Soyuz.Ru рассказывает, как хиты от Сергея Шнурова становятся основой для вирусных видеоклипов, а также изучает, что объединяет все сюжетные ролики «Ленинграда», и как разные клипмейкеры от Пармас до Найшуллера раскрывают свой авторский стиль в бесконечной видеографии группировки. Смотрите 30 лучших клипов «Ленинграда» за 20 лет истории группы в нашей специальной подборке! Внимание: в клипах подборки присутствует ненормативная лексика.
За последнюю пятилетку успешный синтез музыки и видео вывел команду Шнурова из больших залов в огромные стадионы — под 50 тыс. зрителей в «Открытой арене» в прошлом году. Такие площадки не собирает больше ни один музыкальный проект российского происхождения. Сейчас у YouTube-канала «Ленинграда» полтора миллиона подписчиков, а общее количество просмотров стремится к миллиарду.
Видеомейкеры в один голос говорят, что Шнур — заказчик мечты. Он легко одобряет креативные идеи, внося минимум правок. На совместных работах с «Ленинградом» несколько режиссеров и пара продакшен-компаний сделали себе имя. Актеры получили путевки в большое кино и на федеральное ТВ.
Ниже мы подробно рассмотрим эволюцию клипов «Ленинграда». Попробуем разобраться, как разные авторы работают со схожим материалом, как формировались сквозные сюжетные линии, и как проступали общие темы. В хронологическом порядке мы вспомним все сюжетные видео группы, которых до последнего момента было ровно 30 штук. 7 марта 2018 года в свет вышел совершенно новый ролик «Не Париж» - его можно посмотреть в самом конце нашей подборки.
2000-е: «Ленинград» снимает вразнобой
В 2000-е «Ленинград» находились в положении «верхнего андеграунда» — популярность была, но только среди поклонников рока и крепкого словца. Ротации тоже имелись, но в основном на специализированных радиостанциях вроде «Нашего радио» и Maximum или на передовом тогда MTV с догоняющим «Муз-ТВ». В такой ситуации позволить себе высокобюджетные видеоклипы ВИА Сергея Шнурова не могло, поэтому выходили чаще всего анимационные ролики. К примеру: сляпанный во флеш-редакторе летс-плей в «Монополию» — “Money” или жутковатое марионеточное представление с сырыми курицами вместо кукол, «Геленджик».
Тексты песен «Ленинграда» в то время транслировали мировоззрение циничного мужлана, которым Шнуров пытался представиться публике. Часто этот взгляд выражал бессильную и затравленную злобу по отношению к миру непринимающему образ жизни героя.
Время от времени этот конфликт складывался во вполне конкретные сюжеты. Первые музыкальные короткометражки были выполнены в нарочито бюджетном оформлении. Экранизации песен «РС» и «Птичий грипп» больше всего напоминали петербургское скетч-шоу “Осторожно модерн”. Интересно, что постановкой программы с Дмитрием Нагиевым тогда занималась Анна Пармас. В союзе с этим автором в следующем десятилетии «Ленинград» выпустит свои самые виральные клипы, но уже с фирменным киношным лоском.
«Дороги»
(реж. Борис Хлебников)
Пиком (или дном — тут как посмотреть) депрессивного «Ленинграда» в 2002-м году стал похмельный альбом «Точка». В экранизации лирический герой получил лицо актера Александра Яценко. Рулил съемками его главный компаньон — режиссер Борис Хлебников. В прошлом году этот дуэт выпустил триумфальную “Аритмию” с очень похожим центральным персонажем — самоотверженным отважным пропойцей. Водка, темнота и сражение с темными демонами на экзистенциальном бесконечном пути, без шансов на победу и без страха перед поражением.
«PC»
(реж. не указан)
В сайд-проекте «Диоды» Шнур рефлексировал по поводу трендов, делая карикатурную попсу. В другой версии этой песни вокальную партию исполняла певица Земфира. Вероятно, тогда были заложены первые кирпичики нынешних женских поп-хитов «Ленинграда». Клип фиксирует только что изменившийся в нулевых обывательский быт, в котором компьютер стал верным спутником жизни современного человека, едва ли не членом семьи. Привязанность пользователя к умному устройству обыгрывается в натуралистично изображенной операции: инженеры-хирурги потрошат РС, пускают кровь и в итоге сообщают скорбную весть сокрушенному клиенту.
«Птичий грипп»
(реж. Игорь Безруков, Сергей Шнуров)
Рефлексии по поводу природы информационного общества продолжились в клипе со страшным для зрителей новостных программ названием «Птичий грипп». Пока еще имеющий вес телевизор рассказывает семье о мире, который в любой момент может убить непонятным вирусом. Тот же телевизионный мир предлагает массу материальных благ, на которых и жизни не хватит. В то время в текстах начинают проступать намеки на шнуровский брендреализм: «Бумер, “Сони”, “Аддидас” — всё придумано для нас». Мир через телевизор представляется таким большим и насыщенным, что семья телезрителей, живущих тесной хрущевке особенно ясно ощущает свою ничтожность. Вломившиеся в жилище дезинсекторы без труда избавляются от маленьких людей: «Человек — не птица, но разносит птичий грипп».
«Паганини»
(реж. не указан)
Сергей Шнуров вместе со Стасом Барецким изображают бандитов-рудиментов эпохи 90-х — времен, когда криминальные элементы настойчиво крышевали артистов. Клип вышел накануне закрытия проекта «Ленинград» (как потом оказалось — временного). Бандитов прежней формации в Российском шоу-бизнесе конца 2000-х уже, конечно не было, у «Ленинграда» они представали на сцене лишь живой лысой декорацией. Зато была публика, которая требовала и требовала продолжения банкета, вне зависимости от желания музыканта. На пике эпохи корпоративов «Ленинграду» приходилось через силу отрабатывать бабло. Усталость от такой жизни проявлялась в творчестве всё яснее.
«Просто игрушка»
(реж. Василий Бархатов)
То же ощущение артиста, не принадлежащего себе, раскрывается в клипе «Игрушка», теперь — через сексуальную метафору. Раньше «Ленинград» был такой «музыкой для мужика» (по собственному определению), с крепким мужским достоинством наголо. Постепенно массовая публика оценила обнаженное ленинградово достоинство, схватила его и начала требовать постоянной несгибаемости. О таком подневольном этапе карьеры «Ленинграда» и рассказывает клип «Просто игрушка». В видео обру(е)ченные мужчины превращаются в плюшевые игрушки, созданные для забавы женщин. Текстово эта трансформация выражается в переделке старых строк: «буду жить теперь один — я как терминатор» на «буду жить теперь с тобой, как фаллоиммитатор». Поскольку теперь «Ленинград» делает песни не для себя, а для публики, картинка тоже несколько изменилась — появился пока что не очень умелый глянцевый вид. «Публика» — слово женского рода, а дамы, по крайней мере ленинградовские, любят выглядеть красиво.
В «Просто игрушка» на экране впервые можно было увидеть вокалистку Юлию Коган. С ней же после конца «музыки для мужика» группа возродится в новом обличии с показательным хитом, спетым от лица вожделеющей женщины.
2013-2014: Группировка нащупывает новую форму
После возрождения «Ленинград» долго прощупывал почву, уделяя больше внимания песням. Видео появлялось много, но они были в основном наспех сделанными лайвами. Постепенно женская ипостась повзрослела и вышла в свет, переодевшись в лакшери-бренды.
Режиссер Михаил Марескин
Снял клипы «Сумка» и «Очки Собчак»;
Основная тематика: беспринципные воительницы гламура.
Главные героини клипов Михаила Марескина ни перед чем не останавливаются на пути к своему гламурному счастью и готовы стереть в порошок любого, кто сомневается в их праве на это. В каждом из клипов и проститутка, и жена олигарха явно вдохновляются прошедшей телевизионной модой, воспетой условным «Домом-2».
«Сумка»
(реж. Михаил Марескин)
Опорой для обновленной главной героини песен “Ленинграда” стали бренды. Это и тотемы, и обереги, и элементы дресс-кода, и вообще жизненно необходимый предмет. Открывает длинный каталог брендовых вещей сумка Prada, принадлежащая надменной богатой мадам в исполнении актрисы Валерии Шкирандо.
Воспевая невероятные свойства любимой сумочки, как с вещью или как с «просто игрушкой» она обращается и с режиссером своего клипа. Логично, что покорного исполнителя женских капризов из-за кадра озвучивает сам Сергей Шнуров.
Помимо иллюстрации брендреализма, в «Сумке» обозначилась еще одна общая черта для многих видео «Ленинграда» — пренебрежительное отношение к главным героям. Сам Шнуров в интервью журналу “Афиша” отвечает на такие претензии в обход:
«Все песни, написанные мной — ну большинство, — они про сильных телок, не про слабых. Про то, что она вообще управляет этим процессом. У нее какая-то своя магия, возникающая с помощью “Ива Сен-Лорана”».
Зато Шкирандо, запустившая после «Сумки» свою кинокарьеру, не стесняется раскрывать карты: «Естественно [образ] мне не близок, более того — он мне антипатичен… есть такой тип женщин, которые фотографируют себя на айфон — это такая деградация...»
Как бы то ни было, первый выстрел по новым мишеням попал прямо в цель, и, начиная с «Сумки», на появление новых клипов всё чаще стали реагировать даже на непрофильных информационных ресурсах. Шкирандо и молодой продакшен Fancy Shot, благодаря «Ленинграду» начали строить успешные бренды имени себя.
Спустя пять лет “Сумку” интересно пересмотреть на фоне новейшей видеоработы популярной певицы Светланы Лободы “Парень”. Настолько комично совпали образы: особняк, блондинка в дорогих нарядах, легкая эротика в лунном свете, парни модельной внешности, короче всё “мистически, романтически, шикарно”.
Режиссер Павелс Фукс
Снял клипы «Дорожная», «Плачу», «Карасик» и «Молитвенная»;
Основная тематика: осмысление медиа.
Прибалтийский режиссер Павелс Фукс много работал на ТВ. Вероятно поэтому он с удовольствием обыгрывает влияние различных форм медиа на зрителя: театра, социальных сетей, телевидения, прессы и даже каталогов женских аксессуаров.
«Дорожная»
(реж. Павелс Фукс)
Клип снят в манере либерального телеканала «Дождь», для маскировки ребрендированного в «Снег». Шнуров играет эмоционального театрального режиссера, уверенного, что делает высокое искусство. Тем временем содержание песни максимально приземленное: мужчина посылает свою женщину на три буквы. «Режиссер» же заявляет, что его «постановка» посвящена противостоянию «кремлевских» и «белоленточников», в соответствии с информационной повесткой канала «Снег». Всё это, конечно в кавычках. Очевидная цель постмодернистского «Ленинграда» — это, как и в более раннем «Химкинском лесе», тривиализация политического активизма. С точки зрения Шнура всё это не более серьезно, чем обычная кухонная брань.
Касательно линии самого «Ленинграда», тут важно, что слова непокорного мужчины произносит не Шнур, а его давний соратник с гедонистическим ником Пузо. В текущей инкарнации группировки роль пресловутого х*я сведена к минимуму, и мужская сущность «Ленинграда» всё чаще будет проявляться в песнях «от живота». Женские песни может и убили «музыку для мужика», зато голодать коллективу Сергея Шнурова уж точно больше не придется.
“Ueban”
(реж. Прем Ракшит)
Содержание песни и клипа диссонируют так сильно, что поверить в их общее происхождение сходу может быть трудно. Поначалу кажется, что это футаж индийского боевика, смонтированный под песню русской группы. Но нет: вот главный герой грозно произносит свое имя: «U-E-BA-AN», а танцовщицы скрасными точками во лбах убедительно артикулируют партии Алисы Вокс. Добиться аутентичности удалось с помощью плотного сотрудничества с настоящими болливудскими профессионалами. Эпичную историю снимали, совершенно не обращая внимания на то, что текст вообще-то написан от имени обиженной девушки, которая банит в соцсетях надоевшего ухажера. Тут Ueban — это благородный боец, во имя любви навешивающий люлей бандитам. Жаль в короткий хронометраж не поместилась сцена, в которой Ueban находит на одном из недругов родимое пятно точно такой же формы, как у себя.
Режиссер Павел Сидоров
Снял клипы «Мои **и» и «Скоро в школу»;
Основная тематика: критика коучинга.
Герои клипов становятся жертвами коучей, которые обещают своим ученикам духовный или финансовый рост. Иллюзорность вдохновляющих речей становится очевидной благодаря пристальному взгляду на самого наставника. В ином случае герой вспоминает, как он был счастлив в своем прежнем положении.
«Мои **и»
(реж. Павел Сидоров)
Самые увлеченные зрительницы индийского кино после просмотра восточных экшен-мюзиклов, отправляются в спортзал тренировать соблазнительные движения бедрами. Привычное ска-кабере в этой песне сменяется на мечтательную балладу с ситаром. В сочетании с клипом язвительный текст выглядит как прощание с былыми любовными переживаниями, прекрасными и безвозвратными. Тут же — искренняя, пусть и безнадежная надежда на новые приключения. Быть может, их удастся приманить магическим восточным танцем. Центральная фигура клипа — холеричная тренерша. Своим ученицам она вещает о гармоничном внутреннем мире, но яростно посылает по известным местам любого, кто хоть немного отвлекает ее от работы.
«Платье»
(реж. не указан)
Девушка в клипе наряжается в немыслимые яркие наряды, от которых в реальности у любого глаза на лоб должны полезть. У любого, да только не у ее мужчины. Он на девушку вовсе не обращает внимания. Элегантное платье простеского фасона — это как будто торжественный отказ от бесплодных попыток привлечь внимание возлюбленного. В то же время имя влиятельного мужчины-модельера Ива Сен-Лорана в названии бренда — это не только способ порадовать себя, но еще и обрести себе нового спутника, заменяющего реального — прямо по заветам брендреализма. Непонимающий безымянный тюфяк, который в начале видео приобретает себе героиню как вещь, в итоге будет ритуально убит — принесен в жертву обожествленному бренду.
«Скоро в школу»
(реж. Павел Сидоров)
Еще не успевший зазвездиться шутник Сергей Мезенцев с выразительным маллетом на голове решает стать кем-то посолиднее застенчивого продавца хот-догов. Идет на тренинг личностного роста и превращается в застенчивого коммивояжера с бесполезным ассортиментом. Довольно быстро становится ясно, что продавать хот-доги — не такая уж плохая работа, ведь желающие перекусить есть всегда, а вот впаривание ярких безделушек оказывается делом опасным не то что для здоровья, скорее — для личного достоинства.
Спустя несколько лет настоящий Мезенцев вернется к своему старому формату неловких репортажей в духе “Реутов-ТВ” в собственном малобюджетном шоу «Сережа и микрофон». Тогда же к нему вернется часть аудитории, потерянная за годы экспериментов. «Ленинград» в 2014 тоже окончательно зарекомендовали себя как исключительно съедобные музыканты, чью музыку можно без усилий переваривать на бегу, словно фастфуд.
«**убаб»
(реж. не указан)
Многие произведения “Ленинграда” есть торжество приземленных мечт. Так и герой «**убаб» придается самому простому желанию, где субъекты действия сливаются с самим действием. Топ-менеджер в отрыве — ошалевшая ухмылка и дорогой галстук, похотливо обнимающий покатый животик. Тех, кому такая фантазия искренне симпатична, на последних секундах может ждать серьезное разочарование.
Вообще для современного «Ленинграда», в лирике которого доминируют сильные женщины, — это редкая песня. Вероятно, поэтому и концовка клипа прописана как оправдание: всё это неправда, Серёга просто фантазирует.
... с одной стороны, шла безгеройная волна хипстерской музыки, с другой — наседал душный постшансон. Чуть позже возникла сомнительная дихотомия «Россия шансона vs Россия айфона», и нужен был человек, который эту дихотомию смог бы снять за ненадобностью. Кроме Шнурова это было сделать некому. (Максим Семеляк, в книге “Ленинград. Невероятная и правдивая история группы”)
«Патриотка»
(реж. Елена Спирина)
Грусть русского мигранта вдалеке от Родины может скрасить только тропический климат и услужливый персонал. Для верности можно спать на медвежьей шкуре. К моменту выхода «Патриотки» усиленная гордость за державу после олимпийских и крымских побед обильно разлилась по медиа, как обжигающий самогон из опрокинутого стакана. Представители самых разных слоев общества, вплоть (особенно) до любителей заграничной роскоши, внезапно возгордились своей русскостью и принялись усиленно культивировать всё связанное с Отечеством.
Главную роль в клипе исполнила Ника Белоцерковская — первый успешный кулинарный блогер на русском, инстаграм-знаменитость, издатель, и, что особенно важно в контексте видео, жена российского олигарха, имеющая европейскую прописку. Режиссером стала подруга героини — Елена Спирина. Обычно этот тандем снимает гастрономические ролики для блога Белоцерковской, где она готовит изысканные блюда в не менее изысканных нарядах. Поедание сала с кокошником на голове и раскрашивание под березки итальянских деревьев приобретают дополнительный ироничный слой. Брендреализм тоже никуда не девается: слуги тоскующей (от слова «Тоскана») мигрантки одеты в спортивные костюмы российской сборной — наряд особенно популярный в год выхода клипа.
«На моих глазах, за очень короткий период, произошла страшная и, к сожалению, неизбежная девальвация понятия патриотизм».
«Патриотизм стал как спортивный костюм - "предметом" массовой культуры, который как и спортивный костюм, пользуют чаще всего не по назначению. Символика превратилась в суть и смысл. Оболочка стала внутренним содержанием».
(Сергей Шнуров в своем блоге о клипе «Патриотка»)
«Машина»
(реж. Глеб Орлов)
Ехали мы на**й,
На**й на машине.
А в машине а**й
И **и большие.
Критика нового курса, взятого страной после Олимпиады 2014, не то чтобы сильно тревожит авторов. Конечная цель выглядит для Шнура вполне отчетливо, обычно таких пунктов назначения избегают, но, раз уж собрались, останавливаться глупо. Видимо поэтому за руль «Гелика» с патриотическим стикером в клипе садятся профессионалки, регулярно доезжающие до «конечной», но всегда чудом выживающие.
Режиссер Алексей Сатолин
Снял клипы «Бомба», «Никола» и «Отпускная»;
Основная тематика: советская клюква.
Клипы, снятые генпродюссером белорусской студии Partizan Production, представляют собой сатирические короткометражки, опирающиеся на наше общее советское прошлое. Мини-союз проявляется в виде позднесоветских комедий, бондовских боевиков или антиутопий с отсылками то ли к Оруэллу, то ли к Сорокину.
«Никола»
(реж. Алексей Сатолин)
Итог переломному для России 2014-му году «Ленинград» подвели предсказанием на недалекий 2017-й. Пессимистический прогноз обещал тоталитарное общество, в котором граждане дарят подарки Деду Морозу. Те, кто высказываются против, рискуют оказаться схваченными особистами в шараповских куртках. Прочие обречены отдавать самое дорогое и говорить на китайском. Поверх всего этого Шнур в праведном гневе поносит всё западное от фуагры до Баха, намекая, что любую западную атаку можно отразить советской иконой. Случайно ли говорящий по-китайски русский Дед Мороз наряжен в костюм католического святого Николоса-Санты — вопрос реквизитору (риторический).
2015 год: Сериал «Ленинградское зеркало» в рабочем режиме
Форма найдена, постоянные партнеры подобраны, качественные видео поставлены на поток, и их ждут как сериала, сначала связанного лишь общими идеями, но постепенно – и сквозными сюжетами.
«Карасик»
(реж. Павелс Фукс)
Вы, может быть, уже забыли, но был такой момент несколько лет назад, когда самые модные молодые люди поголовно приоделись в стильных канадских лесорубов. Понятно, что все тренды складываются случайно, и эталоном моды спокойно могли бы оказаться, например, постсоветские рыбаки. О такой трендовой эпидемии и рассказывает ехидный «Карасик». Крючок становится топовым ювелирным аксессуаром, а рыбацкая лунка — место столь же вожделенное элитами, как вчерашние VIP-ложи. Режиссер Павелс Фукс продолжает исследовать влияние медиа на умы: рыбаки в гостях у Собчак, на обложке журналов и в инстаграмовских хештегах до тех пор, пока СМИ не сообщают о следующем тренде.
«Бомба»
(реж. Алексей Сатолин)
Комплиментарная песня, обращенная к роковой женщине, обзавелась таким же лестным клипом. Если в видео от тех же Partizan Prodaction про мужские фантазии «**убаб» годом ранее всё сводилось к однообразным фрикциям, тут всё обстоит куда сложнее. Главная героиня со строгими чертами лица нафантазировала себе целый шпионский боевик с колоритом Холодной войны. Заканчивается всё тем, что вокруг нее ополоумевшие мужчины водят хороводы, неистово сокрушая один другого. Момент пробуждения от фантазии тоже показателен: в отличие от героя «**убаб», женщина из «Бомбы» на самом деле успешна и окружена мужчинами, вот только мужчины эти далеко не так взрывоопасны, как в ее фантазиях.
«Отпускная»
(реж. Алексей Сатолин)
Вадим Галыгин неожиданно для многих примеряет убедительный образ советского Вуди Аллена. Жена, похожая на строгую маман, (ах-) уехала, пришел вожделенный Кутеж, воплощенный в соседе-балагуре. Веселье чуть спотыкается на обсуждении новостей об аннексии Луны, но Аллен-Галыгин машет на это рукой. Всё-таки кутеж в «Ленинграде» всегда было важнее политики.
Можно предположить, что отрыв с запретными кассиршами в совковых декорациях, пока Родина-маманя не видит, намекает на россиян, которые продолжают доставать санкционный сыр. Однако и в качестве незамысловатого гимна мужской свободе «Отпускная» срабатывает достаточно хорошо. От политических тем можно отмахнуться подобно герою Галыгина. Припев, правда, поется почти шепотом — на всякий случай, чтоб спускающаяся по лестничной клетке Заинька вдруг не услышала.
«Молитвенная»
(реж. Павел Фукс)
Не сразу, но в конце концов уверенно Алиса Вокс сумела стать главным женским лицом «Ленинграда», потеснив в памяти поклонников огненную Юлию Коган. «Молитвенная» — настоящий опереточный бенефис певицы в кроссовере «Буратино» и «Лебединого озера». Здесь медийный постмодернист Фукс снова вскрывает алгоритмы медиа. За вызывающим образом суккуба, оказывается, скрыта целомудренная актриса-христианка.
Режиссер Анна Пармас
Сняла клипы «ЗОЖ», «Экспонат», «В Питере Пить», «Сиськи», «Вип», «Экстаз» и «Кандидат»;
Основная тематика: простолюдины в поисках счастья.
Пармас — наиболее приближенная к большому кино клипмейкер «Ленинграда». Много работала с Дуней Смирновой и имеет большой опыт сценарной работы. Умеет делать персонажей живыми за счет правдоподобных реплик, которые каждый слышал от своих знакомых, а может и сам произносил. В интервью признается в любви и родстве со своими персонажами. Ее киноработы от новеллы в альманахе «Петербург. Только по любви» до готовящейся полнометражки рассказывают автобиографичные истории об одиноких женщинах среднего возраста. Начинала с народно любимого телешоу «Осторожно, модерн!», на которое были так похожи ранние видеоработы «Ленинграда».
«Вип»
(реж. Анна Пармас)
Даже странно, что модный нынче гопсплотейшн так мало проявлялся в клипах самой приземленной из больших групп. История о взбалмошных влюбленных на районе очаровательна так же, как плох вкус главной героини. Прежде четкого пацана она влюбилась в нелепую леопардовую кофточку. Возможно, кое-кому из собравшихся на экране не достает отточенных манер, однако, если бы вип-персон определяли по уровню искренности, эти ребята точно могли бы себе позволить все излишества привилегированного класса.
«Вип» (писать следует именно словом, а не аббревиатурой) стал первой серией в ленинградско-парнасовском сериале о простодушных людях, вожделеющих счастья и свободы как в кино.
Креативный продюсер агентства Fancy Shot Дмитрий Муравьев
Курировал создание клипов «Белуга», «Сумка», «Плачу», «Дорожная», “Ueban”, «Мои **и», «Скоро в школу», «Карасик», «Молитвенная», «ЗОЖ», «Экспонат», «В Питере — пить», «Вип», «Сиськи», «Кольщик».
Бывший фокусник, познакомился со Шнуровым случайно. Вместе с соратником по компании сделал первую видеоработу «Белуга» для «Ленинграда» за одну ночь. «Сумка» стала первым опытом серьезного видеопроизводства, после которого заказы повалили на молодых профи как из рога изобилия. Несмотря на кинематографичность клипов Fancy Shot, Муравьев не видит себя в кино и рассчитывают стать лидером в своей специфической рекламно-клиповой сфере.
«ЗОЖ»
(реж. Анна Пармас)
Тщета попыток самовоспитания и прилежного поведения отражается в клипе «ЗОЖ». По сюжету ролика, множество горожан, решивших позаботиться о своем теле, лишаются его крайне некрасивым способом. Сохраняют форму (по крайней мере, далекую от фарша) только спокойные курящие сотрудники морга. Может, гедонизм, может фатализм, может обида на хвастливых зожников, а может и просто природное безразличие ко всему мирскому позволяют этим харонам полностью игнорировать приближающуюся и окружающую со всех сторон смерть. Всё равно ведь машина всех отвезет примерно в одно место, вне зависимости от формы пассажира.
Этот клип, выбивающийся из оптимистичной серии сюжетно и содержательно, Анна Пармас часто называет одним из любимых. Экспериментальная форма и редко подающий голос Всеволод Антонов вообще производят впечатление, будто «ЗОЖ» — это работа какой-то другой группы, вроде слегка смягчившегося и распевшегося «Кровостока».
2016 год: Время триумфа
И прежде популярный «Ленинград» становится фактически главной группой страны. Кажется, будто многолетняя работа и постоянное оттачивание формы были не более чем подготовительным этапом. YouTube-канал «Ленинграда» становится одним из самых просматриваемых в русском сегменте видеохостинга. YouTube-жители, давно уверившиеся в безнадежности российских комедий, теперь будут под каждым видео просить лично Шнура, чтобы тот занялся кинопроизводством. Власть шнуровского бренда такова, что мало кто задумывается о личностях авторов видео, но всё же режиссер Анна Пармас и главная звезда, актриса Юлия Топольницкая, тоже постепенно обретают свойства брендов.
«Экспонат»
(реж. Анна Пармас)
Сложно выделить конкретные причины феноменального успеха «Экспоната». Цепляющие припевы уже были, колоритные актеры и смешные шутки — тоже. Но именно здесь всё сложилось в максимально эффективных пропорциях, и протяжное «На-а-а Ла-абутенах» зазвучало из каждого устройства с динамиками, а малоизвестная комедийная актриса Юлия Топольницкая мгновенно стала желанным гостем и в перспективных сериалах, и в рейтинговых теле-шоу. Даже некий богач, говорят, предлагал 600 тысяч рублей за один ужин в компании новой звезды. От такого героиня клипа, наверняка, пришла бы в восторг.
Для ленинградского мира подмененной реальности показательно, что портрет Виктории Бекхем, под который подстраивается героиня, ненастоящий. Это сама Топольницкая в модном луке с прифотошопленной головой лондонской иконы. Этакое представление о западной моде, сформулированное отечественным сознанием, а не самим Западом.
Клип неожиданно подбодрил упомянутые в нем бренды. Так на выставку «Ван Гог: ожившие полотна» выстроились огромные очереди. Дам «на типа лабутенах» туда пускали бесплатно, а парням с именем Серёга бренд их тезки подарил 50%-ные скидки.
«… мы же, по сути, извращенной документалистикой занимаемся».
«Хотя если мы иронично показываем женский образ, мужчина никогда не догадается, что он — это то же самое, только со своими приблудами. Зато поржать над бабами — святое». (Дмитрий Муравьев (Fancy Shot), в интервью журналу «Собака»)
«В Питере — пить»
(реж. Анна Пармас)
Возможно трудяги-клипмейкеры несколько утомились от того, что вся их талантливая и многоплановая работа приписывается нанимателю, причем одному конкретному. В первой сцене клипа Сергей Шнуров, в роли несносного босса, на чем свет стоит, поносит забитого подчиненного. Когда тот приходит в ажитацию, босс исподтишка снимает разбушевавшегося клерка на мобильный. Потом, наверное, выложит на Ютуб, наберет миллионы просмотров и опять запишет славу на свой счет.
По ходу видео от начальства и клиентов в отрыв уйдет еще несколько простых питерцев: кассирша из продуктового, таксист из соседней республики, экскурсовод из музея, и, что особенно важно, — тот, кого принято называть «гражданин начальник». Уставший от неуважения полицейский, на манер главного начальника страны, беспрерывно повторяет собутыльникам: «Всё нормально — деньги есть!». «Общий пох**зм», о котором хрипит Шнуров в последнем куплете, свойственен всей стране. Так что можно всегда найти себе собрата по несчастью, который внезапно захочет сорвать с себя тяжкие цепи будней. Вот он — за углом уже посылает всё на**й. Это можно, пока деньги есть.
Разговоры о стране и городе привлекли внимание власть имущих и просто предприимчивых граждан: МВД устроили проверку номеров полицейского авто из клипа, председатель комитета по туризму поблагодарил Шнурова, кто-то запустил экскурсионный маршрут по локациям из клипа. Не обошлось и без заявления от депутата правящей партии с жалобой на пропаганду пьянства. Сразу понятно, что чиновник слушал песню невнимательно, ведь там еще и про наркотики поют.
«Сиськи»
(реж. Анна Пармас)
Слово «п**дец», с которого начинается клип, описывает не столько ощущение конкретной барышни, внезапно обнаружившей в себе недостаток, сколько состояние любого обманутого гражданина, которому вдруг заявили: сам виноват. Путин с экрана говорит: «Работайте сами», и тут же мечта, описанная в песне, разрастается от «Ты станешь мне родным и близким» до масштабов «И санкции отменят тут же, Магнитского все эти списки, когда себе я вставлю сиськи». Получив обещание заветной операции от нового любовника, героиня всё-таки поглядывает на ножницы: они у нее наготове, ведь получить еще один заряд белой струи в лицо, как в начале, она не намерена. Возможно придется «перекрыть» источник заранее.
В клипе происходит давно обещанный кроссовер персонажей из ленинградско-пармасовской вселенной. В парикмахерской главная героиня попадает на стрижку к девушке из «Вип», в гости к ней приходит счастливо обрюхаченная Топольницкая, в питейном заведении можно увидеть сдружившуюся компанию из «В Питере — пить».
Не нужно играть отношение к персонажу. В этом беда наших комедий, артист рассуждает: «Я играю идиота, а на самом-то деле в жизни я умный, вы не смотрите, что я в смешном гриме».
Анна Пармас, режиссер самых хитовых клипов “Ленинграда” в интервью журналу “Собака”
«Очки Собчак»
(реж. Михаил Марескин)
Когда клип вышел, солидная общественность недоумевала: «Как у Собчак? Кто ж ей еще хочет подражать. Ее хайп прошел еще до того как это слово появилось». Год спустя, та же общественность, натыкаясь на клип, замечает: «А, так это предвыборная кампания. Показывают, что Собчак бедным помогает». Всё же более правдоподобным кажется, что песня про Собчак написалась Сергеем Шнуровым после обычной встречи со старой знакомой, на этот раз без расчета на тренды. Будущая кандидатка в клипе становится катализатором для истории скорее трагической.
Примерно так несколько лет назад объясняли лондонские погромы, устроенные молодежью из бедных кварталов: «Ребята из нижнего класса смотрят по телевизору на излишества богатых звезд и отправляются совершать преступления, чтобы воспроизвести увиденные картинки в реальности». Британские корни имеет и форма криминальной комедии с закадровым голосом и дураками-бандитами, как у раннего Гая Ричи.
Вернувшийся к «Ленинграду» после первой большой работы «Сумка» Михаил Марескин вновь показывает девушку, желающую выглядеть максимально дорагхо-богхато. С мужем-олигархом не получилось, так что добывать богатство приходится самостоятельно.
«Обезьяна и Орёл»
(реж. Андрей Крапивный)
Любой пост-модернист от Энди Уорхола до Гнойного знает: если участвуешь в чем-то сомнительном, всегда можно подать это под ироничным соусом, мол: «Во-первых: мне заплатили. Во-вторых: это я так деконструировал поп-культуру». Вот и Сергей Шнуров не мог обойтись без клипа «Обезьяна и Орёл», где в сгущенных тонах воспроизводится ток-шоу из дневного телеэфира «Про любовь» со Шнуровым в качестве ведущего. Как оправдание в ответ на обвинения в «нетрушности», в клипе на прямую проговаривается: все делается ради зрелищных скандалов и эффективных рекламных интеграций. Отвлекаясь от постмодернисткой игры, можно увидеть несчастных героев, которые не умеют разбираться с собственными жизнями. Они стараются подстроить свой быт под алгоритмы из самых доступных медиа: не ладим, потому что в газете написано так по гороскопу, а проблемы решать пойдем на телевизор — сами не справимся. Если повезет, заедем по какой-нибудь относительно известной морде сковородкой с антипригарным покрытием.
2017 год: Клипы «Ленинграда» максимально приближаются к кинофильмам
Хронометраж парнасовских комедий разрастается за счет усложненных диалогов, а ресурсов в клипах Найшуллера хватило бы на небольшой блокбастер. На предыдущих этапах «Ленинград» открывал новых звезд, теперь уже готовые кинозвезды Александр Паль и Светлана Ходченкова с охотой принимают участие в съемках.
«Кольщик»
(реж. Илья Найшуллер)
После удачной интеграции в Голливуд и заокеанский клипмейкинг Илья Найшуллер в очередной раз демонстрирует серьезные технические навыки. Сложная постановка с множеством одновременных событий. Кровавая баня, поданная как удалой карнавал. Увиденное с первых секунды завораживает и вызывает желание нажать на «репит» еще до окончания первого просмотра. «Кольщик» мог бы рассказывать о том, как лживый похотливый взрослый мир рушится от одного мыльного пузыря, выпущенного невинным дитя. Но пузырь приводит только к случайным жертвам, а похотливые и продажные взрослые мочат друг друга самостоятельно, параллельно со случайными катастрофами. Впрочем, стоит ли удивляться тому, что в цирке с коррумпированным руководством меры безопасности ни к черту?
«Экстаз»
(реж. Анна Пармас)
После маскулинного найшуллерского грайндхауса «Ленинград» поспешил вернуться к своему главному женскому автору. Анна Пармас сняла наполненную визуальным юмором комедию про альфонса-автомеханика. Светлана Ходченкова, актриса самого царственного вида в российском кино, как оказалось, обладает незаурядными комедийными способностями. Редкий случай в ленинградовской клипографии, когда сюжет, главным образом построенный на сексе, даже с обнаженными сценами, совсем не выглядит пошлым. Узнаваемые хабалистые типажи и сатирическая ухмылка по поводу всепоглощающего патриотизма — на месте.
После премьеры «Экспоната» в сети появилось несколько пародий, где в роли Золушки, собирающейся на свидание, оказывались мужчины. Так называемый «Стас» здесь оказался как раз такой мужской версией Топольницкой, мечтающей об обеспеченном партнере, который увезет из трущоб далеко, прямо в красивую жизнь.
«Кандидат»
(реж. Анна Пармас)
Человек из народа самовольно заменяет на сцене городского праздника только что посаженного мэра захолустного Мухино. Жизнь вопреки, веселье супротив. Намахнул тайком, увильнул, глазом не моргнув. Жить тут может и грязновато, и властям не до нас, но мы как-нибудь в этом хаосе сориентируемся: кого надо подкупим, на кого надо — прикрикнем. Политическую программу декламирует не Шнуров, а непокорный, когда выпьет, гедонист-Пузо — главный певец свободы и посылатель на **й в группе “Ленинград”: «Если кратко, если четко: только взятка, только водка».
Режиссер Илья Найшуллер
Снял клипы «Кольщик» и «Вояж».
Основная тематика: кровавый блокбастер.
Один из тех, кто сделал музыкальные видео снова значимыми благодаря шутер-клипу для своей никакущей группы Biting Elbows. Стал одним из немногих российских режиссеров, успешно прокативших свой фильм в Голливуде. Позднее снял похожую работу для модного канадского певца The Weeknd. Благодаря «Ленинграду» расширил личные жанровые границы — показал, что умеет делать экшен не только от первого лица. Возможно, трюки в клипах Найшуллера имеют более важную роль, чем идеи, но это вовсе не мешает вирусности роликов.
«Вояж»
(реж. Илья Найшуллер)
Последний яростный угар в исполнении Александра Паля под руководством Ильи Найшуллера. Статисты разбрызгивают кровь, красивые стриптизерши сверкают блестками, а на лице героя — никаких эмоций. Ожидание конца делает веселье после тяжелой работы какой-то формальной обязанностью, как будто продолжение той самой работы. «Ленинград», которые к моменту выхода клипа принялись собирать самые большие площадки в стране, уже не могут остановится. Шнурову и компании, кажется, можно делать всё, что угодно. Тем травмоопаснее и брутальнее выглядит возможный конец. Судя по сюжетам их обширной клипографии, от внезапного конца не застрахован никто, а те, кто несутся во весь опор — в особой группе риска.
«Не Париж»
(реж. Павел Сидоров)
Главные роли в новом видеоклипе «Ленинграда» исполнили Юлия Александрова и Сергей Бурунов.