В продолжении яркой семейной комедии медведь из Перу, придуманный писателем Майклом Бондом, в британской столице уже чувствует себя своим – успевайте только умиляться. Маленький и добродушный Паддингтон прекрасно ладит с Браунами и любезничает с соседями. Чудные родители слегка постарели, отец-страховщик все так же орудует сухими цифрами, а мать не перестает фантазировать, дети повзрослели, домработница поседела, а тетушка Люси так и осталась в южно-американских джунглях. И вот, ко дню рождения любимой тетушки Паддингтон решает купить старинную книжку-раскладушку – переворачиваешь страницы, и изображения становятся объемными. Текста нет, зато сплошь одни выпуклые пейзажи Лондона: город оживает прямо на ладони. Только денег-то у медведя нет – пора учиться зарабатывать. Пенс к пенсу, глядишь, вот-вот винтажная книга окажется в пушистых лапках, но вдруг ее крадет таинственный вор, средь ночи исчезающий, как факир. Разумеется, злодея упускают, а медведь оказывается в ненужном месте в ненужное время, и после суда его отправляют за решетку.
«Приключения Паддингтона 2» все такой же уютный и чарующий фильм и, возможно, в этом его главная беда. Фильм молодого режиссера Пола Кинга, автора первой картины, до ужаса предсказуемый, а развязка – конечно же, хэппи-энд – виден за сотню мармеладных долин. И вообще, если людей уже не удивляет говорящий медведь, странностью и наивностью похожий на мистера Бина, зверя явно не от мира сего, с которым все так славненько сроднились, то почему никто не привезет старушку, по которой так сильно скучает всеми любимый Паддингтон? Да, история эпичнее, фантастичнее и отчаяннее. Сексуальную злодейку Николь Кидман, задумывавшую убить медвежонка и содрать с него шкуру, заменяет Хью Грант в образе эдакого Фантомаса – сумасшедшего мастера перевоплощений, желающего обогатиться. Злодей-неудачник угрожает главному герою, но вовсе не насильственно. Паддингтона просто-напросто убирают с дороги. Некогда знаменитый актер скользкий и хвастливый, и его слово в суде по непонятным причинам оказывается решающим. Правда, книгу с отпечатками медвежьих лап не нашли, но мохнатому все равно влепили 10 (!) лет тюрьмы. Печально, если так работает вся английская полиция. А тем временем город без медвежонка тут же впадает в уныние.
История с поиском сокровищ, вроде виртуозных спилберговских «Приключений Тинтина», попахивает дэнбрауновщиной и бондовщиной, а эстетика сюжета в тюрьме прямиком отсылает к сахарной комедии «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона. Между прочим, именно в «тюремных» сценах проявляется свежесть авторской мысли и юмора. Насильников, головорезов и прочего сброда в тюряге нет. Тут восхитительно совершенно все! Начиная от случайного перекрашивания Паддингтоном серой одежды заключенных и кормлением их бутербродами с апельсиновым мармеладом до гениального Брендана Глисона в образе сердитого тюремного повара по кличке Кулак, которого все люто боятся, но которого храбрый медведь соблазняет все тем же мармеладом. Как говорится, от мармелада хмурый день светлей... Тут вам и грозный взгляд Паддингтона, заставляющий напрячься даже самого злобного зэка, и превращение тюремной столовой в настоящую французскую кондитерскую, и прочие крохотные прелести, перед которыми невозможно устоять. И правда, как гласит вывеска: «Тюрьма – наш дом родной» (Prison sweet prison). Живо, элегантно, игрушечно и остроумно, а за решеткой угрюмой тюряги жизнерадостный медвежонок кажется еще более милым.
Если кто-то думает, что первый фильм – сущая сказка, то боюсь представить, что вы скажете о сиквеле. Книга оказывается крупной кражей, а реализм, как бы странно ни звучало, теряется за обилием визуальных эффектов, отчего думаешь: «Ну наворотили!». Все же сюжет первого фильма обладал маломальской сдержанностью и целостностью, невзирая на сказочность. Здесь же авторы лихачат до одури. Возможно, прозвучит консервативно, но «Приключения Паддингтона» уместно сравнить с блистательной политической сатирой «Лего. Фильм». Обе яркие картины говорят со взрослым, как с ребенком, мол, улыбнитесь, а то всю жизнь проворчите. «Приключения Паддингтона» – полезнейшее кино-лекарство во время всеобщей ненависти, страха и несправедливости с насмешкой над бюрократией и западным империализмом. Вспомните, ведь там заявляют, дескать, если не говорят по-английски, не пьют чай и не играют в крикет, то они – дикари, а не цивилизация. «Приключения Паддингтона» – чудесная комедия о доброте к незнакомцу, ведь доверчивый Паддингтон – сирота без крова. История о медведе обыграна как ответ на европейскую ксенофобию и показывает, что идеализированный Лондон открыт для всех.
Сам по себе сиквел дивный, но выбирая между первой и второй картинами, решительно голосую за первую. Оригинальная картина с великолепно нарисованным пушистым зверем тоньше, нежнее, умнее и душевнее. На сей же раз сиквел, полный экшена, отчего чуть длиннее, оказывается менее изобретательным (разве что только потрясающая воображаемая прогулка Паддингтона по иллюстрациям той самой антиквариатной книжки) и действительно по-детски шутовским, карнавальным и, как прежде, дружелюбным без претензии на нечто большее. И при всей сладости и авантюрности язык не повернется назвать скучной эту волшебно изображенную и весело сыгранную суматоху.