«Парадокс Кловерфилда», выход которого зрители ждали весной этого года, в понедельник, 5 февраля, неожиданно появился в Netflix (надеюсь, Netflix не выкупил Paramount с потрохами – студия продала еще права на «Аннигиляцию»), а значит, показы в кинотеатрах отменяются. Может, это и к лучшему, потому что ничего революционного и тем более божественного в новой фантастике под патронажем Джей Джей Абрамса нет.
«Вы сказали, что двигатель корабля создает ворота. Этот корабль побывал за пределами нашей Вселенной... За пределами известной науке реальности. Кто знает, где он побывал... что видел... и что принес с собой обратно. Из ада», – нагоняют страху герои фантастического хоррора «Сквозь горизонт», что, на самом деле, резюмирует суть абрамсовской франшизы.
Сказать, что приквел огорчил – не сказать ничего. Нет абсолютно никаких причин для создания предыстории. То Ридли Скотт бросается объяснять происхождение Чужого, то теперь вот Абрамс. «Монстро» – самобытный, самодостаточный лавкрафтовский хоррор, загадочность которого и является прелестью картины. «Монстро» – потрясающее кино, в котором чудовище является, так сказать, глазурью на торте. Однако в «Парадоксе Кловерфилда» притянутость за уши чувствуется на протяжении всего повествования. Кинолента молодого режиссера Джулиуса Оны самостоятельная, но вместе с тем нельзя не заметить, что авторы знают об оригинальной картине. Вспомнить даже «Кловерфилд, 10», который вроде бы кажется сиквелом, но грамотно вживается (а может быть, вовсе и не вживается) в эту вселенную лишь под занавес. Вдруг «Кловерфилд, 10» – не сиквел и не приквел, а просто родственник?
Сюжет новой главы рассказывает о гигантской космической станции, на которой построен Большой адронный коллайдер – ускоритель, выделяющий мощнейшую энергию. Эксперимент не без угрозы, но любой риск оправдан, ибо мировые источники энергии истощаются, борьба за нефть ужесточается, и не за горами мировые войны. В руках ученых судьба человечества. Однако мы же помним, что смотрим кловерфилдовскую фантастику, поэтому эксперимент идет не так, как задумывался, а из названия понятно, что катастрофу худо-бедно снабдят лавкрафтовскими тварями. Хотя бы для привязки к оригиналу.
«Парадокс Кловерфилда» – один из немногих лучших фильмов Netflix – вполне может существовать параллельно предшественникам и не называться приквелом. И причина тому – несвязность с прошлыми двумя фильмами. По меньшей мере, связь уж больно невнятная. Такой вот парадокс. Даже лучше притупить ожидания, абстрагироваться и попытаться забыть, что это вселенная того самого «Монстро». Во всяком случае, для поклонников такой подход окажется менее болезненным. «Парадокс Кловерфилда» – о чудо! – сбивает с толку, но нельзя не признать, что просмотр фантастики подобен аттракциону. Уникальное детище Абрамса даже стало жанровым брендом, но на сей раз авторы, видимо, решили поиграть на наших надеждах. Да и аттракционом не назовешь – вынуждают довольствоваться малым экраном. Если самым впечатляющим, что можно сказать о картине, является реклама – ее неожиданное появление, то, возможно, есть серьезные причины задуматься, почему новая глава прославленной франшизы оказалась у Netflix.
Сам же космический триллер следует похвалить за прекрасный актерский состав: очаровательные женщины – Гугу Мбата-Роу, Чжан Цзыи и Элизабет Дебики. В мужской команде тоже маломальский порядок – космонавтов играют Даниэль Брюль, Крис О’Дауд, Джон Ортис и Дэвид Ойелоуо. Изображение по-голливудски броское, CGI-эффекты знатные, саундтрек мелодичный и даже некоторые сюжетные повороты действительно увлекательные и напряженные. Пожалуй, здесь притормозим, ибо в целом кловерфилдовское блюдо недоваренное, недожаренное, недоперченное. Запуск коллайдера разрывает пространства и смешивает разные измерения и время, раскалывая реальность, порождая тотальный хаос. Звучит страшно зрелищно, но вся катастрофа разворачивается за кадром. «Логика здесь бессильна», – убеждает милая героиня Чжан Цзыи, отчего надеешься увидеть хотя бы жутик в духе «Нечто» или «Мгла», мол, сейчас авторы закрутят, но ничего подобного – смелостью, хитростью и стройностью фильм не блещет. Вместо складной истории авторы пихают самостоятельно ползающую руку, которая пишет героям послания. Пардон за спойлер, но этот фильм такой милости не заслуживает. Авторы и сами гордо спойлерят еще на старте, но их ресурсы растрачиваются впустую.
Впрочем, даже рассказав сюжет, до сути не докопаться. Завязка крутая, спору нет. Грядет Апокалипсис, а космическую станцию вдруг нехило отбрасывает вглубь космоса. Или Земля и впрямь исчезла? И в то же время на космической станции разворачивается судьбоносная чертовщина. Бессмысленно задаваться вопросом «почему». Скорее, следует спросить у творцов, зачем они подносят публике полуфабрикат с эпизодическим сюжетом, похожим на «Живое», «Сквозь горизонт», «Чужой: Завет», «Интерстеллар» и кучу другой фантастики о выживании и саботаже. Эстетически же этот фильм выглядит гораздо дешевле, невзирая на замах. Слияние измерений используется для расплывчатого научного оправдания кошмарных событий, которые приключаются с международным экипажем, но история (и вселенная «Монстро» подавно) от крепкой завязки и влияния эксперимента на человека ничего не приобретает. Более того, теперь голливудские творцы могут делать кловерфилдовские фильмы о чем угодно. Бесконечные вселенные – бесконечные возможности. Теперь любой проект может оказаться кловерфилдовским. Даже «Чужой» мог бы вписаться в этот миф.
Вдобавок авторы слегка запоздали с апокалиптическими настроениями, связанными с запуском Большого адронного коллайдера, который построили для понимания происхождения Вселенной, вместе с тем побаиваясь чуть ли не исчезновения планеты и появления «черных дыр», нор и других измерений. Словом, что тут, что там – понятно: игра с наукой и невероятно опасна, и трудна.
«Я создал "Сквозь Горизонт", чтобы достичь звезд. Но он зашел дальше, гораздо дальше. Он прорвал дыру в нашей Вселенной... Ворота в другое измерение. Измерение чистого хаоса... чистого зла», – говорит ученый из все той же фантастики «Сквозь горизонт». Благо, хоть кто-то увидел это «зло». Поделитесь впечатлениями?