18 января на экраны выходит биографическая драма об одном из самых одиозных политиков XX века – Уинстоне Черчилле. Режиссером ленты стал британец Джо Райт, известный по картинам «Искупление» и «Анна Каренина», а главную роль исполнил изменившийся до неузнаваемости Гари Олдман.
Спустя полгода после эффектного «Дюнкерка» Кристофера Нолана на экраны выходит еще одна лента, связанная с военной операцией «Динамо». Суть ее заключалось в том, чтобы эвакуировать британских солдат с оккупированного немцами нормандского побережья. Получилось так, что два британских режиссера, не сговариваясь, сняли фильмы, дополняющие друг друга. Правда, Нолан по-новаторски подошел к выбранной теме: вывел главным героем не конкретных людей, а само событие, без пафоса показал героизм «гражданских». Джо Райт, наоборот, сделал традиционное и более привычное кино, с ожидаемым ярким и харизматичным героем в центре сюжета. Все его внимание сконцентрировано только на одном человеке – премьер-министре Великобритании Уинстоне Черчилле.
Сюжет фильма закручен вокруг нешуточных баталий, происходивших внутри английского парламента в мае и июне 1940 года. Гитлер захватил уже половину Западной Европы и готов вторгнуться в Великобританию. Действующий премьер-министр Невилл Чемберлен покинул свой пост, и на его место пришел раздражающий всех Уинстон Черчилль. На плечи 66-летнего премьер-министра лег неподъемный груз ответственности. Нужно в кратчайшие сроки решить, что делать с армией, застрявшей в Дюнкерке, и предотвратить назревающий со стороны министров заговор. Именно Черчиллю предстоит принять судьбоносное для Великобритании решение: подписать позорный мирный договор или вступить в кровопролитную войну. Однако даже в эти темные времена он не впадает в уныние.
«Темные времена» - это, в хорошем смысле, театр одного актера. Гари Олдман совершил настоящий актерский подвиг, перевоплотившись в британского премьер-министра. С первой же секунды появления его героя на экране становится ясно, что выбор Олдмана на главную роль – это абсолютное попадание в яблочко. Половина этой победы принадлежит японскому специалисту по гриму Кацузиро Цудзи, который участвовал в постановке лент «Планета обезьян» Тима Бертона и «Гринч – похититель Рождества». Он сотворил настоящее чудо: не лишил актера подвижной мимики, но придал ему почти фотографическое сходство с Черчиллем. Американские киноакадемики уже оценили работу Цудзи и включили его имя в шорт-лист номинантов на премию «Оскар» 2018 года.
Работа по гриму в фильме проделана великолепная, но и сам Гари Олдман постарался на славу. Ему удалось скопировать жесты, походку и даже произношение премьер-министра. К сожалению, последний пункт, как обычно, потерян в русском дубляже. Остается довольствоваться только образом, без звука. Черчилль, сыгранный Олдманом, – самая сильная часть фильма. Вредный и вспыльчивый, саркастичный и несдержанный, но еще он бесконечно преданный своему народу. Джо Райт мастерски собирает все символы, окружающие образ премьер-министра, и строит из них визуальный стиль своей картины. Котелок, жилет с часами, сигара и жест «виктория» - все эти клише образуют не забронзовевшего идола, а живого человека.Возможно, даже чересчур живого. Камера не оставляет Черчилля даже в туалете и в постели, ведь он ни на минуту не прекращает работать и диктовать речи своей преданной секретарше (Лили Джеймс).
Райт проявляет свой талант постановщика в полной мере и держит внимание зрителей от начала и до самого конца. Режиссер превращает политическую драму, с обилием разговоров и заседаниями в парламенте, чуть ли не в напряженный клаустрофобический триллер. Половина фильма проходит в подземном штабе, где почти нет света и воздуха. Всполохи сигары, как вспышки озарения будут освещать лицо Черчилля и противостоять сгущающейся вокруг мраку безысходности. Добавляет напряженной атмосферы и музыка постоянного композитора Райта - Дарио Маринелли (за музыку к «Искуплению» он получил «Оскар»). Присутствуют в картине и фирменные длинные проезды камеры, исполненные замечательным французским оператором Брюно Дельбоннелем, работавшем раннее с Александром Сокуровым, Тимом Бертоном и братьями Коэн. Между прочим, одна из таких долгих сцен без склеек из предыдущего фильма Райта «Искупление» уже входит в список самых знаменитых сцен в кино. Показывает она не что иное, как британскую армию, ожидающую спасения из Дюнкерка.
Можно рискнуть и предположить, что «Темные времена» ждет оглушительный успех на грядущей оскаровской церемонии (раз уж Олдман уже отхватил «Золотой глобус» в номинации «Лучшая мужская роль (драма)» за исполнение Уинстона Черчилля). Академики любят подобные ладно скроенные биографические драмы. Например, в 2010 году «Король говорит!» Тома Хупера при схожих исходных данных победил сразу в четырех главных номинация: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий». Роль короля-заики Георг VI принесла Колину Ферту долгожданную золотую статуэтку. Возможно, теперь пришло время наградить и Гари Олдмана, сыгравшего премьер-министра Черчилля. Ведь именно он [Черчилль] помогал Георгу VI не падать духом во время войны с Германией.