Самый популярный роман Стендаля часто путают с песней «Алисы» и называют его «Красное на чёрном». О нём мало говорят, редко цитируют и, хоть и отдают должное место в истории литературы, читают далеко не все. Ко дню рождения легендарного француза Soyuz.ru вспоминает биографию писателя, главный роман которого пытались запрещать более ста лет, и чьи взгляды на жизнь и искусство легли в основу самой настоящей теории счастья.
Сегодня мы считаем Стендаля одним из великих беллетристов XIX века, хотя при жизни он был знаменит как автор книг по истории Италии. Художественная литература занимает в его библиографии ничтожно малую долю. Гораздо больше в ней путевых очерков, статей, путеводителей и жизнеописаний.
Он родился 23 января 1783 года в Гренобле. Маленького Мари-Анри Бейля воспитывали отец, тётка и дед — мать будущего писателя умерла, когда её ребёнку едва исполнилось семь лет. Именно дедушка познакомил мальчика с миром литературы. Анри Ганьон был влюблён в просветителей и преподносил внуку Вольтера, Дидро и других. В это же время у Стендаля появляется недоверие к священнослужителям и клерикализму. Затем была учёба в центральной школе, где юноша полюбил латынь, историю искусств, математику, логику и философию. Ну а вместо поступления в Политехническую школу он оказывается в действующей армии Наполеона.
В это сложно поверить, но в 1812 году Стендаль побывал в России. Он стал свидетелем Бородинского сражения и видел, как горела Москва. Кроме того, писатель посещал Вязьму, Смоленск и другие города страны.
Как литератор Стендаль сформировался в Италии, которую всегда любил и почитал. Именно здесь он пишет свои первые работы. В Милане он создаёт «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», «Историю живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году». Но позже, когда и здесь жизнь Стендаля не задаётся, он переезжает обратно в Париж и продолжает писать. В 1822 году он дописывает книгу «О любви», а в 1823 — «Расин и Шекспир». Набравшись уверенности и приобретя колоссальный опыт в создании документальных сочинений, Стендаль берётся за художественную литературу. В те же самые 20-е годы он пишет два текста, которые приходятся по вкусу любителям реализма: в 1827-ом издаётся роман «Арманс», а спустя два года выходит повесть «Ванина Ванини».
Рубеж десятилетий Стендаль встречает в ужасном состоянии — у него нет ни постоянной работы, ни каких-либо серьёзных сбережений. Именно в это время он оканчивает свой самый известный роман — «Красное и чёрное». Он был опубликован в 1830 году, сразу после Июльской революции. Сюжет произведения был взят из криминальной хроники Гренобльской газеты. В исполнении Стендаля история Жюльена Сореля, провинциального гувернёра, стала одним из самых заметных текстов эпохи. Написанный в первой половине столетия, он вызвал бурю негодования во второй половине XIX века. В 1850 году Николай I накладывает вето на ещё не переведённый роман в России. Спустя 14 лет Ватикан добавляет «Красное и чёрное», вместе с десятками любовных историй, в «Индекс запрещённых книг». Даже спустя 100 лет после публикации произведение не даёт покоя политикам — в 1939 году, во время диктатуры Франко, книгу изымают из всех библиотек Испании.
Именно «Красное и чёрное» становится главным образцом психологического романа и первым в истории литературы «романом карьеры». Кроме того, на него равняются все последующие писатели-реалисты. В конце XIX века, несмотря на множество цензурных ограничений, интеллектуалы всей Европы зачитываются Стендалем. В 1874 году писатель Алексей Плещеев переводит нашумевшую работу француза на русский и публикует её в «Отечественных записках». И хотя роман долгое время не имел популярности у массового читателя, его высоко оценили и Бальзак, и Пушкин.
С 1834 по 1836 год Мари-Анри Бейль трудится над «Красным и белым» или «Люсьеном Левоном» — новым романом-хроникой. В нём автор делает попытку дать характеристику французскому обществу во времена Июльской монархии. Однако рукопись не идёт и писатель бросает эту идею. Только в 1894 году так и не оконченный текст был опубликован.
Последней прижизненной работой маэстро стал авантюрный роман «Пармская обитель». На её создание было потрачено всего 52 дня, Стендаль управился с ней в период с 4 ноября по 26 декабря 1838 года. Идея писателя была проста — объединить идеи своих «Итальянских хроник» и превратить отдельные маленькие истории в крупный роман. Таким образом героями «Пармской обители» стали реальные итальянцы, среди которых встречались скульптор, ювелир и музыкант эпохи Ренессанса Бенвенуто Челлини и Алессандро Фарнезе, он же Павел III, папа Римский середины XVI века. Из этих сюжетов получается романтическая, сатирическая и реалистическая проза, которая стала во многом новаторской для своего времени. Так, например, в «Пармской обителе», вместо подробных описаний сражений, впервые показаны абсурдность и глупость войны. Последний роман Стендаля получил и хорошую критику, и положительные отзывы писателей настоящего и будущего. Даже Лев Толстой подхватил идею Стендаля и использовал её в «Войне и мире».
Отчего именно умер Стендаль, доподлинно неизвестно. Говорят, что его сломил сифилис, другие утверждают, что какой-то неврологический недуг. 23 марта 1842 года писатель потерял сознание прямо на улице и через некоторое время скончался.
По меркам своего времени, когда в литературе царствовала неспешность и обстоятельность произведений Вальтера Скотта, книги Стендаля читались непривычно: динамично и даже стремительно. Не все современники могли оценить по достоинству такой подход к изложению событий. Видимо, понимал это и сам писатель, заявлявший, что оценить его произведения читающая публика сможет не ранее 1880 года. С этим были согласны и такие позднейшие гранды, как Максим Горький и Андре Жид, называвшие романы Стендаля «письмами в будущее». Ныне с именем писателя связывается синдром Стендаля: рост сердцебиения и изменение психического состояния под воздействием эффекта от произведений искусства, а также самая настоящая теория счастья, получившая название «бейлизм». Теория этого метода рекомендует «не упускать ни одной возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного». Вполне жизненная рекомендация, не правда ли?