На большие экраны выходит лента, победившая на Венецианском кинофестивале 2017 года – долгожданная новинка от мексиканского режиссера Гильермо дель Торо, известного по лентам «Лабиринт Фавна» и «Багровый пик». Взяв за основу известный сказочный сюжет о Красавице и Чудовище, дель Торо сделал недетскую постмодернистскую сказку с жестким рейтингом «18+».
Фильм начинается как нежная история о мечтательной немой Элайзе Эспозито (Салли Хокинс), эдакой Амели из одноименного французского фильма.Днем она ест пироги и смотрит мюзиклы с пожилым соседом иллюстратором Джайлзом (Ричард Дженкинс), а ночью едет на секретную военную базу, где работает уборщицей, и слушает милую болтовню напарницы Зельды (Октавия Спенсер).На этом воздушность истории заканчивается, ведь на дворе 1962 год, и Холодная война в самом разгаре – американцам во что бы то ни стало надо догнать и перегнать Советский Союз. Тут как нельзя кстати подворачивается странное существо из Амазонки. Его хочет изучать работающий на русских доктор Хоффстеттлер (Майкл Стулбарг), и дрессировать военный Ричард Стрикленд (Майкл Шеннон). Элайза же, проникнувшись симпатией к человеку-амфибии, хочет отпустить его на волю.
Зная давнюю любовь дель Торо к различным чудовищам и старым фильмам ужасов, сюжет «Формы воды» не кажется чем-то удивительным. Фактически, это оммаж «Созданию из Черной лагуны». Из этого классического фильма ужасов режиссер позаимствовал и внешний вид монстра, и сюжетную основу, правда, с иной расстановкой смысловых акцентов. В ленте 1954 года малоприятная доисторическая амфибия из Амазонки пыталась украсть девушку, за что была наказана экспедицией ученых. Дель Торо, чьи симпатии всегда были на стороне монстров, подарил амазонскому ихтиандру не только более привлекательную внешность, но и возможность отомстить мучающим его извергам. Здесь следует похвалить постоянного актера Гильермо дель Торо Дага Джонса, которого мало кто узнает в лицо, зато можно без труда вспомнить сыгранных им персонажей – Фавна и Бледного человека из «Лабиринта Фавна». Одной только пластикой и существованием в кадре Джонсон создал зачаровывающее жуткой красотой существо. В такого монстра сложно не влюбиться, даже при том, что от человека у него только способность стоять на двух ногах и умение общаться языком жестов.
Читайте также: 13 актеров, которых невозможно узнать без грима
«Форма воды» удивительным образом весьма гармонично сочетает в себе целый набор жанров: шпионский триллер, постмодернистскую сказку, притчу, хоррор и социальную драму. Но главенствует здесь все-таки романтическая мелодрама. И это весьма удачная расстановка сил. Все-таки при все очевидной трэшовости исходного материала, у Гильермо дель Торо получилось снять смелую, чарующую, странную и пронзительную историю любви. Немая хрупкая Элайза и огромное чудовище – это, пожалуй, самая необычная экранная пара последних лет. Идейно близки к ним разве что персонажи Джонни Деппа и Вайноны Райдер из «Эдварда руки-ножницы». Но в паре, сыгранной Салли Хокинс и Джонсоном Дагом, и близко нет той всепроникающей меланхолии из фильма Тима Бертона или нагнетающей атмосферы безумия, как в прозе Лавкрафта (морские чудовища – одна из излюбленных тем писателя, чьи «Хребты безумия» давно мечтает экранизировать дель Торо). Наоборот, Элайза и амфибия – страстные и живые натуры, они не страдают от своей инаковости, а принимают ее. Этому способствует главная стихия фильма – вода, которая заполняет все экранное пространство и окрашивает кадры в изумрудно-синие тона. Водная стихия обрастает множеством поэтических метафор и символов: вода как источник жизни и как жизненно необходимый элемент; вода как дополнение к эротическому опыту; вода как любовь; она не имеет формы и заполняет собой любой сосуд.
Через всю фильмографию режиссера красной нитью проходит идея принятия другого. Дель Торо всегда на стороне слабого и неполноценного, будь то ребенок или немая женщина, каждый заслуживает любви и уважения. Будучи мексиканцем, он уже долгое время живет в Америке и Канаде, и поэтому не понаслышке знает, каково это – чувствовать себя «другим». Для иллюстрации излюбленной темы в новом фильме были выбраны не случайное место и время действия - старая добрая Америка начала 60-х. Правда, автор совершенно не считает ее «доброй». Иллюзия об идеальной, словно сошедшей с картинки, жизни довольно быстро испаряется из фильма: неравенство полов, притеснение темнокожих и гомосексуалистов. Даже пироги в типичном дайнере несъедобные. Неудивительно, что главная героиня предпочитает мир фантазий реальности.
Единственное, по чему позволяет себе поностальгировать дель Торо – это Золотой век Голливуда, с его мюзиклами и пеплумами. Из-за обилия цитат киномюзиклов так и хочется сравнить «Форму воды» с прошлогодним «Ла-Ла Лендом», но это был бы довольно поверхностный и формальный подход к этим двум замечательным, но все-таки очень разным лентам. И если и выбирать родственный по духу фильм, то ближе всего к «Форме воды» оказывается история о слепой девушке, любящей мюзиклы - «Танцующая в темноте» Ларса фон Триера. Правда, дель Торо, в отличие от Триера, заканчивает свою сказку счастливым концом.
«Форма воды» - это причудливое произведение, которое придется по вкусу далеко не каждому зрителю. Все-таки много в нем от ужастика категории «Б», хоть и подано это в сказочной обертке, да еще и под чарующую музыку Александра Депла. Однозначно не стоит пропускать фильм тем, кто любит современные сказки, в которых чудовище не должно превращаться в принца, а главная героиня не обязана быть юной красоткой.
26 Января 2018, 19:52