипап»).

С “Pink Phloyd” Фараон отправился навстречу забитым до отказа концертными площадками в 50-дневный тур по стране и ближнему зарубежью. Всего за пару лет прямо на глазах у слушателей родилась большая «Одинокая звезда».

8

Wiki – “No Mountains in Manhattan”

Участник отличной группы Ratking Вики вдыхает жизнь и энергию в ощутимо стагнирующий хип-хоп Восточного побережья. Это обновленный нью-йоркский звук: в нем слышится характерная приджазованность и отголоски бум-бэпа, но в то же время появились совершенно новые мотивы, южноамериканские и даже восточные, а также, как влитой, вплелся парящий клауд-рэп.

Подчеркивающий свои пуэрториканские корни Вики – преступно недооцененный MC. Его сложно с кем-либо спутать: он вроде бы немного напоминает Дэнни Брауна, но не прибегает к чрезмерной крикливости и экспрессии, и читает нараспев, будто пробегается по тактам вприпрыжку.

7

Yung Lean – “Stranger”

Юный швед Yung Lean – одна из самых влиятельных фигур «новой школы». Следы эстетики и звука, которые Лин продвигает последние пять лет, можно обнаружить повсеместно. Без толчка, который дали жанру ранние синглы рэпера, не было бы отечественных движений Yung Russia или Dead Dynasty, его образ и видеоклипы всколыхнули уличную моду, Френк Оушен перечисляет его имя через запятую с The Beatles в сопровождающей его прошлогодний шедевр “Blonde” аннотации. “Stranger” будто бы довершает все, что Лин создал к настоящему моменту: это законченное, элегантное и продуманное высказывание.

Продюсерская команда рэпера записывает воздушные искрящиеся биты, над которыми Лин будто бы левитирует; альбом звучит меланхолично и торжественно. “Stranger” доказывает, клауд-рэп себя еще не изжил, и в рамках этого поджанра еще есть место для свежего звука и интересного высказывания.

6

Jay-Z – “4:44”

Шон Картер – вне всяких сомнений, великий рэпер и бизнесмен, однако его дискография далека от идеальной: хороших и плохих пластинок в ней примерно пополам. Новый, 13-й по счету альбом “4:44” не просто принадлежит к «хорошей» половине его альбомов, но запросто может войти в тройку его самых лучших записей. На нем миллионер и один из самых влиятельных артистов в жанре обнажает душу, рассуждает о расово-политической ситуации в Соединенных Штатах, публично кается в измене жене, просит прощения у нее и детей.

Вместо привычного коммерческого лоска эти песни-исповеди снабжены грубо скроенным продакшеном. Продюсер No I.D., которого сам Канье Уэст называет своим «наставником», рубит крупными кусками жирные соуловые сэмплы, которые затем препарирует при помощи самых простых эффектов. Ставка сделана не на аккуратность, но на энергию, альбом звучит, как хип-хоп ручной работы. Джей-Зи обрамил свою самую искреннюю пластинку в карьере в очень оригинальный звук, и зазвучал обособленно, не похоже ни на кого другого в хип-хопе, как и полагается королю.

5

Future – “HNDRXX”

С 2015 года один из главных талантов Атланты остается одним из самых продуктивных артистов в хип-хопе; в этом году с разницей в неделю Фьючер выпустил два новых альбома. Первый, носящий название “FUTURE” – это привычный трэп-рэп, монотонный, гипнотический, подчеркнуто уличный, подаривший артисту его самый крупный коммерческий успех в виде сингла “Mask Off”.

Второй же альбом “HNDRXX” – попросту самая удивительная музыка, которую Фьючер когда-либо выпускал. Это его уникальное прочтение соула и r’n’b, на нем трэп-рэпер, флоу и хрипловатый заавтотюненый голос которого называли «роботизированным», добавляет в свою музыку души и чувств, а также выдает под футуристичный продакшен десятки запоминающихся хуков и мелодий. На “XNDRXX” Future звучит сообразно своему имени: примерно таким представляется r’n’b из будущего.

4

ЛСП – “Tragic City”

Идея ЛСП – веселье со слезами на глазах, эскапизм и экзистенциализм наотмашь – всегда читалась довольно четко, но третий номерной альбом дуэта “Tragic City” довел их почерк до совершенства. На “Tragic City”, который слушается как концептуальный альбом, поэт-певец-рэпер Олег Савченко и его напарник-продюсер Рома Англичанин развернулись в полную силу и записали драматический эпос, в котором от разбитого сердца («Белый танец», «Канкан») до «Конца света» оказывается всего пара хитовых поп-трэповых композиций.

Еще недавно казавшиеся слегка маргинальными, ЛСП выдали на “Tragic City” кучу запоминающихся песен, отыграли в этом году гигантское турне, и заявились на крупнейшие площадки, вроде московского Stadium, на следующую весну. После скоропостижной кончины Англичанина в конце лета, Савченко расширил концертный состав и начал отрабатывать сразу за двоих, став для нового поколения и Сергеем Жуковым, и Ромой Зверем в одном лице. Самый вдумчивый, поэтичный и рефлексивный поп-рэп в мире производится на русском языке.

3

Brockhampton – Saturation (I, II, III)

Лос-Анджелесское объединение Brockhampton именует себя «бойз-бэндом», однако употребляет этот термин не для того, чтобы обозначить музыкальную направленность своего творчества, а, скорее, для того, чтобы дать представление о тщательности своего подхода. Всего за полгода Brockhampton, сформировавшиеся на форуме фанатского сайта Канье Уэста Kanyetothe.com, выпустили три полноценные пластинки под заголовком “Saturation” – «насыщение» и сформировали свою узнаваемую эстетику. Ведомая рэпером и идеологом Кевином Абстрактом группа балансирует между хардкорным хип-хопом, поп-рэпом и альтернативным r’n’b, каждая из трех их пластинок стремительная, разнообразная, яркая. Многочисленные участники Brockhampton буквально врываются в композиции и перетягивают одеяло на себя, при этом, все вместе звучат гармонично и не похоже ни на одну другую хип-хоп группу сейчас.

Три части “Saturation” (длиной, в общей сложности, около двух с половиной часов) – одна из самых изобретательных серий в хип-хопе за все время его существования и звучит она как результат того, что выйдет, если запереть в одной комнате полтора десятка талантливых и непохожих друг на друга MC.

2

Kendrick Lamar – “DAMN.”

Предыдущий альбом Кендрика Ламана “To Pimp a Butterfly” закрепил за рэпером репутацию одного из самых смелых мейджор-артистов в индустрии. Ламар не просто делает классные треки, записывает лучшие куплеты и выпускает отличные альбомы – он раздвигает сам формат альбома, выпускает пластинки-ребусы, заставляет слушателей гадать и строить теории, постоянно экспериментирует, прибегает к неочевидным музыкальным решениям и остается, при этом, одним из самых востребованных исполнителей. Что и говорить: предсмертный альбом Дэвида Боуи “Blackstar” был, по словам его автора, написан под впечатлением от Ламара.

В сравнении с предыдущими двумя пластинками рэпера, “DAMN.” кажется более прямолинейным и простым , но это только на первый взгляд. С одной стороны, Ламар совершает круг почета, триумфально гарцует на боевом коне перед покоренной им рэп-индустрией (“HUMBLE.”, “ELEMENT.”), выдает свой самый хитовый и доступный материал (“LOYALTY.”, “GOD.”). С другой, его новая пластинка полна рефлексии: Ламар читает о хрупкости жизни, о своем мессианском комплексе, о страхах не оправдать надежды. Композиции многосоставные: “XXX.”, в которой можно услышать Боно из U2, за четыре минуты трижды меняет бит; точно также и Кендрик Ламар успевает тремя куплетами охватить совершенно разные темы и представить в своем творчестве различные, порой противоречивые, взгляды. Поразительно, как настолько сложная и многоступенчатая музыка может быть практически самой популярной в мире: если бы не Тейлор Свифт, ворвавшаяся в чарты в конце года, “DAMN.” был бы самой продаваемой пластиной 2017-го.

1

Скриптонит – «Праздник на улице 36» / «Уроборос: Улица 36» / «Уроборос: Зеркала»

Кто бы еще пару лет назад мог подумать о том, что самый передовой хип-хоп придет из Северного Казахстана, города Павлодар? Но это произошло в 2015 году с выходом выдающегося дебютного альбома Скриптонита «Дом с нормальными явлениями» (лучшей русскоязычной записи последних лет пяти, как минимум), и продолжилось в 2017-м сразу тремя пластинками. Адиль Жалелов, он же Скриптонит – хип-хоп артист с уникальным слухом: он не просто продюсирует свою музыку по новейшим лекалам, местами даже опережая лидеров жанра (того же Кендрика Ламара), не просто виртуозно подбирает интересные, свежие сочетания текстур и звуков, но играет с пространством, работает над тем, как распространяется звук из источника. Его пластинки настолько глубоко проработаны, что звучат по-разному в зависимости от того, играют они в наушниках или стереосистеме, что их можно слушать месяцами напролет, и все равно открывать для себя потаенные слои и значения.

Три альбома, которые Скриптонит выпустил в 2017 году позволили ему обыграть конкурентов не только в звуковом поле, но и в смысловом. Все четыре его альбома гармонично выстраиваются в одну подробную автобиографичную историю, в которой за «Улицей 36», повествующей о начале начал, следует параноидальный и пробивной «Дом», за ним идут взрывной «Праздник», а завершают все «Зеркала», основные идеи которых – себя не переделать, от себя не убежать, и жить стоит ради музыки и близких. Дилогией «Уроборос» (символа закольцованного змея, пожирающего самого себя), вышедшей под самый конец года, Жалелов обрамил все свое творчество до сегодняшнего момента, и объявил о том, что выходит из рэп-игры. Своими альбомами Скриптонит сказал в хип-хопе все, что хотел, добавить нечего, остается лишь расслушивать.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями