Джо – один из двух, в компании собственного ученика и коллеги по проекту G3 Стива Вая (Steve Vai) тех гитаристов-виртуозов, к которым все привыкли как минимум в большом мире. Шутка ли – музыкант не просто сохранил высочайший статус не только среди коллег, но и среди условно широкого слушателя, но и до сих пор не лишился контракта с фирмой-мэйджором, а именно с Sony Music. Это при том, что в чистом виде этот контракт существует с 1992 года! То есть Джо превратился своего рода в деталь музыкального интерьера, существование которой никем не оспаривается, но и новаций от музыканта особо не ждут. В конечном итоге всё его творчество до 12 января 2018 года сводилось к музыкальной формуле, окончательно сформулированной уже на втором, его прорывном альбоме “Surfing With The Alien” (1987) – мелодичные своего рода песни без слов с очень узнаваемым и гладким гитарным звуком. При этом аранжировочные отклонения, точнее стилизации, могли быть очень разными, от заигрываний с альтернативным звуком на альбоме “Crystal Planet” (1998) и электронного аккомпанемента на “Engines Of Creation” (2000) до высоколобого почти прогрессив-фьюжна, продемонстрированного уже на предпоследнем альбоме музыканта “Shockwave Supernova” (2015). В общем, музыкальный мир не вполне оказался подготовлен к сюрпризу, который Джо преподнёс с новейшим альбомом с говорящим названием “What Happens Next” («Что случится дальше»).
А случилось действительно нечто очень интересное – теперь Джо может заставить говорить о себе не просто как о герое-гитаристе для умного слушателя, но и как о воистину безграничном стилизаторе и, не удивляйтесь, одном из главных имён ретро-рока. Конечно, информация о том, что Джо записывает альбом совместно со своим коллегой по суперсоставу Chickenfoot, барабанщиком Чадом Смитом (Chad Smith, также Red Hot Chili Peppers) и не нуждающимся в России в преставлении бас-гитаристом Гленном Хьюзом (Glenn Hughes) появились в профильных СМИ не вчера, да и аудиоклипы к альбомным пьесам были на YouTube опубликованы – но всё это не могло подготовить никого к факту, идеологическую важность которого трудно переоценить. А именно: Джо записал стопроцентный хард-роковый альбом, в сумме являющийся трибьютом музыке и звучанию 70-х годов.
Но настолько ли это неожиданно для самого музыканта? Вряд ли: как уже говорилось, Джо всегда умел писать материал, нацеленный именно на достижение известного коммерческого успеха среди вовсе не братьев по шестиструнному оружию или нишевой аудитории («а ещё я могу сыграть вот так!»), а именно среди более-менее широкой публики. Опять повторимся, что пьесы Джо – этот вовсе не забой и умение сыграть много нот в секунду, а именно что песни без слов. И понятно, что крутясь вот уже сколько лет в большом шоу-бизнесе, Джо прекрасно понимает, куда ветры дуют и не понаслышке знает, каким спросом по сравнению с актуальными новинками ныне пользуются переиздания рок-альбомов былых эпох.
Да, пьесы, попавшие на “What Happens Next” могли бы быть аранжированы в привычном для Джо духе, но зачем это, если с тобой в студии играет один из самых харизматичных бас-гитаристов за всю историю рок-н-ролла и давно знакомый тебе барабанщик, который не раз и не два делом доказывал свою готовность исполнять материал так, как будто на дворе всё еще 70-е? Причем, что удивительно, новинка не имеет никакого отношения к стадионному фьюжну той же эпохи, хорошим примером которого могут служить соответствующие альбомы гитариста Эла Ди Меолы (Al Di Meola) – это практически чистый хард-рок с лёгкими экскурсиями в фанк. Понятно, от кого здесь фанк – от Гленна, однако и своих симпатий к хард-року той поры Джо на сей раз решил не прятать, вспомнив, очевидно, и о своём полугодовом опыте работы в Deep Purple.
А, быть может, перед нами просто удивительный пример того, как исполнительские инстинкты музыкантов с возрастом только углубляются, а вкусы и пристрастия возвращаются на отправную точку их карьеры? Можно сказать и так, но всё равно первый же номер “What Happens Next”, “Energy” оправдывает своё название гораздо более, чем на 100% и являет собой старомодную залихватcкую буги-пьесу, сразу же напоминающую о концертом стандарте американцев Blue Öyster Cllt “Buck’s Boogie” (1975). И далее рок-ветераны предлагают нам не менее как увлекательную экскурсию по рок-семидесятым от «гвоздевального» хард-фанка вполне в духе Mother's Finest (“Catbot” и, в несколько меньшей степени, “Super Funky Badass”) до, выразимся так, ретропрогрессива (“Invisible”). О том, что мы слышим работу именно Джо Сатриани, а не неизвестного виртуоза 70-х, нам сообщают привычные мелодии и еще более привычный тембр гитары Джо в сольных сегментах.
На этом сходство и заканчивается, уже при записи ритм-гитар Джо пользуется гораздо более жёстким и даже несколько грязным звучанием – я нисколько не удивлюсь, если узнаю, что при записи применялись усилители и гитарные обработки более чем 40-летней давности. Причём, ещё раз повторюсь, альбом очень дружелюбен к слушателю – комфортные фанк-хиты в облике “Looper” и титульного трека наверняка будут отлицензированы для массы рекламных роликов, а русскому человеку на ухо точно ляжет номер “Righteous” с прямо-таки родной для нас мелодикой, и как будто слышанный нами уже не один раз. Так что если для вас определение «ретро-рок» пока ещё не значит ничего, добро пожаловать к “What Happens Next”. А если же вы без классического рока и понятно каких групп жить не можете, то ознакомьтесь с новинкой и убедитесь в том, что далеко не все артисты 80-х «не имеют души», как вы любите о том рассуждать.