Для быстрого поиска начните вводить запрос

Franz Ferdinand “Always Ascending”: Вымученные танцы

Шотландская группа окончательно променивает энергичный пост-панк на ироничное диско.
9 февраля 2018 0
Фрагмент обложки альбома Franz Ferdinand “Always Ascending” (2018)
Фрагмент обложки альбома Franz Ferdinand “Always Ascending” (2018)

До определенного времени шотландский квартет повторял судьбы других ярких групп «новой рок-н-ролльной» волны The Strokes и Interpol. Первые пластинки Franz Ferdinand изобиловали хитами, но с выходом каждого нового альбома, коллектив будто бы терял в яркости, а вместе с ней и в популярности. Но в 2014 году Franz Ferdinand выпустили занятную совместную пластинку с великими пересмешниками Sparks, и это заметно повлияло на восприятие всего творческого пути коллектива. А к своему пятому самостоятельному альбому они сделали рокировки в составе и заиграли диско.

Franz Ferdinand в классическом составе

Franz Ferdinand в классическом составе

Коллектив из Шотландии запомнился одним из ярких дебютов в инди-роке 00-х. В 2004 году Franz Ferdinand, исполнявшие элегантный ироничный пост-панк, выпустили дебютный диск, который местная музыкальная журналистика в лице А.К. Троицкого окрестила самым ярким явлением в рок-музыке со времен Nirvana. Синглы “Take Me Out”, “Michael” и “This Fire” – навсегда в ностальгических дискотечных плейлистах этого временного отрезка. Год спустя группа оформила дубль: их вторая пластинка, остроумно названная “You Could Have It So Much Better”, оказалась едва ли не лучше первой и закрепила позиции Franz Ferdinand в гитарной музыке, переживавшей очередной виток моды. Четверка выдавала энергичный пост-панк с занятными текстами: довольно редкий пример неглупой мейнстримовой гитарной музыки, сделанной со вкусом и стилем. В начале своего пути коллектив под предводительством Алекса Капраноса удостаивался сравнений с Blur и Pulp, но в последующие годы Franz Ferdinand постепенно начали уходить с первого плана, выдавая все меньше запоминающихся синглов.


На третьем альбоме “Tonight” группа узнала о существовании синтезаторов и сделала свой звук более выпуклым, на четвертом “Right Words, Right Moves, Right Action” снова вернулась к упрощенному звуку пост-панка. Новые песни Franz Ferdinand оказались не столь яркими, как материал с первых двух альбомов, однако крепкую фан-базу они сохранить позволили, а впоследствии даже позволили группе обрасти чем-то вроде культа.

Проект FFS: Franz Ferdinand и Sparks

Проект FFS: Franz Ferdinand и Sparks

По-иному заставил посмотреть на творчество Franz Ferdinand их пятый альбом – совместная пластинка со Sparks “FFS”. В паре с великими глэм-пересмешниками Sparks, шотландцы прибавили в опереточности и комичности, и то, и другое произошло очень естественно, органично. Песни Franz Ferdinand и до этого были полны иронии, намеков, подмигиваний и игры бровями, но “FFS” заставил посмотреть немного другим взглядом на все, что Franz Ferdinand делали до этого. Ирония в песнях Капраноса и его коллег внезапно вышла на передний план, затмила все вокруг и заиграла новыми красками. Юмор – это то, что, помимо энергии и элегантности, заметно выделяло Franz Ferdinand на фоне других групп. К сожалению, на новом альбоме, кроме этого зацепиться практически не за что.

Ощущения, заново открытые коллаборацией со Sparks, Franz Ferdinand подкрепляют на первой за пять лет сольной пластинке. Открывающая альбом заглавная композиция “Always Ascending” стартует с героических пианинных аккордов и довольно быстро перерастает в космический диско-панк с госпел-влияниями. Звучит это именно как Sparks конца 1970-х, если бы их продюсировал Джеймс Мерфи из LCD Soundsystem. Ирония обнаруживается и на следующей “Lazy Boy”, которая несет в себе отголоски ранних Franz Ferdinand и запросто сошла бы за би-сайд времен первых двух их альбомов. Трек “Paper Cages” – кабаре-марш, игра в политическую протестную песню с неуверенной вокальной партией Алекса Капраноса.


Все эти композиции сполна отражают поставленную Капраносом на новом альбоме цель, о которой он объявил в одном из предварявших выход нового альбома интервью. «Мы хотим записать танцевальную музыку, но при этом сыграть ее грубо, на инструментах», - говорил он. “Always Ascending” звучит и впрямь утонченно и несколько резко. И при этом – вызывающе несовременно, безжизненно. Если диск что-то и демонстрирует, так это то, что к 2018 году устарели и кокетливая ирония Sparks, и сухой диско-панк LCD Soundsystem.

Franz Ferdinand в 2017 году

Franz Ferdinand в 2017 году

На новом альбоме Franz Ferdinand окончательно избавляются от взрывной энергии своих ранних пластинок, а гитарный «чёс» уступает место сдержанным аранжировкам, почти полностью построенным вокруг синтезаторов. Хоть группа и записывает танцевальную музыку, но делает это механически, без грува. Перестановки в составе (ушел гитарист Ник Маккарти, на его место пришли сразу и гитарист, и клавишник) отразились и на звуке, и на песнях. Из мелодий куда-то пропала легкость, над многими композициями явно «пересидели», они кажутся одновременно примитивными и усложненными, как не слишком удачные идеи, которые многократно перекраивали. Юмор в текстах про то, что «журналистика спасет мир», как в композиции “Louis Lane”, поверх этого утомительного гитарно-синтезаторного диско, очков не добавляют, все кажется вымученным.


Впрочем, кое-что получилось неплохо. В оркестровой балладе “Academy Award” находится забавная строчка в припеве про то, что «Награда Академии за хорошие времена уходит тебе». Вокал Капраноса в ней на своем месте, мелодия четкая, хорошо запоминается и ее можно сразу же напеть. В многосоставной “Huck and Jim” внезапно обнаруживается, что Franz Ferdinand знают о существовании хип-хопа: в моменте, предваряющем припев, Капранос зачитывает поверх гитарных ликов, напоминающих о звуке альбома Доктора Дре “2001”, во второй половине этого момента он перебрасывается вокализами с другими голосами в своей группе. Звучит в записи это гораздо веселее, чем можно подумать, и даже на время выводит альбом из диско-комы.

Franz Ferdinand

Franz Ferdinand

Но в остальном “Always Ascending” производит впечатление необязательной, очень безопасной пластинки, на которой Franz Ferdinand стараются делать как можно меньше резких движений. Но и то, на чем они концентрируются на этом альбоме не срабатывает: без грува группа звучит вторичной, выдохшейся. Не исключено, что впечатления от этих песен изменят живые выступления, на которых материал может расцвести с новой силой (группа выступает в московском Stadium 9 июня, а и на санкт-петербуржском фестивале Stereoleto 11 июня). Но очевидно, что, дебютируй Franz Ferdinand сейчас с этим альбомом, им бы вряд ли удалось приковать к себе внимание; юмор – это, конечно, жизнь, но в энергии вся сила.

Обложка альбома Franz Ferdinand “Always Ascending” (2018)

Обложка альбома Franz Ferdinand “Always Ascending” (2018)

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями