В дискуссиях о музыкальном пиратстве в интернете за последние почти два десятилетия сломано немало копий. За это время появился и стал значительным явлением портал YouTube, появились и развиваются разнообразные стриминговые сервисы. Музыкальная индустрия пытается отвечать на вызовы времени и предлагать альтернативы, но пока нельзя сказать, что переход к цифровой эпохе произошёл успешно. Как должна распространяться музыка в новом тысячелетии? Мнения музыкантов на этот счёт очень разнятся. Сегодня мы вспоминаем известных деятелей музыкальной индустрии, которые неявно или даже открыто поддерживают музыкальное пиратство. Не отнимая у каждого творца законного права распоряжаться плодами своих трудов, Soyuz.Ru, тем не менее, считает, что авторские права должны неукоснительно соблюдаться, а любая хорошо сделанная работа - справедливо вознаграждаться.
Шакира
Колумбийская певица не скрывает симпатий к музыкальным пиратам. Шакира сказала по поводу нынешнего положения дел: «Мне нравится то, что происходит, потому что я ощущаю себя ближе к фанатам и к людям, которые ценят музыку». Артистка далее пояснила свою позицию: «В некотором роде, происходит демократизация музыки. И музыка становится как подарок. А это то, чем она и должна быть - подарком». Хотя уж кому-кому, а Шакире точно беспокоиться не о чем – даже в интернет-эпоху её альбомы и синглы расходятся солидными тиражами.
Генри Роллинз
Один из самых известных деятелей хардкор-панка (представители которого особенно активно пропагандировали принципы DIY), Генри Роллинз и по прошествии многих лет не изменил былым идеалам. Этот бескомпромиссный исполнитель открыто заявлял в интервью, что скорее предпочитает быть "услышанным, нежели оплаченным" и не видит проблемы в скачивании своей музыки из сети. Кроме того, Роллинз считает, что в наше время артистам непременно следует красиво оформлять издания на физических носителях и снабжать их разнообразными бонусами, ибо так ты показываешь своим фанатам, готовым платить, что ценишь их и уважаешь.
Нил Янг
Многие заслуженные ветераны рок-музыки относятся к интернету и обмену музыкой через сеть крайне негативно. Это, в общем-то, и не удивительно, - они возмужали и стали большими артистами, а впоследствии прожили большую часть жизни в иных условиях, и ценности того порядка для них незыблемы. В числе деятелей, активно выступающих против современного пиратства - участники The Beatles, The Who, Led Zeppelin, Queen. Но и среди мэтров есть исключения из правил. Так, Нил Янг, выступая на одной конференции, провозгласил по поводу пиратства, что «это мне не вредит, так как я рассматриваю интернет как новое радио. Как по мне, так прежнее радио уходит в прошлое… Пиратство – это новое радио». Музыкант подчеркнул, что таков настоящий мир для современных детей, и с этим нужно считаться.
Тем не менее, при лояльном отношении к пиратству, Янга беспокоит низкое качество mp3-файлов, распространяемых в сети или доступных на стриминговых сервисах. В этом отношении Нил строг и принципиален. Известен его отказ разместить свои произведения на Spotify, поскольку, по мнению маэстро, технологии портала сильно снижают качество звучания его музыки.
Ник Мейсон (Pink Floyd)
В 2009 году ещё один видный и авторитетный человек вступился за интернет-пользователей. Признав, что, конечно, лучше, когда люди при скачивании треков платят за них, нежели получают музыку «на халяву», ударник Pink Floyd, тем не менее, не стал драматизировать ситуацию. «Последнее, что мы намереваемся делать, - это развязывать войну с нашими поклонниками. Файлообмен означает новое поколение фанатов для нас» - так выразился Мейсон. Кроме того, Ник оценивал положение дел оптимистично. По его словам, когда Pink Floyd только начинали свою карьеру, никто и подумать не мог ни о чём, кроме винила. Но, в дальнейшем, индустрию меняли аудиокассеты, CD-диски. Ко всему удавалось приспособиться, получится адаптироваться и к цифровому формату. Мейсон заявил, что молодые музыканты, более восприимчивые к инновациям и современным технологиям, непременно выработают новые правила взаимодействия с аудиторией и найдут верные решения. [Стоит также отметить, что когда U2 «подарили» пользователям iTunes свой новый альбом "Songs Of Innocence", Мейсон заявил, что бесплатная раздача альбома U2 «обесценивает» их музыку. Прим. Soyuz.Ru]
Эд О’Брайен (Radiohead)
Гитарист группы Radiohead довольно спокойно воспринимает ситуацию с интернет-пиратством. По его словам, он относится к этому делу как к более продвинутой и массовой вариации того, чем ровесники О’Брайена занимались в юности, переписывая дома друг у друга аудиокассеты. У каждого поколения свои методы и взгляды. Современная молодёжь скачивает музыку из сети и думает «так, этот альбом мне нравится, пожалуй, куплю его» или «интересные ребята, надо бы сходить на их выступление». Происходит серьёзный сдвиг в мышлении, полагает Эд, и это следует принять как факт. У коллеги О’Брайена по Radiohead, Тома Йорка, более неоднозначное отношение к файлообмену, но и он однажды в сердцах заявил: «Причина, по которой люди занимаются пиратством – желание получить доступ к хорошей музыке; последнего они не имеют, поскольку нынешнее радио - дерьмо».
Стоит отметить, что заявления Мейсона и О’Брайена вызвали критику звёзд более молодого поколения, в частности, певицы Лили Аллен. Последняя высказалась в том духе, что хорошо же им, катающимся в аншлаговые гастроли (О’Брайен) или обладающим самой большой коллекцией «Феррари» в мире (Мейсон) поддерживать файлообмен. Для молодых талантов пиратство – это сущая катастрофа.
50 Cent
Среди представителей американского рэпа и хип-хопа также нет единства по вопросу интернет-пиратства. Кто-то выступает с жёсткой критикой файлообмена и нерадивых пользователей (а рэперы умеют довольно жёстко осадить своих недругов). Однако 50 Cent занял противоположную позицию. Он сказал, что молодой поклонник может оказаться верным и преданным артисту вне зависимости от того, купил он запись или скачал. Если скачал – то в противовес этому придёт на концерт, приобретёт футболку или ещё какой-нибудь сувенир. Хип-хоп, в отличие от джаза или классической музыки, более ориентирован на молодёжную среду, более восприимчивую к новшествам. Посему, замечает 50 Cent, менеджерам музыкантов нужно считаться с действительностью и пытаться максимизировать прибыль от проведения концертов и продажи «мерча». Наконец, заключил рэпер, проблема современности ещё и в том, что артисты не получают ныне такой помощи и поддержки в развитии, как раньше, по сути, их учат продавать мелодии, но не записи.
Дэйв Раунтри (Blur)
В обращении к британским властям, призывающим не ужесточать законодательство по отношению к незаконной загрузке и обмену музыкой в интернете (которое в перспективе способно криминализировать целое поколение фанатов) к Radiohead и Нику Мейсону присоединилась ещё одна культовая группа – Blur. Спикером от её лица выступил барабанщик Дэйв Раунтри, к слову, пробовавший в своё время себя в политике (пусть и без особых успехов). Раунтри сказал, что «тот факт, что файлообмен развивается и сохраняет популярность – это, на самом деле невероятно позитивная вещь для музыкальной индустрии; музыка настолько популярна, что люди готовы нарушить закон, чтобы получить её». Да, признаёт Дэйв, было бы неплохо каким-то образом монетизировать файлообмен, он даже лично выдвигал соответствующие предложения лейблам, но его никто не слушал. Однако Blur не собираются враждовать со своими фанатами из-за неповоротливости индустрии.
Билли Брэгг
Главным зачинщиком всех упомянутых протестов с участием Blur, Radiohead и Ника Мейсона, по сути, был именно этот человек. Известный британский рок-исполнитель, автор множества протестных песен, политический активист Билли Брэгг стоял у истоков некоммерческой организации “Featured Artists Coalition”, целью которой является постепенное обновление законодательства, дабы оно лучше соответствовало новым условиям музыкальной индустрии.
В эпоху высокой конкуренции за внимание, считает Брэгг, любые ужесточения правил игры могут отвратить молодых людей от идеи слушать музыку. Совершенно недопустимо, чтобы тяжесть закона обрушивалась на поклонников, которые просто хотят послушать новую песню. «Мы должны поощрять людей становиться фанатами музыки и, нравится нам это или нет, но незаконный файлообмен как раз и побуждает их становиться такими фанатами».
Трент Резнор (Nine Inch Nails)
Ссора Трента Резнора с лейблом Universal из-за чрезмерных, по мнению музыканта, цен на диски Nine Inch Nails в Австралии и призыв к поклонникам проекта скачивать пластинку “Year Zero” из сети стала, наравне с действиями Radiohead, самым ярким событием второй половины 2000-х из числа соотносящихся с нашей тематикой. Трент объявил об уходе в независимое плавание и сделал альбом “The Slip” доступным для скачивания с официального сайта NIN. В настоящее время музыкант, дабы снять с себя заботы о раскрутке и получать больше прибыли, вновь вернулся под крыло мейджора (теперь это Columbia Records). Но, думается, человек, в своё время называвший известный портал “Oink” «самым лучшим в мире музыкальным магазином» и часто на нём «зависавший», не утратил своего доброго отношения к интернет-аудитории.
Хью Корнуэлл (The Stranglers)
Когда в 2001 году во время одного интервью репортёр познакомил бывшего вокалиста и гитариста группы The Stranglers с Napster, Хью отреагировал неоднозначно. С одной стороны, казалось ему, это хорошая площадка, где можно делиться концертными или редкими записями. С другой стороны, Корнуэлл выразил вполне объяснимое беспокойство. Мол, не может он потворствовать появлению своих студийных песен в открытом доступе, ведь он потратил деньги на их запись, должен же автор получать с их продажи роялти. В противном случае, ему придётся завязать с музыкой и стать водителем такси.
Однако, прошло несколько лет, и Хью показал готовность считаться с реалиями XXI века. Последовав примеру Radiohead и Nine Inch Nails, Корнуэлл в 2008 году выложил свой новый альбом Hooverdam для свободного скачивания. Там же поклонники артиста могли по желанию заказать себе виниловую или CD-версию, дабы отблагодарить его. В то время, как то и дело в прессе появлялась информация о планах британского правительства по ужесточению антипиратского законодательства, Хью говорил, что теперь считает, что когда фанаты обмениваются его музыкой в интернете - это, в принципе, хорошо. Альбом Корнуэлла Totem and Taboo, выпущенный в 2013 году и распространявшийся по предварительному заказу, стал подтверждением взятого музыкантом курса на более гибкое взаимодействие со своей аудиторией. И, самое главное, карьеру Хью не завершил, и никаким водителем такси не стал.
Стив Альбини
Американский музыкант, продюсер, звукорежиссёр и журналист, один из немногих по-настоящему независимых людей в рок-музыке, Альбини и ситуацию обрисовывает именно с позиции деятеля андеграунда. Ещё в первой половине 1990-х вышла заметка “The problem with music” за его авторством, в которой он с помощью расчётов расходов и доходов деятельности рок-группы показал, как индустрия наживается на музыкантах. Вполне прогнозируемо, что Стив положительно оценил влияние интернета на шоу-бизнес.
Во-первых, Стив не признаёт термин «пиратство»: по его словам, есть просто люди, которые слушают музыку и делятся ею с другими людьми, и это хорошо, так как при этом расширяется аудитория. Второе – интернет не повредил независимой сцене, так как тамошние артисты никогда не полагались на мейнстримовую индустрию в вопросах поиска поклонников. Звукозапись никуда не исчезнет, поскольку группы всё равно захотят записываться. Кроме того, всегда будет существовать рынок ценителей высококачественных студийных работ. Третье – да, продажи физических носителей упали, но большинство артистов большую часть сил и энергии тратят на выступления и гастроли. Цены на билеты на концерты в последнее время выросли так, что даже клубные группы могут нормально зарабатывать. При этом затраты на маркетинг и рекламу теперь существенно ниже. Четвёртое – файлообмен позволяет музыке проникать даже в «глухие места», жители которых отныне не зависят от работы магазинов и поставщиков. В качестве комплексного примера на пункты 3 и 4, Альбини рассказывает о гастролях своей группы Shellac по Восточной Европе. В каждом городе, где они играли, набирались полные залы, при том что продажи записей коллектива в этом регионе близки к нулевым.
Дэйв Грол (Foo Fighters)
Лидер Foo Fighters весьма определённо и недвусмысленно высказывался в поддержку людей, обменивающихся аудиофайлами через Всемирную сеть. Подобно Эду О’Брайену, Дэйв видел текущее положение дел лишь продолжением и развитием процессов былых лет: «Это просто люди, которые хотят музыку, и в этом нет ничего плохого. Это то же самое, как если бы кто-то включил гребаное радио, это то же самое, как кто-то кладет кассету в кассетную деку, когда BBC транслирует специальную радиосессию. Я не думаю, что это преступление, это продолжается уже много лет. Это то же самое, что люди делают кассеты друг для друга». Да, продолжал Грол, вред индустрии возрос, так как благодаря глобальному характеру интернета увеличился и масштаб нелегального обмена музыкой. Но, всё-таки, это не настолько ужасная вещь, как о том кричат, а потому, перво-наперво, стоит «заставить всех этих чёртовых миллионеров заткнуть свои рты и перестать скулить о тех 25 центах, что они теряют».