Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Аннигиляция»: Окунуться в зазеркалье

Фантастически мощный фильм-метафора Алекса Гарленда, который мы не увидим на больших экранах.
14 марта 2018 0
Кадр из фильма «Аннигиляция»
Кадр из фильма «Аннигиляция»

Paramount Pictures похоронила мировой кинопрокат «Аннигиляции» - фантастического триллера британского постановщика Алекса Гарленда, сценариста культового хоррора «28 дней спустя», чьим режиссерским дебютом стала лента «Из машины» – кинематографически скромный, зато гигантский по мысли триллер об очеловечивании робота и обожествлении человека. Теперь «Аннигиляция» появилась на малых экранах Netflix, что должно быть тревожным звоночком хотя бы для тех, кто знаком с бестолковыми проектами «Яркость» и «Парадокс Кловерфилда» или, что еще хуже, самым бессмысленным фильмом года – «Немой». Стоило ли бояться выхода богатой, атмосферной и, по словам продюсеров, «слишком заумной» картины – разбирается кинокритик Артур Завгородний.

«Аннигиляция» Алекса Гарленда повествует о загадочной Зоне Икс – аномальном, стремительно расползающемся явлении, образовавшемся после удара яркого космического объекта по маяку на безлюдном побережье. Среда и живность в Зоне мутируют вне зависимости от происхождения и формы. Кто туда попадает – обратно не возвращается. Зона – сплошная загадка. Военные, тут же бьющие тревогу (видать, пересмотрели голливудских блокбастеров о злобных чудовищах), бесследно пропадают. А потому пришел черед ученых, которые, вооружившись, проникают в Зону, огражденную прозрачным, маслянистым, переливающимся радугой куполом. Храбрые женщины держат путь к источнику энигматичного чуда, теряя всякое ощущение времени. Оружием взять не удалось – возьмем умом!

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Произведение британца схоже с лентами «Чужой» и «Нечто», но лишь отчасти. Фильм снабжен боевиковостью, но в легкую. Персонажи стреляют, бегают, паникуют, отказываясь верить в то, что видят – мир внутри кажется то ли сном, то ли кошмаром. Фантастика без этого, видимо, никак. Без мерзких лавкрафтовских тварей тоже не обойтись. Однако важно предупредить, что «Аннигиляция» сюжетом и настроением ближе к «Сталкеру» Андрея Тарковского, «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера, «Прибытию» Дени Вильнева, «Пеклу» Дэнни Бойла, сценаристом которого тоже является Гарленд, и даже (вот это поворот!) к «Древу жизни» Терренса Малика. Если вы ждете блокбастер вроде «Хищника» или «Чужой: Завет» – смело проходите мимо.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Поставленная по первой книге трилогии «Южный предел» Джеффа Вандермеера, «Аннигиляция» заставляет переосмыслить реальность. Алекс Гарленд представляет мистическую историю, касающуюся человеческого разума, побуждая наши умственные винтики работать, пробудить и расширять наше сознание, а не развалиться в кресле, заткнувшись увесистой горстью попкорна и упившись приторной газировкой. Подобные картины подталкивают зрителя видеть, а не смотреть, слышать, а не просто слушать.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Действие фильма разворачивается в наше время. Биолога Лину (убитая горем Натали Портман), некогда служившую в армии, допрашивают. Лина осталась единственной выжившей после похода в Зону Икс. Товарищи по делу в исполнении Дженнифер Джейсон Ли, Тессы Томпсон, Джины Родригес и Тувы Новотны погибли в столкновении с неизвестным. На опасное задание женщина отправилась неслучайно – когда-то в Зоне пропал ее муж, тоже военный, в роли которого эпизодически появляется Оскар Айзек.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Разделенная на главы картина действительно сложная для незамедлительного понимания, и да, она требует повторного просмотра, но повествование довольно внятное для цельного восприятия истории. Дебют Гарленда получился более емким, но в этой дуэли нет победителей, просто потому, что сравнивать эти картины незачем. Оба экзистенциальных произведения для терпеливых демонстрируют, что кино под силу философствовать. И «Аннигиляция» ничуть не уступает синефильскому манифесту о Сверхчеловеке. Режиссер дает пищу для фантазии и размышлений.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Зона – инопланетная «опухоль», абстрактный организм, который не уничтожает, не убивает, а распространяется, развивается, сочетает и эволюционирует. Вспомните жутких существ карпентеровского «Нечто», «Муху» или «Вторжение похитителей тел». Гарленд избегает гадких зверюг и богохульных опытов. Почти избегает. Режиссер пропускает типичный фантастический блокбастер через Зону, отчего картина кажется нигилистическим заявлением – ничто не вечно, все перерождается. Внезапно на руке главной героини появляется татуировка змеи, поедающей саму себя, что превращает тварь в символ бесконечности – вечный союз жизни и смерти. Вспоминается мифологический Феникс, возрождающийся из пепла. Кто знает, возможно, из Зоны выйдет совсем другая Лина. Зона делает нечто новое, чего или кого человек боится, и превращает в прах. Уж не говорит ли режиссер о своем творчестве?

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Вместе с тем, если «Из машины» – история не человека, а Бога, то «Аннигиляция» – история человека, окунувшегося в зазеркалье. Зона впитывает не только живых существ, но также их бессознательное. «Сражающемуся с чудовищами следует позаботиться о том, чтобы самому не превратиться в чудовище. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя», – написал когда-то Ницше, случайно, но поразительно метко обобщив картину Гарленда, художественно и атмосферно наиболее близкую к «Меланхолии» Ларса фон Триера.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

«Аннигиляция» – уникальная метафора. Метафора смертельной болезни, вины, преступления, природы, самоуничтожения физического и психологического... Метафора метаморфозы. Наконец Лина говорит о старении как о божьей ошибке. Старение – то же саморазрушение. Как только человек рождается – он потихоньку умирает, гаснет, как свеча. У каждого персонажа (женщины слишком спокойные, учитывая обстоятельства, но и их самообладанию есть причины) есть свои скелеты в шкафу: одна потеряла ребенка, другая больна раком, третья склонна к самоубийству, четвертая имеет пагубные привычки. И Зона становится их зеркалом, которое терзает их буквально и образно. А до маяка (!) доберется только сильнейший, осмелившийся столкнуться с собственным отражением, которое ты либо «аннигилируешь» и продолжишь жить, либо сам «аннигилируешься». Картина британца становится путешествием к самопознанию. Вхождение в Зону – погружение в собственный разум людей, которым нечего терять. И когда зрители узнают, что Лина предала мужа, «Аннигиляция» оказывается меланхоличной историей о разрушенной семье, а «аннигиляция» – искуплением греха.

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Кадр из фильма «Аннигиляция»

Алекс Гарленд подарил нам мощное произведение, где ничего не объясняется в лоб – сиди и гадай. Даже когда задаются, казалось бы, прямые вопросы, получаешь пустое: «Я не знаю». Фантастика с намеренно неторопливым повествованием напряженная, головоломная, антиблокбастерная, с дичайшими эпизодами, восхитительным изображением, сумасшедшими декорациями, великолепным музыкальным оформлением и бесподобным финалом. И хотя не обязательно быть медленным, чтобы казаться умным, кино поистине редкое, самобытное и обязательное к просмотру. Алекс Гарленд, ты – мой герой! Картина заслуживает самого большого экрана, который вы сможете найти. Компания Paramount, отняв «Аннигиляцию» у кинотеатров, по сути-то убила фильм о самоубийстве, и это лишний раз иллюстрирует, что бизнес и искусство шагают разными дорогами.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями