В сводном чарте Billboard 200 за 2017 год Кендрик Ламар с альбомом “DAMN.” занимает вернхнюю строчку. Позади него Бруно Марс, Эд Ширан, The Weeknd и другие поп-исполнители. Тем удивительней выглядит то, что при всех своих коммерческих успехах, Кендрик Ламар делает, в общем-то не слишком коммерческую музыку. На первый взгляд, “DAMN.” звучит, как попытка Ламара и его исполнительного продюсера, главы лейбла Top Dawg Ent. Энтони Триффидса, вписаться в мейнстрим. Но но на деле эта запись – что-то вроде Троянского коня – бескомпромиссное артистическое заявление, обернутое в маскировку доступного поп-рэпа. На “DAMN.” Ламар чередует сложносоставные композиции с прямолинейными бэнгерами, перемежает впивающийся в мозг глюкозный r’n’b с исповедальным хардкорным хип-хопом. Концептуально и по своему звучанию Кендрик Ламар идет против общепринятых в мейнстриме норм, диктует их сам. Примерно так же на рубеже веков действовали Radiohead, а в 1970-х Pink Floyd.
Между покорениями чартов Ламар и Триффидс не делают пауз и продолжают победную серию проектом “Black Panther: The Album”. Сборник аккомпанирует «Черной Пантере» - новейшему кинокомиксу компании Marvel, главным героем которого становится чернокожий принц из вымышленной страны Ваканды, вынужденный давать отпор захватчикам его родины. Сюжет фильма здорово пересекается с магистральными линиями творчества Кендрика Ламара. На протяжении всей своей победоносной серии из вот уже пяти альбомов рэпер ставит перед слушателем вопросы о месте черного человека в мире, его наследии и способности преодолевать обстоятельства.
Но “Black Panther: The Album” совсем не производит впечатление мудреного концептуального рэп-альбома, вместо этого Ламар и лейбл TDE компилируют разноплановый диск, посвященный самым актуальным трендам в хип-хопе за последнее время. Этим проект здорово напоминает прошлогодний плейлист Дрейка “More Life”. Но там, где из релиз Дрейка грешил откровенными ауттейками и точно не пострадал бы от сокращения минимум на треть, “Black Panther” звучит бронебойно. Тут нет откровенно проходных треков, альбом слушается, как законченное произведение, перелистывать попросту нечего: все 14 композиций – потенциальные хиты.
На альбом-«Пантеру» брошены передовые силы. Сессиями заведует штатный продюсер лейбла TDE Sounvawe, ассистируют ему на различных треках BadBadNotgood, композитор Людвиг Йоранссон, продюсеры DJ Dahi и Mike Will-Made-It. На треках солирует весь цвет прогрессивного рэпа западного побережья, практически все артисты TDE от Schoolboy Q до SZA, плюс Future, 2 Chainz, The Weeknd, Трэвис Скотт и Джеймс Блейк. Сам Кендрик Ламар присутствует в пяти композициях из 14, но незримо формирует общее звучание альбома. “Black Panther: The Album” отражает его видение того, каким должен быть мейнстримовый хип-хоп – смелым и прогрессивным. TDE не чураются необычных звуков и неординарных продюсерских решений. Показателен в этом контексте минималистичный трек “Bloody Waters”, в котором под перкуссию и звуки жестяного карибского барабана встречатся Андерсон .Паак, Ab-Soul и Джеймс Блейк.
На “Black Panther: The Album” насходится место дэнсхоллу (“Redemption” в исполнении Zacari и Babes Wodumo), есть и заигрывания с танцевальной электронной музыкой. Пилотный стадионный сингл “All The Stars”, который Кендрик Ламар исполняет на пару с певицей SZA, напрашивается на какую-нибудь «Грэмми» за лучший дуэт в хип-хопе/r’n’b. Жанры накладываются друг на друга. За техно-рэпом с прямой бочкой (“Oops” Винса Стейплса и южноафриканской артистки Yugen Blakrok) идет традиционный r’n’b-номер в исполнении Jorja Smith, зарекомендовавшей себя на том же “More Life”. За коншус-рэпом следует трэп-бэнгер с сэмплом флейты и абсурдным хуком (“Big Shots” Кендрика Ламара и Трэвиса Скотта).
На компиляции находится место для номеров в исполнении менее известных MC и певцов. В красивейшем треке “Seasons” участвуют трое артистов Mose, Syava и Reason – из троих в поле зрения людей, сильно углубленных в рэп, мог попасть разве что первый. В середине трек-листа обнаруживается сольная композиция дуэта SOB X RBE, звучанием напоминающая прошлогодних хитмейкеров Brockhampton.
Меньше, чем за десять лет Кендрик Ламар выстроил самую впечатляющую дискографию в современной популярной музыке. Каждая из пяти его пластинок оказывалась лучше, смелее, прогрессивней, и при этом, популярнее предыдущей. На последней из этих пластинок “DAMN.” Ламар серьезно исследовал свой мессианский комплекс, свою натуру проповедника, в песнях он рефлексировал о своей готовности стать во главу строя и вести за собой людей. “Black Panther: The Album” – стоящее пополнение в дискографии рэпера и в каталоге лейбла TDE. Приняв капитуляцию мейнстрима, Кендрик Ламар, становится во главу его и приходит к власти не один, а с полным кабинетом министров.