Евгений Федоров: Хозяин каменных гор

О трилогии «Каменный пояс» и ее авторе.

27 января 2018 года исполняется 121 год со дня рождения замечательного русского советского писателя Евгения Александровича Федорова, который известен своей трилогией «Каменный пояс» — это поистине монументальный труд, описывающий события российской истории XVII — XIX веков, главными действующими лицами которого являются представители легендарного рода Демидовых.

 

Евгений Федоров

Евгений Александрович родился в 1897 году 27 января (15 января по старому стилю) в семье крестьянина-бедняка в селе Видзы (Ковенская губерния, ныне Витебская область, Беларусь). Большую часть детства провел на Южном Урале в станице Магнитной (ныне город Магнитогорск). В 1912 году переезжает в Санкт-Петербург, работает в типографии — переписчиком, чертежником, нивелировщиком, корректором. Среднее образование получил практически экстерном, так как одновременно был вынужден зарабатывать на жизнь.

В Первую мировую войну несколько месяцев был на фронте, затем получил назначение в Военно-топографическое училище и окончил его. Военная карьера как таковая его не привлекала, хотя воевать впоследствии ему приходилось не раз. В 1917 он окончил более близкое ему по духу Землемерное училище в Пскове. Но уже в 1918 он снова на фронте, на этот раз — в Красной Армии, сражается с армиями Колчака. Командует эскадроном им. Степана Разина в знаменитой Чапаевской дивизии. Евгению Федорову 22 года. К этому времени Федоров уже успел прийти в литературу: в 1916–17 напечатал несколько стихотворений и рассказов в газете «Приишимье», в журнале «Наборщик и печатный мир» и, наконец, в журнале «Пламя», где его рассказы были опубликованы уже после революции.

Ижевские заводы на старинной открытке

Во время Гражданской войны Федоров был тяжело контужен и вскоре демобилизован, после чего несколько лет проработал в землеустроительных организациях Белоруссии, Крыма, затем на Урале, которому суждено было определить литературные интересы писателя. В 1931 Федоров экстерном сдал экзамен на звание инженера и несколько лет находился на руководящей партийной и хозяйственной работе. В 1930-е после окончания Института красной профессуры Федоров работал ученым секретарем Института экономики АН СССР.

Систематическая литературная работа Федорова начинается после Гражданской войны: в 1921 он печатает рассказ «Байтес», в 1924 — «В тихом углу», во второй половине 1920-х — ряд рассказов о жизни русской деревни до и после революции в журнале «Крестьянка». В 1936 выходят первые книги рассказов Евгения Федорова «Вороная кобыла» и «Соломонея», появляются первые положительные отзывы о писателе, в частности, о его способностях сатирика и юмориста. Именно к этому времени определяется основная тематика творчества Федорова — история Урала и Сибири, жизнь рабочего люда в этих местах как в далеком прошлом, так и в начале XX века, события самой революции и Гражданской войны. К первой группе произведений относятся исторические повести «Черепановы», «Кыштымский зверь», «Повесть о злоключениях первого русского золотоискателя», сатирическая повесть «Шадринский гусь». Воспоминания о детстве, проведенном на Урале, вошли в повесть «У горы Магнитной». Разбросанные по различным периодическим изданиям повести эти, в основном написанные с конца 1930-х по начало 1950-х, впервые были собраны вместе в двухтомнике избранных произведений, изданном в 1958 году.

Бакальский рудник Златоустовского уезда. Фотография С.М. Прокудина-Горского

В годы Великой Отечественной войны Федоров принимал участие в обороне Ленинграда, был в партизанском отряде, а также активно работал как военный журналист и писатель. В это время им были опубликованы в периодике военных лет, а также отдельными брошюрами очерки и рассказы «Двуногие звери», «Что несут фашисты советскому крестьянству» (оба — 1941), «Рассказы о Кирове», «Клянусь тебе, Родина!», «Поруганная отчизна» (все — 1942), «В тылу врага. Рассказы» (1943) и многие другие.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны Федоров впервые обратился к созданию крупных произведений. В 1939 была напечатана 1-я редакция его первого романа «Горная дорога» — произведение историко-революционного жанра о боевых действиях партизанского соединения под командованием В. Блюхера в 1918, к слову вспомнить: Евгений Федоров лично партизанил в тылу белогвардейцев в составе этого соединения, что и дало обильный материал для произведения.

Портрет Никиты Демидовича Антюфеева (Демидова), ХVIII век.

В 1940 появился первый крупный исторический роман Федорова — «Демидовы», ставший началом трилогии «Каменный пояс»: в 1947–48 к «Демидовым» добавилась вторая книга «Наследники», а в 1953 — третий роман — «Хозяин каменных гор». Трилогия целиком была издана в 1955 и стала наиболее известным произведением Евгения Федорова. В общей сложности автор работал над «Каменным поясом» около 15 лет. Первая часть трилогии разносторонне показывает характеры бывших тульских кузнецов Демидовых: и привлекательные черты «первонакопителей» — их мастерский труд и организаторские способности, и одновременно их невероятную жадность и жестокость по отношению к рабочему люду, к тем, кто создавал их баснословные богатства.

Ставший заводчиком Никита Демидович Антуфьев, самый предприимчивый и энергичный из трех сыновей Демида Григорьевича Антуфьева (родоначальника рода Демидовых; по преданию с легкой руки Петра I повелось называть род не Антуфьевыми, а Демидовыми – прим. авт.), делает лучшее и более дешевое, чем иноземные мастера, вооружение для армии, за что Петр I жалует его грамотой на владение Уральскими землями. Но заводчик в погоне за все большими прибылями обманывает царя, спаивает и закабаляет народ. В отца пошел и сын Акинфий — он убивает человека, открывшего богатое месторождение руды, чтобы ничем не делиться с ним. Открыв серебряные залежи, Демидов, обманывая государство, втайне сам организует чеканку денег. Узнав же о приезде ревизора, хозяин приказывает открыть шлюзы и затопить подвалы, где работали денежные мастера — это одна из самых сильных сцен в романе. В нем неоднократно рисуются картины произвола, жестоких наказаний и пыток, каторжных условий труда и быта рабочих.

Портрет Акинфия Никитича Демидова. Георг Кристофор Гроот, 1741-1745 гг.

В 1954 году появилась книга Ф. «Большая судьба» — роман о великом русском металлурге, создателе русского булата П. П. Аносове, а в 1955 — последнее крупное произведение Федорова: 2-томный роман «Ермак». Скончался писатель 2 апреля 1961 года в Ленинграде.

Но вернемся к «Каменному поясу». Это не просто роман, — это летопись развития России, освоения Урала, начавшегося при Петре I Великом. Эта летопись написана замечательным, понятным и живописным языком. Демидовы осваивают Урал, добывают руду, строят заводы, конфликтуют с властью, даже локально воюют, при этом параллельно автор красочно и подробно описывает историю России XVII — XIX веков. Будьте уверены, что ни одно важное событие не ускользнет от вас. Но «Каменный пояс» не учебник истории, здесь нет сухих фактов и скучных дат, здесь видно, как течет жизнь со всеми ее радостями и ужасами.

Роман берет за душу тем, что ставит нас перед сложным противоречием: Демидовы очень много сделали для России, благодаря им был освоен Урал, построены заводы, они были важнейшими поставщиками оружия в России, но об их жестокости и жадности слагали легенды. Скольких людей они замучили, скольких обманули, да и саму власть Демидовы лихо обворовывали, одни только поддельные «демидовские» деньги чего стоили. Конечно, не все представители рода Демидовых были жестокими тиранами-монополистами, но эта черта красной нитью проходит сквозь весь род (как и сквозь весь роман).

Памятник Петру I и Никите Демидову, г. Невьянск.

В самом начале статьи я говорил о том, что исторические труды великих историков насыщены фактами, но не имеют эмоциональной составляющей. Читая их, вряд ли кто-то будет сопереживать статистическим данным. Другое дело - читать замечательный исторический роман, где все герои живые: ссорятся и мирятся, любят и ненавидят, предают и верой и правдой служат царю и Отечеству. Читая роман, в тишине, наедине с книгой, переносишься на заводы Демидовых и начинаешь буквально кожей ощущать жар плавилен, побои и голод. И страшная обида берёт за жизни, зря потраченные во имя богатства великих Демидовых. Можно ли было по-другому? Если мы зададим себе этот вопрос, хорошенько задумаемся и найдем для себя собственный ответ, одну из задач грандиозной и увлекательной трилогии Евгения Фёдорова уже можно считать выполненной.

Прим. Soyuz.Ru: Сегодня печатные издания монументальной трилогии Евгения Федорова доступны только в отделах, однако куда проще познакомиться с романом в аудиоверсии, выпущенной недавно Издательским домом «СОЮЗ» в прекрасном исполнении Всеволода Кузнецова.