15 марта в российский прокат выходит режиссерский дебют актрисы и сценаристки Греты Гервиг – фильм «Леди Берд». Лента уже успела покорить сердца зрителей, критиков и экспертов. Это признание весьма заслуженно, ведь «Леди Берд» - это не только мастерски сделанная и сыгранная картина, но еще на редкость искренняя и точная история взросления.
Казалось бы, фильмы, которые условно можно назвать «романами взросления», выходят с завидной регулярностью. Подобные истории частенько попадают и в «оскаровскую» обойму. В этом году была картина «Зови меня своим именем», в прошлом – «Лунный свет». Четыре года назад был уникальный в своем роде фильм «Отрочество», почти документально запечатлевший 12 лет жизни рядового американского подростка. Только все эти истории – это мужской взгляд на тему, истории про мальчиков и юношей, снятые режиссерами-мужчинами. А как же девочки и их не менее интересные хроники пубертатной жизни? Последним таким фильмом о буднях старшеклассниц был «Призрачный мир» 2001 года с совсем юными Скарлетт Йоханссон и Торой Берч.Словно чувствуя недостаток подобных лент, Грета Гервиг задумала и сняла свою «Леди Берд».
Кристин, она же Леди Берд (очередная блестящая роль Сирши Ронан), живет в Сакраменто и каждый божий день мается от его невыносимой провинциальности. Сама она видит себя там, где бурлит настоящая интеллектуальная жизнь – в Нью-Йорке. Только вот беда: семья Кристин едва сводит концы с концами, и денег, чтобы отправить Кристин в хороший колледж, нет. На дворе 2002 год, экономика США переживает спад. Мать Мэрион (прекрасная роль Лори Меткалф) на скромную зарплату медсестры содержит всю семью, так как ее мужа Ларри (Трэйси Леттс) сократили. Брат Мигель, хоть и получил хорошее образование, вынужден работать кассиром. Все вокруг Кристин кричит о том, что вырваться из нищеты и опостылевшего города не получится, и единственное, на что она может рассчитывать – местный сельскохозяйственный колледж. Но Леди Берд не робкого десятка: она отстегивает ремень безопасности и выпрыгивает из несущейся на полной скорости машины. Так начинается ее последний учебный год перед колледжем.
Эта запоминающаяся сцена с машиной красноречиво демонстрирует степень подросткового максимализма героини и то, как ей все вокруг надоело. Больше всего ей надоела, конечно, мать. Именно из-за пустячной ссоры с Мэрион Кристин выпрыгивает на дорогу, так как это единственный доступный способ продемонстрировать свое несогласие. Словами до матери Леди Берд уже не может достучаться. Кристин и Мэрион очень похожи не только внешне (миниатюрные и рыжеволосые), но и по темпераменту (упрямые и прямолинейные). Они как две одинаково заряженные частицы – просто не могут по-настоящему приблизиться и понять друг друга. Всего минута вместе, и обстановка вокруг них опасно электризуется, предвещая неминуемый взрыв. Изначально Гервиг даже планировала назвать фильм «Матери и дочери» - настолько важны для сюжета отношения этих двух героинь.
Обычно истории про девочек-подростков рассказываются сквозь призму первой влюбленности, как правило, не очень удачной. Но «Леди Берд» отличается от череды подобных картин. Здесь сюжет развивается не по принципу «девочка встретила мальчика», а по принципу «девочка встретила саму себя». Иронично расставив цитаты из фильмографии Джона Хьюза (Кристин даже наденет розовое платье, как героиня «Милашки в розовом»), Гервиг смело нарушает шаблоны романтических фильмов о школьницах, где кульминацией становится поход на выпускной с заветным мальчиком. Вместо этого режиссер предлагает для героини череду испытаний, пройдя которые она получит не прекрасного принца, а уверенность в себе. А романтические отношения с томным Кайлом (эта роль сидит на Тимоти Шаламе как влитая) и образцовым Дэнни (очень трогательный Лукас Хеджес) – всего лишь этапы на этом пути.
Кристин, как любая девушка ее возраста, не всегда может отличить хорошее от плохого. На большинство ошибок Леди Берд толкают стыд и неуверенность в себе. Кристин стыдится своих неуспешных родителей и их низкого социального статуса, ей неловко за своей дом и бедный район, где он находится. Она порывает с лучшей подругой (Бини Фелдштейн), чтобы тусоваться с крутыми, но недалекими ребятами. Кристин так привыкает быть Леди Берд и врать о своей жизни, что еще чуть-чуть – и она совсем потеряла бы себя.Хорошо, что она нашла в себе мужество одуматься и попросить прощения у всех, кого успела обидеть. Ей даже удалось понять свою мать и почти научиться принимать ее любовь. Уезжая из Сакраменто, Кристин даже не сжигает все мосты, как это частенько бывает с такими мятежными натурами.
Несмотря на вздорный характер Леди Берд, Грета Гервиг искренне любит свою главную героиню. Именно эта симпатия и делает картину пронзительной и честной, придает ей лирические нотки. Что бы ни творила Кристин – Грета Гервиг остается на ее стороне, ведь Леди Берд – это почти она сама. Гервиг тоже выросла в Сакраменто, но уехала из него в Нью-Йорк. Не сделай она этого, не было бы культового фильма Ноа Баумбаха «Милая Фрэнсис», благодаря которому Гервиг, написавшая сценарий и исполнившая главную роль, стала лицом поколения. Сейчас, после столь успешного дебюта (в копилке у фильма два «Золотых глобуса» и пять номинаций на «Оскар»), Гервиг имеет все шансы из музы инди-режиссеров стать настоящей ролевой моделью для нового поколения кинематографисток. Как бы то ни было, Грета Гервиг – новый интересный режиссер, а следить за ее творческим путем будет невероятно интересно.