Владимир Искремас
«Гори, гори, моя звезда» (1969)
Лента «Гори, гори, моя звезда» Александра Митты – пожалуй, один из самых ярких фильмов о том, кто такие люди искусства, в чем они видят смысл своей жизни и творчества и как непросто им порой взаимодействовать с властью и «неблагодарной» публикой. Роль горячего, порывистого, идейного Искремаса («искусство – революционным массам») далась Олегу Табакову великолепно, словно бы для него и писалась (хотя изначально Митта хотел взять на нее Ролана Быкова – но, какая ирония, его кандидатуру не одобрила цензура). Впрочем, не только на Табакове держится эта великолепная лента – сыгравшие соратников Искремаса по театру Евгений Леонов и Олег Ефремов составили вместе с ним мощное, яркое и очень обаятельное актерское трио.
Мисс Эндрю
«Мэри Поппинс, до свидания» (1983)
Кто смог выгоднее бы оттенить Леди Совершенство в исполнении Натальи Андрейченко, как не Олег Табаков в роли няни-катастрофы Мисс Эндрю? Однако слишком просто было бы для Табакова сыграть вредную чопорную мисс Фурию (или Гарпию?) – и он вдохнул в нее свою особенную грацию, загадку, юмор, обаяние, сделав ее уникальной и интересной. В какой-то момент после просмотра ленты понимаешь, что среди всех впечатлений от замечательных музыки, танцев и Мэри Поппинс особняком стоит эта по-своему симпатичная и строгая мисс Эндрю в клетке, которая запоминается не просто как яркий персонаж, над которым так приятно посмеяться, но и как носитель важной и серьезной идеи, как не нужно подходить к воспитанию детей.
Кот Матроскин
Серия мультфильмов «Простоквашино» (1978-1984)
Вспоминать о легендарном Матроскине без улыбки не получается – сразу в голове звучат произнесенные голосом Олега Табакова фразы: «Средства у нас есть, у нас ума не хватает», «А я все чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил…», «Усы, лапы и хвост – вот мои документы!» и многие другие. И снова: это же озвучка, мы не видим Табакова в кадре, но его присутствие, его обаяние и шарм, его стиль игры оживляют кота Матроскина, сразу перетягивают все внимание к нему.
В новых сериях «Простоквашино» кота Матроскина озвучил прекрасный актер театра и кино Михаил Ефремов. Однако это будет уже совсем другой Матроскин. Подмененный…
Илья Обломов
«Несколько дней из жизни Ильи Ильича Обломова» (1979)
В фильме Никиты Михалкова можно увидеть, пожалуй, самого «гончаровского» Обломова в исполнении Олега Табакова - безвольный, противоречивый, склонный к апатии человек, потерявший интерес к жизни из-за патологической лени. Он любит пофилософствовать, любит помечтать, не терпит суеты и ничего нового, и в то же время он искренний, добрый, мягкий и совершенно настоящий. По мере развития сюжета Табаков очень тонко, деталями и штрихами показывает изменения, происходящие в его герое - вот, будучи рядом с Ольгой Ильинской, которую сыграла Елена Соловей, у него уже совсем другой взгляд, немного другая пластика, на которой, однако, остается «налет» лени, другие интонации... После разрыва с Ильинской, когда огонек в глазах Обломова гаснет, и от всепоглощающего чувства любви к Ольге остаются лишь тени воспоминаний и паузы в монологах героя, Табаков возвращает на экран почти того же (внешне) Обломова, с которым мы познакомились в начале ленты. Однако смотрим мы на него совсем другим взглядом, оцениваем его жизнь, его слова, его действия и решения совсем по-другому.
Макар Овчинников
«Достояние республики» (1971)
Увы, лента Владимира Бычкова «Достояние республики» серьезно недооценена современными зрителями – якобы слишком много в ней «коммунистического». Однако если вглядеться в построение повествования, можно заметить, что идеологический «слой», как полупрозрачная красная пленка, наложен поверх сюжета – он отсвечивает, выполняя роль пропуска в широкий прокат, но если его «выключить», то лента заиграет совсем другими красками. Это фильм о человеческих взаимоотношениях и ценностях в непростой период жизни страны (в центре внимания Гражданская война), о том, что такое человеческое достоинство, о том, что значит добропорядочность и доброта в самых человеческих смыслах этих слов. Главных героев, антагонистов, сыграли Андрей Миронов и Олег Табаков – великолепный дуэт, в котором и герои, и актеры достойны друг друга. Также на экране появляются Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и Юрий Толубеев. Финал картины выбивает почву из-под ног, и это лишний раз доказывает, что герои ленты взаимодействуют со зрителями на духовном уровне, а не на «идеологическом».
Николай Ростов
«Война и мир» (1968)
Казалось бы, попробуй не «растворись» в киноэпопее, где почти два десятка сюжетно значимых персонажей, огромное количество самых разных локаций и больше шести часов действия. Однако Олег Табаков, сыгравший юного Николая Ростова, не просто сумел создать цельный, особенный характер героя, но и показал его динамику, его развитие. Некоторые учителя литературы в качестве творческого задания рекомендуют школьникам после прочтения всех четырех томов «Войны и мира» Льва Толстого посмотреть фильм Сергея Бондарчука, чтобы на этом примере понять, что какое значение имеет трактовка персонажа (Николай Ростов в этом отношении очень любопытен) и какую ответственность берут на себя абсолютно все создатели фильма, от режиссера и актеров до оператора и художников, перенося на экран важное для мировой литературы произведение.
Олег Савин
«Шумный день» (1960)
Съемки в фильме «Шумный день» стали для Олега Табакова, тогда еще 25-летнего начинающего актера, шестым опытом работы над полнометражной лентой. За «бытовым» синопсисом, обещающем конфликт «отцов и детей», скрывается сложный, многогранный, но душевный и чистый фильм, который уделяет достаточно внимания и раскрытию темы поиска молодыми людьми своего места в жизни. Олег Табаков в ленте играет роль самого юного героя, 15-летнего Олежки. И есть в его искренней и звонкой игре что-то такое, что раздвигает любые временные рамки и являет зрителю на мгновение сам образ взросления, в котором скрываются и надежды, и страхи, и желания любого подростка, живи он хоть в XX, хоть в XXI веке. В стихотворении, которое читает Олежка в финале ленты, содержится главный (и вневременной) посыл создателей ленты зрителям:
«Как будто в начале дороги
Стою, отправляясь в путь.
Крепче несите, ноги,
Не дайте с дороги свернуть!
Я знаю: тропинки бывают,
Ведущие в тихий уют,
Где гадины гнезда свивают,
Где жалкие твари живут.
Но нет мне туда дороги,
Пути в эти заросли – нет.
Крепче несите, ноги,
В мир не добытых побед!»
Гарри МакКью
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
«Кровавая история синематографа» Аллы Суриковой не получилась бы без колоритного Гарри МакКью – владельца салуна, который намерен любыми правдами и неправдами превратить «синема» в исключительно прибыльное предприятие. В ленте собран великолепный актерский состав – Андрей Миронов (для которого роль мистера Феста стала одной из последних), Игорь Кваша, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Лев Дуров, Наталья Крачковская, Александра Яковлева… Несомненно, каждый из них внес свою лепту в то, чтобы фильм удался, однако без ярких антагонистов лента смотрелась бы беднее, а идея показать историю «синема» на перепутье, между мейнстримом и артхаусом, могла быть отражена слишком схематично.
Кощей Бессмертный
«После дождичка в четверг» (1985)
Тот самый Кощей Бессмертный, которого зрители заслужили – в подвалах не сидит, на цепях не висит! Олег Табаков подарил нам «раздобревшего» в талии, немножко уставшего, но все же не растерявшего злодейский кураж антагониста, который если не напугает, то рассмешит точно. Фильм «После дождичка в четверг» - один из последних представителей «золотого века советских сказок». Добрый, славный, музыкальный, смешной и искренний фильм – такой, что не оставит равнодушным ни ребенка, ни взрослого. В чем, скажите, секрет создания такой ленты, помимо великолепных актеров?..
Брудастый-Органчик
«Оно» (1989)
Созданный по мотивам произведения Михаила Салтыкова-Щедрина «История одного города» фильм «Оно» - это насыщенный гротеском и сатирой фильм об истории России. Один градоначальник города Глупова сменяется другим, меняются декорации и костюмы, отображающие проходящие эпохи, однако глупость сменяющих друг друга правителей Глупова остается непоколебимой. Дементий Варламович Брудастый-Органчик, сыгранный Олегом Табаковым, получился одним из самых «монументальных» правителей Глупова, с неподражаемым «Не потерплю!» и манерой «играть головой», которую он пристраивает к «положенному месту» при необходимости. Ну а эта его «походка упыря», визиты в часовую мастерскую и тот ящик с надписью «Не кантовать!»…
Володя
«Москва слезам не верит» (1979)
Володя сыгран Олегом Табаковым легко, без лишнего «груза смысла» и без лишних намеков. Он появляется на экране в общей сложности минут на 10 и успевает раскрыться перед нами – это совершенно обыкновенный человек со своими страхами и страстями, не обладающий впечатляющими моральными качествами и не хватающий звезд с неба. Думаем, не раскроем страшную тайну, но без него фильм «Москва слезам не верит» не смотрелся бы. Почему? Этой жизненной ленте как воздух нужен был «средненький» персонаж, и без него про историю Катерины можно было бы сказать то самое «Не верю». Табаков сыграл Володю точно так, как нужно было – его герой живой, он добавляет глубины Катерине, он добавляет реалистичности истории. И вместе с тем гениальность Олега Табакова здесь также в том, что зрители не злятся на Володю и не презирают его – он четко выполнил свое предназначение, не перетянув на себя лишнее внимание и не перекосив идеально выверенную конструкцию драмы. Палка не перегнута. Все сыграно «в яблочко».