Дельфин выпустил десятый сольный альбом – концептуальный, остросоциальный, политизированный, антивоенный, мощный, мудрый, короткий и злой. В целом, это – весьма приятная неожиданность. Злость идет Дельфину куда больше депрессивных лирических метаний последнего времени, а после расставания с гитаристом Павлом Додоновым треки снова можно (хотя и с оговорками) называть песнями, а не мелодекламациями под экспериментальный нойз. (Прим. Soyuz.Ru: послушать альбом онлайн можно ниже на этой странице).
За минувшие три десятилетия мы видели разного Дельфина. Он был каналом, транслирующим концентрированные злость, ненависть, teenage angst в чуть ли не первой на постсоветской территории рэпкор-группе «Дубовом Гаайъе»; своим в доску рубаха-парнем в насквозь коммерческом «Мальчишнике»; экзистенциальным поэтом в пост-панк проекте «Мишины дельфины»; тонким лириком («Глубина резкости», «Плавники», «Звезда» и «Юность») и даже, простите великодушно, графоманом («Андрей»).
Да, Дельфина мы видели разного, но никто не ожидал появления Андрея Лысикова в образе тоталитарного вождя в первом же клипе с нового альбома («520»). Если вслушаться, то можно уловить, что артист даже слегка имитирует рубленую и безэмоциональную манеру речи одного небезызвестного политика: читка «она утонула»-style. Провокация удалась, действительно стильный (и сильный) клип стал вирусным, а тем, кто поставили крест на творчестве Дельфина, теперь приходится пересмотреть свои взгляды.
Главная особенность нового диска – отточенность образов, рифм и аранжировок. Несколько лет назад, записывая «Андрея», Дельфин намеренно отказался от традиционной песенной структуры, чтобы слушатель мог сосредоточиться на текстах (примерно в то же время Лысиков выпустил свою первую книгу стихов). Результат был неожиданным: кроме пары «текстов» на диске, на слух больше ничего не воспринималось, наоборот – складывалось впечатление, что без удачных мелодий и аранжировок (кажется, это лучше всего уловил и передал Mewark на «Звезде») Дельфин – по сути, пшик, графоман с плоскими образами, банальными рифмами и бесконечными самоповторами, которому, ко всему прочему, нужен редактор.
К счастью, «Четыреста сорок два» реабилитирует Дельфина-поэта начиная с первой же минуты: «Нас заставляют гореть, бросая фаеры слов в сломанные на треть устройства наших голов» («520»). Затем следует «660» - трагическая история, возможно, вдохновленная Брэдбери или даже Стивеном Кингом («Я – мальчик с дыханьем ветра, с глазами утренней дали. Вчера я исчез бесследно в парке на карнавале»).
Один из самых сильных моментов альбома - «744» - текст, который вполне можно представить себе в книгах позднего Владислава Крапивина («Небо кричит голосами мальчишек, на выжженном поле танцует война. Повсюду трупы героев из книжек, еще не дочитанных до конца. Будто на заднем играли дворе – все перепачкались черной смородиной») с хлестким афоризмом-пощечиной («Государство, приказывающее умирать детворе, всегда назовет себя родиной»).
Впечатляет антиклерикальная «713», отражающая, видимо, эволюцию веры автора: от «Господи, ты же солнце одно на всех разорванное, в каждом из нас пылают твои лучи» до «Хохочешь чернотой зубов своих, над людьми скалишься. Но не станет веры в тебя ни в ком из них, значит и ты нигде не останешься».
Кульминационной же точкой альбома, вышибающей слушателя из зоны комфорта, стала «612», показывающая глубину разочарования в («…, сука») революционерах и толпе. Революционная борьба тут, как пел классик, «научила нас верить в несправедливость добра», а плоды ее будет пожинать «город, полностью отданный курицам, все еще бегающим без головы».
Интересно, что именно «612» аранжирована под «старого доброго» Дельфина времен «Плавников» и «Звезды» - спокойный бит и гитарный перебор. Впрочем, чтобы жизнь не казалась медом, в песне имеется припев, а именно припевы на этом диске – ахиллесова пята Дельфина. Нет, мы не собираемся сейчас критиковать вокальные данные Андрея – всем давно известно, что он далеко не Паваротти, и в общем-то не претендует. Просто на всем альбоме гармонично звучит лишь один припев – в «713» («Я улетаю бомбить города…»). В остальных песнях вокал то недотянут, то чрезмерно обработан – дефицит запоминающихся мелодий налицо (а ведь было время – «Радиоволна», «Романс», «Весна»…).
В целом, в плане аранжировок и инструментария «Четыреста сорок два» продолжает линию «Юности» 2007 года (за редкими исключениями вроде той же «612») – тот альбом стал первой записью с участием Додонова, который нынче большой гитарист и выступает на фестивалях импровизационной музыки. Этому же диску вливание свежей крови – барабанщик Василий Яковлев и гитарист Игорь Бабко – явно пошло на пользу. Дельфин вернулся, он свеж и зол, а его энергии и актуальности позавидуют молодые рэп-звезды.