Thirty Seconds to Mars «AMERICA»: Новые консерваторы

Джаред Лето меняет гитару на звуковой редактор, но не изменяет стадионным привычкам.

Группа Thirty Seconds to Mars затевалась как сайд-проект актера Джареда Лето. К моменту создания коллектива его карьера в кино уже набирала обороты. Он успел сняться у Терренса Малика в «Тонкой красной линии» (1998), а также в относительно успешном хорроре «Городские легенды» (1998).

Судьба Thirty Seconds to Mars и фильмография Лето развивались параллельно. В 2002 году вышла дебютная пластинка группы, исполняющей эйфорический стадионный альтернативный рок. Певец и актер к тому времени появился уже в двух картинах Дэвида Финчера, а также сыграл главную роль в «Реквиеме по мечте» (2000) Даррена Аронофски. В 2005 году появился второй диск Thirty Seconds to Mars «A Beautiful Lie», разошедшийся тиражом в 1,5 млн копий. Лето к тому времени появился в «Александре» (2004) Оливера Стоуна и «Оружейном бароне» (2005) на пару с Николасом Кейджем. Третья пластинка «This is War» разошлась тиражом в 4 млн носителей. Джаред Лето параллельно с этим сыграл знаковые роли: убийцу Джона Леннона в «Главе 27» (2006) и последнего смертного на Земле в сюрреалистичном хите «Господин Никто» (2009).

Обложка сингла «Walk On Water», 2017

Выход четвертого диска «Love, Lust, Faith and Dreams» в 2013 году ознаменовался самыми крупными победами и группы, и самого Лето. Thirty Seconds to Mars достигли первой десятки в альбомном чарте Billboard, дизайн пластинки сделал самый дорогой современный художник Дэмьен Херст. Силами Илона Маска они отправили сингл «Up in the Air» на орбитальную станцию, а турне в поддержку альбома растянулось на два года и 158 выступлений, включая, в общей сложности, 18 городов России. Одновременно с музыкальными успехами Лето закрепил и кинематографические: в 2014 году за роль трансгендера в ленте «Даллаский клуб покупателей» он получил премию «Оскар». Казалось бы, все вершины покорены и после такого успеха на всех фронтах двигаться уже некуда. Однако неутомимый 46-летний Лето останавливаться не собирается. Вместо этого он примерил образ Джокера в «Отряде самоубийц», «поселившись» в киновселенной DC, и кардинально изменил звучание своей группы.

За пять лет, прошедших с выхода предыдущего альбома Thirty Seconds to Mars, мир изменился. Миром правит хип-хоп, а гитарные группы окончательно ушли в небытие. Одним из самых востребованных рок-коллективов ныне считается Imagine Dragons, у которого гитарные риффы заменили дабстеповые «дропы». Прочие коммерческие рок-группы из одного сThirty Seconds to Mars поколения «пересаживаются» на синтезаторные рельсы: одними из первых это сделали Maroon 5, в прошлом году это осуществили Linkin Park, в этом году тот же ход провернули и Fall Out Boy. Вместе с отмиранием гитар к власти в США пришел Дональд Трамп, а с ним и новый закон музыкальной индустрии: если артист первого эшелона не высказывается по социальной теме, то рискует навлечь на себя гнев либеральной прессы. За примером далеко ходить не надо – достаточно почитать, что пишут о последней пластинке Джастина Тимберлейка.

Джаред Лето все это прекрасно понимает и своим новым альбомом рассчитывает убить сразу двух зайцев. «AMERICA» Thirty Seconds to Mars – это два манифеста в одном: объявление о капитуляции гитары перед Ableton и размышление о том, куда катятся Соединенные Штаты. И в то, и в другое группа Джареда Лето явно вложила не слишком много мыслей и труда.

Начать стоит с того, что практически вся политизированность «AMERICA» заканчивается на обложке альбома, а точнее – на обложках. Их Джаред Лето изготовил вместе с художником Уилло Перроном аж десять разных штук. Каждый из десяти вариантов представляет собой список различных слов, характеризующих, по мнению Лето, современную Америку. Цифровую версию альбома сопровождает, к примеру, список из шести самых популярных у американцев поз в сексе (среди которых удивительным образом затесался так называемый «Краб»). Также имеются варианты списков, на которых перечисляются распространенные американские имена, самые доходные лекарства, выписываемые по рецепту, шесть федеральных ведомств Соединенных Штатов, самые богатые видеоблогеры и так далее. Лето объясняет:

«Для меня эти списки – что-то вроде временных капсул. По отдельности они могут удивить, повеселить или заставить задуматься, но в совокупности они дают представление о культуре, частью которой мы являемся и времени, в котором мы живем».

В музыкальном плане в «переобувке» группы можно углядеть кое-что занятное. Под трэповые биты голос Джареда Лето местами звучит немного похоже на голос Post Malone. При желании можно узреть в обновленном звучании Thirty Seconds to Mars влияние эмо-трэпа и провести параллели с каким-нибудь Lil Peep'ом. Однако на деле музыка на альбоме «AMERICA» представляет собой набор все тех же пафосных стадионных клише, которыми Thirty Seconds to Mars злоупотребляли всегда, с той разницей, что вместо гитарного жужжания теперь звучит стрекот драм-машины и дабстеповые синтезаторы. Движущей силой музыки группы остаются все те же непреложные вокализы, предназначенные для хорового исполнения, так называемые «Millenial Woop», которые осточертевают уже на третьей композиции.

Тематика песен осталась, по большей части, прежней. Лето срывает глотку, выкрикивая лозунги, «спроектированные» для того, чтобы орать их на стадионе хором. Открывающая альбом «Walk On Water» – единственная композиция, которую можно назвать политизированной, но в ней не больше прямого высказывания, чем в материале с пластинки «This is War». «Видишь ли ты, за что бьешься/ Жажда крови и священная война/ Послушай, услышь, как кричат патриоты/ Времена меняются», - тянет Лето, ему вторит хор. Остальные песни сплошь представляют собой набор рок-штампов. «Rescue Me» посвящена зависимости, в ней упоминаются демоны и спасение души. На треке «One Track Mind» гостит рэпер A$AP Rocky, но его куплет ленивый и скучный: в нем он умудряется сделать самый очевидный ход из возможных и обыграть название группы («Путь до Марса занимает 30 секунд/ Но ты добираешься до моего сердца еще быстрее»).

За необязательным 1,5-минутным инструменталом «Monolith» следует дуэт с певицей Холси (Halsey) «Love is Madness», известной по хиту с группой The Chainsmokers. Название композиции дает исчерпывающее представление о содержимом: песня представляет собой коллекцию самых скучных рифм о страсти из возможных («Я никогда не говорил, что буду твоим любовником/ Я никогда не говорил, что буду твоим другом»; «Я понял, когда взглянул в твои глаза/ Что любовь – это безумие»). Пару лет назад в сети циркулировали слухи о романе Лето и Холси, сейчас очевидно, что это было неправдой – химия между исполнителями отсутствует начисто.

Сделав свою группу одной из самых популярных и получив «Оскар», Джаред Лето провозгласил перемены, но ограничился лишь оболочкой. Он поменял гитары на синтезаторы, но оставил музыку такой же скучной, клишированной и банальной, обозначил дух времени, но вынес его на обложку, не наполнив им свои песни. «AMERICA» – канонический пример превалирующей формы над содержанием – предельно консервативная музыка, маскирующаяся под яркой оболочкой. В каком-то смысле в этом Лето довольно точно отразил настроения современной Америки.

Читайте также