Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Довлатов»: Семь дней из 70-х

Каким получился фильм Алексея Германа-младшего и о чем он на самом деле говорит со зрителем.
1 марта 2018 0
Кадр из фильма «Довлатов»
Кадр из фильма «Довлатов»

Алексей Герман-младший снял удивительное кино об известном писателе Сергее Донатовиче Довлатове. Картину с восторгом приняли на Берлинском кинофестивале, где «Довлатов» получил приз независимого жюри газеты Berliner Morgenpost, а стриминговый сервис Netflix уже приобрел права на показ фильма в нескольких странах. Как отметил сам режиссер, он стремился снять небольшой фильм о писателе, который ему не безразличен. Удалось ли Герману-младшему снять актуальное кино, учтя зрительские ожидая по поводу личности писателя – читайте в нашей рецензии.

На дворе хмурый ноябрь 1971 года. Ленинград готовится к годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. По городу разъезжают грузовики с декорациями, а сам город скован холодом и плотным туманом. 30-летний журналист Сергей Довлатов (сербский актер Милан Марич) получает от редакции газеты «Морской путь» задание написать очерк о любительском фильме про корабль «Платон Нифонтов». Редактор, зная характер сотрудника, заранее просит написать текст «повеселее» и без фокусов. Довлатов же мечтает написать роман, ищет немецкую куклу для дочери, а по ночам видит нереалистичные сны с Брежневым, обещающим, что все будет хорошо. Раз за разом он приносит редакторам журналов рукописи, которые не вписываются в каноны образцовой советской литературы. В почете темы жизнеутверждающие, как сказали бы сейчас – «на позитиве», а советская власть верит, что народу нужно искусство понятное, доступное.

Кадр из фильма «Довлатов»

Кадр из фильма «Довлатов»

Довлатова ругают за лаконичность, карикатурность, неискренность. Хотя он как раз искренен, просто писать хорошее про плохое он не может – совесть не позволяет. Да и как писать жизнеутверждающее, когда в строящемся метро находят тела детей, погибших во время войны, а уставшая работница завода должна бодро улыбаться на камеру. Рукописи Довлатова сдают в макулатуру, так как герои-зеки и лагеря никому не нужны, однако он не сдается, продолжает писать и штурмовать кабинеты редакторов. Чтобы печататься, надо быть членом Союза писателя, а для этого нужны публикации. Замкнутый круг для человека, который осознал свое предназначение быть писателем в 8 лет. «Литература не может быть отрицательной или положительной. Она или есть, или ее нет», - горестно подытоживает герой в одном из эпизодов.

Его друзья, молодые битники, музыканты, художники и прочие творческие личности, находят отдушину в квартирниках, где можно свободно обсуждать поэзию, литературу и искусство. Свои стихи декламирует молодой Иосиф Бродский (Артур Бесчастный), которому пророчат великое будущее, пока в других комнатах слушают джаз и обсуждают творчество очередного популярного поэта. На таких мероприятиях Довлатов бывал множество раз, но каждый раз ему скучно, не вписывается он в формат «тесных комнатушек и скучных разговоров».

Кадр из фильма «Довлатов»

Кадр из фильма «Довлатов»

Алексей Герман-младший берет неделю из жизни писателя, которая в противовес хмурой петербургской погоде насыщена контрастными событиями. После премьеры на Берлинском кинофестивале режиссер подчеркнул, что намеренно «сужал» пространство и время в фильме, акцентируя внимание на писателе и его окружении. Для него важен 1971 год, когда Иосиф Бродский еще не эмигрировал, Сергей Довлатов работает журналистом, они оба вращаются в творческой среде непризнанных писателей и художников. Получается, «Довлатов» - такая большая история, где много сюжетных линий и личных историй. Высокий и широкоплечий Сергей Довлатов – несомненно, главный герой, но достаточно внимания уделяется и его другу – Иосифу Бродскому, с которым Довлатов любит рассуждать о русской литературе.

Однажды (но фильм этого не покажет) их разговоры «воплотятся»: оба навсегда покинут страну, будут неимоверно популярны на Западе и уйдут из жизни довольно рано. Герман-младший не пытается максимально достоверно перенести на экран жизнь писателя. Фильм показывает нам чуткого человека, который улавливает тенденции времени и фиксирует их в своих произведениях. Экранный Довлатов не позиционирует себя как «голос поколения» - он выступает с позиции стороннего наблюдателя трагических судеб, которого любыми возможными способами заставляют молчать.

Кадр из фильма «Довлатов»

Кадр из фильма «Довлатов»

Довлатов в изображении Алексея Германа-младшего любит литературу, спорит о судьбе русской литературы, пытается писать так же, как «лаконичные американцы», но понимает«утопичность» своих взглядов. Он соглашается писать праздничные стихи о нефтяниках, потому что семью кормить надо, и публикации нужны. Исполнитель главной роли – сербский актер Милан Марич – удивительная кастинговая находка фильма. Марич – иностранец, и его некоторая отстраненность в кадре, бросающаяся в глаза «нездешность» и нетипичная внешность только добавляют плюсов ленте.

Кадр из фильма «Довлатов»

Кадр из фильма «Довлатов»

Помимо харизматичного исполнителя главной роли еще один важный момент в картине – яркие второстепенные персонажи. Фарцовщик Давид (Данила Козловский), молодой редактор литературного журнала (Елена Лядова), начинающая актриса (Светлана Ходченкова), метростроевец-поэт (Антон Шагин) и многие другие представители интеллигенции чувствуют себя неуютно в условиях творческих ограничений. Герман-младший не понаслышке знает о чувстве нереализованности, невостребованности. Картина его отца «Проверка на дорогах» была запрещена к прокату и пролежала на полке 14 лет, хотя позже была включена в список 100 лучших фильмов СССР. Поэтому «Довлатов» – очень личный фильм, где отдается дань уважения непризнанным гениям того времени. Сам режиссер оставил в ленте несколько «пасхалок», которые поймут только представители взрослого поколения. Например, талантливые художники Александр Арефьев, Геннадий Устюгов, Шолом Шварц, показанные в фильме как приятели Довлатова, не выставлялись при жизни, а признание получили только после смерти.

Кадр из фильма «Довлатов»

Кадр из фильма «Довлатов»

Перед съемками Алексей Герман-младший много беседовал с близкими и знакомыми писателя, чтобы прочувствовать эпоху и сделать «живое кино». Его герои не рассуждают в духе «классическое искусство против современного» - их диалоги это вполне житейские, мудрые высказывании о творчестве и смысле жизни. Они могут перешептываться в кафе, вести диалог в шумной компании, спорить на улице или бросаться парой фраз на бегу. Кроме «местечковых» слов в диалогах, «Довлатов» очаровывает с первых минут удивительной предметной атмосферой того времени. Художник-постановщик и художник по костюмам Елена Окопная бережно собирала предметы мебели и быта для воссоздания ленинградской жизни тех годов. Благодаря ее усилиям на подоконнике коммуналки зеленеет лук, пылится «бабушкин сервиз» на серванте, а уличные фонари или декорации «Ленфильма» воссозданы с нуля. Все эти детали погружают современного зрителя во времена молодости родителей, когда очередь за книгами, запись в лист ожидания на стиральную машинку «Вятка» были привычными вещами.

Однажды в письме Георгию и Наталье Вадимовым Сергей Довлатов признался:

«Мне отвратительно, что если звонит русский кинематографист, то начинает разговор так: "У меня есть к вам творческое предложение, я уже обращался к Войновичу и Аксенову, но они отказались…"»

Теперь же справедливость восторжествовала, и российский режиссер снял такой фильм о писателе, который бы наверняка ему понравился.

Фильм «Довлатов» идет в российском прокате только четыре дня, с 1 по 4 марта.

Обновление от 05.03.18: прокат ленты «Довлатов» продлили на 7 дней, до 11 марта 2018 года.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями