Хотя слоган «Я сражаюсь с великанами» громко заявляет, что фильм основан на «величайшем комиксе», большинство зрителей, которые пойдут его смотреть, услышат о существовании «величайшего комикса» впервые. А жаль, ведь комикс (к слову, самобытный и увлекательный) от творческого тандема сценариста Джо Келли и художника Х.М. Кэна Ниимуры два года назад выходил на русском языке под названием «Я убиваю великанов» и даже успел обзавестись небольшим кругом фанатов. Для последних история о непростых отношениях Барбары и великанов не нуждается в дополнительном представлении, но незнакомую с первоисточником аудиторию стоит ввести в курс дела.
Главная героиня – серьезная школьница Барбара Торсон (Мэдисон Вульф) – одержима великанами. Все свободное от учебы и игры в «Подземелья и Драконы» время она тратит на защиту родного Нью-Джерси от вторжения жестоких мифических существ. Такую девочку с радостью бы приняли и поняли ребята из «Очень странных дел», но в школе и дома Барбару считают, мягко говоря, странной. Свои ловушки и обереги она мастерит из дохлых зверьков, блесток и мха, на голове носит заячьи ушки (дань духу-наставнику), а в маленькой сумочке прячет могучий молот (фамилия Торсен обязывает). Только новенькая ученица София (Сидни Вэйд), наивная, добрая и такая же одинокая, как Барбара, душа, принимает странные правила игры в охоту на великанов.
Надо отдать должное постановщику фильма (им стал датский режиссер Андерс Вальтер Хансен, получивший пару лет назад «Оскар» за короткометражный фильм «Гелий») – интригу с великанами он держит до самого конца. Хансен бережно отнесся к доставшемуся ему в руки материалу и не пытался слепить из него новую «Атаку титанов». То, что эта история бесконечно далека от «Титанов», фильмов Каламбуса про Гарри Поттера, Перси Джексона и прочих лент про подростков, борющихся с фантастическими тварями, становится понятно уже к середине фильма. Зрителей, ожидающий увидеть бодрый экшн, ждет разочарование – все более-менее яркие моменты были показаны в трейлере, а большая часть экранного времени будет посвящена конфликту героини с реальным, а не воображаемым миром.
Однако реальное здесь будет тесно переплетаться с воображаемым, как, например, в «Лабиринте Фавна» Гильермо дель Торо или «Там, где живут чудовища» Спайка Джонса. Барбаре проще разобраться со страшными великанами, а не посмотреть в лицо назревающей трагедии. Девочка искренне верит в то, что если подчинить свою жизнь служению изощренным ритуалам, превратить себя в маленького и храброго воина, то это спасет близкого ей человека. Но выбранная Барбарой дорога, вымощенная эскапизмом и иллюзиями, мешает ей увидеть, что мир не ополчился против нее, а наоборот, протягивает ей руку помощи. Помимо простодушной Софии до Барбары пытается достучаться ее старшая сестра Карен (Имоджен Путс весьма убедительна в роли девушки на грани нервного срыва). Она взвалила на себя все тяготы заботы о бунтующем подростке, который прикрывает свою боль агрессией. Об эту же агрессию разбивается неумелая, но искренняя поддержка школьного психолога миссис Моле (отличная роль Зои Салдана, которая наконец-то играет простою земную женщину, а не инопланетное создание). От того, как окружающие безуспешно пытаются помочь Барбаре и как тяжело ей принять реальное положение вещей – сердце по-настоящему сжимается.
«Я сражаюсь с великанами» можно назвать братом-близнецом прошлогоднего «Голоса монстра». Схожесть этих двух лент видна невооруженным глазом: используемые метафоры и способ развития сюжета почти идентичны. Оба фильма рассказывают о подростках, которым монстры помогают принимать трагическую жизненную ситуацию. Но эту вторичность «Великанам» легко простить. Подобные произведения, особенно если они сняты не халтурно и искренне (а это именно такой случай) способны оказать целебный психотерапевтический эффект. Они разговаривают простым и понятным, но далеко не примитивным языком на темы, о которых надо говорить. «Великаны» оставляют после себя приятное чувство светлой грусти, которое вполне компенсирует предсказуемость сюжетных поворотов.
У режиссера Хансена и оператора Расмуса Дж. Хейза получилось пронизанное фирменной скандинавской атмосферой кино, по ходу просмотра которого приходится не раз напомнить себе, что действие происходит в Америке, а не где-нибудь в Дании и Норвегии. Дело тут не только в девочке с молотом, которая везде рисует руны, а в том, как показана в фильме природа. Мрачный лес, промозглый пляж, холодный океан и предгрозовое небо. Они одновременно притягательные, таинственные и пугающие. Там, где не справляются актеры (Мэдисон Вульф частенько переигрывает, а исполняющая роль школьной задиры Рори Джексон откровенно не доигрывает) живописные пейзажи и мрачная атмосфера помогает вытянуть картину. «Я сражаюсь с великанами» - это не великое, но по-своему обаятельное и милое, как его главная героиня, кино. Любителям в меру сентиментальных фильмов с ноткой магического реализма оно точно придется по вкусу.