Для быстрого поиска начните вводить запрос

10 незабвенных героев в исполнении Олега Табакова

Роли, в которых невозможно представить никакого другого актера, кроме Табакова.
13 марта 2018 0
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»
Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

Вчера, 12 марта, стало известно, что из жизни ушел легендарный актер театра и кино Олег Табаков. Он сыграл более чем в 150 кинопроектах и почти в сотне спектаклей, пробовал себя в самых разных амплуа, однако каждая его роль была яркой, неизменно находившей отклик у зрителя. В нашей подборке вспоминаем 10 знаменитых персонажей, которых сыграл Олег Табаков и которых теперь решительно невозможно представить в чьем-либо еще исполнении.

Владимир Искремас

«Гори, гори, моя звезда» (1969)

Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»

Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»

Лента «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты – пожалуй, один из самых ярких фильмов о том, кто такие люди искусства, в чем они видят смысл своей жизни и творчества и как непросто им порой взаимодействовать с властью и «неблагодарной» публикой. Роль горячего, порывистого, идейного Искремаса («искусство – революционным массам») далась Олегу Табакову великолепно, словно бы для него и писалась (хотя изначально Митта хотел взять на нее Ролана Быкова – но, какая ирония, его кандидатуру не одобрила цензура). Впрочем, не только на Табакове держится эта великолепная лента – сыгравшие соратников Искремаса по театру Евгений Леонов и Олег Ефремов составили вместе с ним мощное, яркое и очень обаятельное актерское трио.

Мисс Эндрю

«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Кадр из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»

Кто смог выгоднее бы оттенить Леди Совершенство в исполнении Натальи Андрейченко, как не Олег Табаков в роли няни-катастрофы Мисс Эндрю? Однако слишком просто было бы для Табакова сыграть вредную чопорную мисс Фурию (или Гарпию?) – и он вдохнул в нее свою особенную грацию, загадку, юмор, обаяние, сделав ее уникальной и интересной. В какой-то момент после просмотра ленты понимаешь, что среди всех впечатлений от замечательных музыки, танцев и Мэри Поппинс особняком стоит эта по-своему симпатичная и строгая мисс Эндрю в клетке, которая запоминается не просто как яркий персонаж, над которым так приятно посмеяться, но и как носитель важной и серьезной идеи, как не нужно подходить к воспитанию детей.

Кот Матроскин

Серия мультфильмов «Простоквашино» (1978-1984)

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино»

Вспоминать о легендарном Матроскине без улыбки не получается – сразу в голове звучат произнесенные голосом Олега Табакова фразы: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает», «А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил…», «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!» и многие другие. И снова: это же озвучка, мы не видим Табакова в кадре, но его присутствие, его обаяние и шарм, его стиль игры оживляют кота Матроскина, сразу перетягивают все внимание к нему.

В новых сериях «Простоквашино» кота Матроскина озвучил прекрасный актер театра и кино Михаил Ефремов. Однако это будет уже совсем другой Матроскин. Подмененный…

Илья Обломов

«Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» (1979)

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова»

В фильме Никиты Михалкова можно увидеть, пожалуй, самого «гончаровского» Обломова в исполнении Олега Табакова - безвольный, противоречивый, склонный к апатии человек, потерявший интерес к жизни из-за патологической лени. Он любит пофилософствовать, любит помечтать, не терпит суеты и ничего нового, и в то же время он искренний, добрый, мягкий и совершенно настоящий. По мере развития сюжета Табаков очень тонко, деталями и штрихами показывает изменения, происходящие в его герое - вот, будучи рядом с Ольгой Ильинской, которую сыграла Елена Соловей, у него уже совсем другой взгляд, немного другая пластика, на которой, однако, остается «налет» лени, другие интонации... После разрыва с Ильинской, когда огонек в глазах Обломова гаснет, и от всепоглощающего чувства любви к Ольге остаются лишь тени воспоминаний и паузы в монологах героя, Табаков возвращает на экран почти того же (внешне) Обломова, с которым мы познакомились в начале ленты. Однако смотрим мы на него совсем другим взглядом, оцениваем его жизнь, его слова, его действия и решения совсем по-другому.

Макар Овчинников

«Достояние республики» (1971)

Кадр из фильма «Достояние республики»

Кадр из фильма «Достояние республики»

Увы, лента Владимира Бычкова «Достояние республики» серьезно недооценена современными зрителями – якобы слишком много в ней «коммунистического». Однако если вглядеться в построение повествования, можно заметить, что идеологический «слой», как полупрозрачная красная пленка, наложен поверх сюжета – он отсвечивает, выполняя роль пропуска в широкий прокат, но если его «выключить», то лента заиграет совсем другими красками. Это фильм о человеческих взаимоотношениях и ценностях в непростой период жизни страны (в центре внимания Гражданская война), о том, что такое человеческое достоинство, о том, что значит добропорядочность и доброта в самых человеческих смыслах этих слов. Главных героев, антагонистов, сыграли Андрей Миронов и Олег Табаков – великолепный дуэт, в котором и герои, и актеры достойны друг друга. Также на экране появляются Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и Юрий Толубеев. Финал картины выбивает почву из-под ног, и это лишний раз доказывает, что герои ленты взаимодействуют со зрителями на духовном уровне, а не на «идеологическом».

Николай Ростов

«Война и мир» (1968)

Кадр из фильма «Война и мир»

Кадр из фильма «Война и мир»

Казалось бы, попробуй не «растворись» в киноэпопее, где почти два десятка сюжетно значимых персонажей, огромное количество самых разных локаций и больше шести часов действия. Однако Олег Табаков, сыгравший юного Николая Ростова, не просто сумел создать цельный, особенный характер героя, но и показал его динамику, его развитие. Некоторые учителя литературы в качестве творческого задания рекомендуют школьникам после прочтения всех четырех томов «Войны и мира» Льва Толстого посмотреть фильм Сергея Бондарчука, чтобы на этом примере понять, что какое значение имеет трактовка персонажа (Николай Ростов в этом отношении очень любопытен) и какую ответственность берут на себя абсолютно все создатели фильма, от режиссера и актеров до оператора и художников, перенося на экран важное для мировой литературы произведение.

Олег Савин

«Шумный день» (1960)

Кадр из фильма «Шумный день»

Кадр из фильма «Шумный день»

Съемки в фильме «Шумный день» стали для Олега Табакова, тогда еще 25-летнего начинающего актера, шестым опытом работы над полнометражной лентой. За «бытовым» синопсисом, обещающем конфликт «отцов и детей», скрывается сложный, многогранный, но душевный и чистый фильм, который уделяет достаточно внимания и раскрытию темы поиска молодыми людьми своего места в жизни. Олег Табаков в ленте играет роль самого юного героя, 15-летнего Олежки. И есть в его искренней и звонкой игре что-то такое, что раздвигает любые временные рамки и являет зрителю на мгновение сам образ взросления, в котором скрываются и надежды, и страхи, и желания любого подростка, живи он хоть в XX, хоть в XXI веке. В стихотворении, которое читает Олежка в финале ленты, содержится главный (и вневременной) посыл создателей ленты зрителям:

«Как будто в начале дороги

Стою, отправляясь в путь.

Крепче несите, ноги,

Не дайте с дороги свернуть!

Я знаю: тропинки бывают,

Ведущие в тихий уют,

Где гадины гнезда свивают,

Где жалкие твари живут.

Но нет мне туда дороги,

Пути в эти заросли – нет.

Крепче несите, ноги,

В мир не добытых побед!»

Гарри МакКью

«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

«Кровавая история синематографа» Аллы Суриковой не получилась бы без колоритного Гарри МакКью – владельца салуна, который намерен любыми правдами и неправдами превратить «синема» в исключительно прибыльное предприятие. В ленте собран великолепный актерский состав – Андрей Миронов (для которого роль мистера Феста стала одной из последних), Игорь Кваша, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Лев Дуров, Наталья Крачковская, Александра Яковлева… Несомненно, каждый из них внес свою лепту в то, чтобы фильм удался, однако без ярких антагонистов лента смотрелась бы беднее, а идея показать историю «синема» на перепутье, между мейнстримом и артхаусом, могла быть отражена слишком схематично.

Кощей Бессмертный

«После дождичка в четверг» (1985)

Кадр из фильма «После дождичка в четверг»

Кадр из фильма «После дождичка в четверг»

Тот самый Кощей Бессмертный, которого зрители заслужили – в подвалах не сидит, на цепях не висит! Олег Табаков подарил нам «раздобревшего» в талии, немножко уставшего, но все же не растерявшего злодейский кураж антагониста, который если не напугает, то рассмешит точно. Фильм «После дождичка в четверг» - один из последних представителей «золотого века советских сказок». Добрый, славный, музыкальный, смешной и искренний фильм – такой, что не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. В чем, скажите, секрет создания такой ленты, помимо великолепных актеров?..

Брудастый-Органчик

«Оно» (1989)

Кадр из фильма «Оно» (1989)

Кадр из фильма «Оно» (1989)

Созданный по мотивам произведения Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» фильм «Оно» - это насыщенный гротеском и сатирой фильм об истории России. Один градоначальник города Глупова сменяется другим, меняются декорации и костюмы, отображающие проходящие эпохи, однако глупость сменяющих друг друга правителей Глупова остается непоколебимой. Дементий Варламович Брудастый-Органчик, сыгранный Олегом Табаковым, получился одним из самых «монументальных» правителей Глупова, с неподражаемым «Не потерплю!» и манерой «играть головой», которую он пристраивает к «положенному месту» при необходимости. Ну а эта его «походка упыря», визиты в часовую мастерскую и тот ящик с надписью «Не кантовать!»…

Володя

«Москва слезам не верит» (1979)

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Володя сыгран Олегом Табаковым легко, без лишнего «груза смысла» и без лишних намеков. Он появляется на экране в общей сложности минут на 10 и успевает раскрыться перед нами – это совершенно обыкновенный человек со своими страхами и страстями, не обладающий впечатляющими моральными качествами и не хватающий звезд с неба. Думаем, не раскроем страшную тайну, но без него фильм «Москва слезам не верит» не смотрелся бы. Почему? Этой жизненной ленте как воздух нужен был «средненький» персонаж, и без него про историю Катерины можно было бы сказать то самое «Не верю». Табаков сыграл Володю точно так, как нужно было – его герой живой, он добавляет глубины Катерине, он добавляет реалистичности истории. И вместе с тем гениальность Олега Табакова здесь также в том, что зрители не злятся на Володю и не презирают его – он четко выполнил свое предназначение, не перетянув на себя лишнее внимание и не перекосив идеально выверенную конструкцию драмы. Палка не перегнута. Все сыграно «в яблочко».



В центре внимания

Поделитесь с друзьями