Большая четверка
(«Альбом года», «Запись года», «Песня года», «Лучший новый артист»)
Самая желанная награда «Альбом года» досталась Бруно Марсу и его “24K Magic”, не оставив шансов Jay-Z, Кендрику Ламару, Лорд и Childish Gambino. «Запись года» и «Песня года» также ушли к Бруно. «Записью» стала “24K Magic”, обойдя “Despacito” Луиса Фонси, “HUMBLE.” Кендрика Ламара, “Redbone” Childish Gambino и “The Story Of O.J.” Jay-Z. «Песней года» была объявлена “That’s What I Like”, оставившая позади “Despacito” (снова), “4:44” Jay-Z, “Issues” Джулии Майклс и “1-800-273-8255” Logic, Алессии Кары и Халида.
«Запись» и «Песня» - похожие номинации, список претендентов часто пересекается. Основное отличие следующее: в «Записи» награждаются все, кто принимал участие в работе над песней - и авторы, и исполнители, и продюсеры, и звукоинженеры. В «Песне» - только авторы песни (музыки и слов). «Запись» считается чуть более престижной.
Самым перспективным новичком признали 21-летнюю канадку Алессию Кару. Хотя назвать певицу дебютанткой не совсем правильно: ее дебютный альбом “Know-It-All” вышел еще в 2015-м, в то время как у Халида, Lil Uzi Vert и SZA - в 2017-м (а у Джулии Майклс полноценного альбома и вовсе пока нет). И Алессия, и Халид участвовали в записи антисуицидального гимна Logic “1-800-273-8255” (цифры - телефон горячей линии по предотвращению самоубийств). В самом конце церемонии Logic и Алессия исполнили песню - сразу после посвящения музыкантам, ушедшим в прошлом году (включая Криса Корнелла и Честера Беннингтона) - это стало одним из самых сильных моментов вечера.
Поп-музыка
(«Лучший поп-альбом», «Лучшее сольное поп-исполнение», «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой»)
Одними из самых неожиданных победителей стали Portugal. The Man - их “Feel It Still” выиграла в номинации «Лучшее поп-исполнение дуэтом или группой». Команда, название которой еще год назад знали только любители инди-музыки, обошла “Despacito”, совместную работу The Chainsmokers с Coldplay, дуэт Зедда с Алессией Карой и Imagine Dragons (которые в 2014-м выиграли в рок-номинации - логика «Грэмми» часто бывает загадочной).
«Лучшим поп-альбомом» ожидаемо назвали “Divide” Эда Ширана - одну из самых продаваемых записей прошлого года. В сводном годовом чарте Billboard он занял лишь четвертое место, но на первых трех расположились один рэпер и два R&B-исполнителя, так что в поп-музыке ему равных нет - по крайней мере по популярности. Остальные не имели шансов: у Coldplay номинировался EP из пяти песен, Imagine Dragons раскатали критики, а “Lust For Life” Ланы Дель Рей, “Rainbow” Кеши и “Joanne” Леди Гаги понравились критикам, но не показали большого коммерческого успеха.
Скорее всего, по той же причине его “Shape Of You” выиграла в категории «Лучшее сольное поп-исполнение». Песни Келли Кларксон, Пинк и все тех же Леди Гаги с Кешей не пользовались такой популярностью. Ширан не попал в основные номинации, однако взял обе награды, на которые претендовал. Но Кеша выдала, пожалуй, самое эмоциональное выступление церемонии. В сопровождении Камилы Кабельо, Синди Лопер, Биби Рексы, Джулии Майклс и Андры Дей она исполнила красивую и мощную балладу “Praying”, посвященную разрыву отношений с продюсером Доктором Люком, обвиненном в насилии над певицей.
Рэп, R&B и прочий урбан
(«Лучшая рэп-песня», «Лучшее рэп-исполнение», «Лучший рэп-альбом», «Лучший современный урбан-альбом»)
В ноябре The Weeknd признали самой богатой знаменитостью мира в возрасте до 30 лет - голосистый канадец обошел даже Адель, Джастина Бибера и Тейлор Свифт. Однако с “Грэмми” музыканту повезло куда меньше: его последняя студийная работа “Starboy” получила лишь одну номинацию «Лучший современный урбан-альбом» - и выиграла. “Starboy” хорош, но победил он не совсем честно - просто из всех номинированных записей эта показала наилучшие коммерческие результаты. Его соперниками стали куда менее известные SZA, Халид, Childish Gambino и 6lack.
Хотя «Альбом года» и «Запись года» Кендрик Ламар не взял, в рэпе все же нет никого круче него. “HUMBLE.” достались все лавры: и «Лучшая рэп-песня», и «Лучшее рэп-исполнение» и даже «Лучшее видео» (частично снятое самим Ламаром в составе творческого дуэта The Little Homies). Записанная с Рианной “LOYALTY.” победила в номинации “Лучшее рэп-/песенное совместное исполнение”, а “DAMN.” взял «Лучший рэп-альбом». Кендрик также эффектно выступил вместе с U2 и представил новую песню.
Как Кендрик правит рэпом, так Бруно Марс правит R&B (а также, как выяснилось, всем остальным). Получил награды и за исполнение, и за песню, и за альбом (“24K Magic” также премировали за лучшую работу инженеров по звуку). Одна премия, впрочем, все же отправилась к Childish Gambino, его “Redbone” признали лучшим традиционным R&B-исполнением.
Что насчет рока и альтернативы?
(«Лучшее рок-исполнение», «Лучший рок-альбом», «Лучшая рок-песня», «Лучший альтернативный альбом», «Лучшее металл-исполнение»)
Лучшим рок-исполнением признали “You Want It Darker” Леонарда Коэна - также были номинированы Крис Корнелл, Kaleo, Foo Fighters и Nothing More. Победа Коэна была предсказуемой, а вот выигрыш The War On Drugs в категории «Лучший рок-альбом» действительно удивляет - они соревновались не с кем-то, а с самими Metallica, Mastodon и Queens Of The Stone Age (и все теми же Nothing More). Впрочем, последний альбом американской инди-группы “A Deeper Understanding” стал одним из фаворитов критиков: он оказался в списке лучших записей года по версии Pitchfork, NME, Stereogum, Uncut и нескольких других изданий.
Читайте также: 59 лет с «Грэмми»: Чемпионы, неудачники и удивительные факты
Mastodon тоже с пустыми руками не ушли - их “Sultan’s Curse” признали лучшим металл-исполнением. Но победа Mastodon была очевидна: их конкурентами стали August Burns Red, Meshuggah, Body Count и Code Orange. За 18-летнюю историю коллектива эта награда “Грэмми” - первая.
Foo Fighters комитет «Грэмми» очень любит. Теперь у группы уже 12 наград, больше, чем у The Beatles, Metallica или Coldplay. Композиция “Run” была признана лучшей рок-песней, оставив позади работы Metallica, Avenged Sevenfold, K.Flay и Nothing More. Их альбом “Concrete And Gold” тоже отметили, но за работу продюсера Грега Керстина, выигравшего в номинации «Лучший продюсер». Справедливости ради, Керстина наградили не только за этот альбом, но также за сотрудничество с Кендриком Ламаром, Зейном и Сией, Беком, Холзи и Лиэмом Гэллахером.
Понятия об альтернативной музыке у «Грэмми» довольно своеобразные. В одну категорию затащили таких непохожих артистов, как The National, Arcade Fire, Gorillaz, Father John Misty и даже LCD Soundsystem. Выиграли The National и их “Sleep Well Beast” - седьмая студийная работа музыкантов наконец-то удостоилась внимания «Грэмми» и сразу одержала победу.
Электронные танцы
(«Лучший танцевальный/электронный альбом», «Лучшая танцевальная запись»)
Немецкие классики Kraftwerk наконец-то получили «Грэмми». Они впервые номинировались еще в 1982-м - в ныне не существующей категории “Лучшее инструментальное рок-исполнение” (да-да, рок) - и проиграли The Police. Второй шанс им выпал 20 с лишним лет спустя, в 2006-м, когда пластинка “Minimum-Maximum” была выдвинута на звание «Лучшего танцевального/электронного альбома». Но снова не повезло, счастливый билет вытянули The Chemical Brothers. И вот через еще 12 лет пионерам электроники наконец-то улыбнулась удача. Концертная запись “3-D The Catalogue” все же завоевала «Грэмми» как «Лучший танцевальный/электронный альбом», опередив Bonobo, Mura Masa, Odesza и Sylvan Esso. Справедливости ради, Kraftwerk получили в 2014-м премию за жизненные достижения, а в 2015-м альбом “Autobahn” включили в Зал славы «Грэмми», но полноценную награду им вручили только сейчас.
Джеймс Мерфи и его LCD Soundsystem тоже впервые выиграли: композиция “Tonite” была признана лучшей танцевальной записью. До этого его проект три раза пытался выиграть «Грэмми» - и все три раза проиграл все тем же The Chemical Brothers. А альбом, как уже выше упоминалось, вообще почему-то оказался в номинации «Альтернатива»: логика «Грэмми» - штука странная. Конкуренцию LCD Soundsystem составили Bonobo, CamelPhat & Elderbrook, Gorillaz и Odesza.
А наши?
(«Лучшая оперная запись», «Лучший классический сольный вокальный альбом», «Лучшее классическое инструментальное соло»)
Если российский исполнитель получает номинацию на «Грэмми», то, скорее всего, он из мира классической музыки. Этот год исключением не стал: в «Лучшей оперной записи» номинировали Валерия Гергиева за исполнение «Золотого петушка» Римского-Корсакова, однако премия ушла к австрийцу Гансу Графу с оперой Альбана Берга «Воццек». Дмитрий Хворостовский был представлен в категории «Лучший классический сольный вокальный альбом», но победа досталась канадке Барбаре Ханниган. И все же один россиянин был удостоен «Грэмми»: им стал 26-летний пианист и композитор Даниил Трифонов - он выиграл в номинации «Лучшее классическое инструментальное соло».
Краткие итоги
Абсолютным триумфатором стал Бруно Марс. Во-первых, он выиграл сразу шесть «Грэмми», во-вторых, не проиграл ни в одной своей номинации, в-третьих, взял наиболее значимые награды – «Альбом года», «Запись года» и «Песня года».
Многие поклонники Кендрика Ламара расстроились, что рэпер не выиграл «Запись года» и «Альбом года», но они могут утешиться тем, что пять наград (пусть и не главных) артист все же унес.
Кому не повезло, так это Jay-Z. Он был представлен в восьми категориях, но не победил ни в одной. Чуть менее жестоко судьба обошлась с молодыми R&B-исполнителями SZA и Халидом - у обоих по пять номинаций и ноль побед.