​10 пионеров рок-н-ролла, изменивших историю музыки

Чак Берри, Литтл Ричард, Рой Орбисон и другие музыканты, без которых XX век был бы совсем другим.

Билл Хейли

Билл Хейли/ Фото с сайта forallkino.ru

Какой была первая песня в стиле рок-н-ролл? Мало кто может ответить на этот вопрос с точностью – впрочем, как и всегда, когда речь идет о первопроходцах. Была ли это «Rocket 88» Джеки Брэнстона? Или «Crazy Man Crazy» Билла Хейли? Или его же «Rock Around The Clock»? Для большинства последний ответ – самый очевидный, и мало кто знает, что первым эту композицию исполнил некий Сонни Дэй, а настоящий успех к версии Хейли пришел только после того, как «Rock Around The Clock» прозвучала в нашумевшем тогда фильме Blackboard Jungle. Впрочем, это и неважно: распробовав песню на вкус, мир навсегда перестал быть прежним. «Не знаю, что заставило меня взяться за гитару. Быть может, "Rock Around the Clock", которая вышла в свет, когда мне было десять?», - задавался вопросом лидер Pink Floyd Дэвид Гилмор.

Элвис Пресли

Элвис Пресли/ Фото с сайта wallpaperscraft.ru

Говорят, что когда Элвис Пресли впервые пришел на прослушивание в студию «Sun» к Сэму Филлипсу, то не слишком-то впечатлил хозяина. «Что ты можешь петь?», - спросил Сэм. «Я могу все!», - был ответ молодого Пресли, который, сам того не зная, предсказал собственную судьбу исполнителя. В отличие от других героев этой подборки, он почти не писал собственных песен, но, находясь в форме, был способен превращать в чистое золото все, за что брался. Блюзовая меланхолия «Heartbreak Hotel», лукавое признание «That’s All Right Mama», страсть «Burning Love», энергия «Don’t Be Cruel»... Мало кому удается остаться в центре внимания более чем через полвека после зенита славы и спустя сорок лет после смерти – но Элвису удалось.

Чак Берри

Чак Берри/ Фото с сайта klops.ru

«Если бы вы захотели придумать другое название рок-н-роллу, его следовало бы назвать "чак берри", - говорил Джон Леннон, представляя своего кумира на шоу Майка Дугласа. - В 50-е годы, когда песни были, в общем-то, ни о чем, он сочинял социальные комментарии, песни с отличными стихами, которые повлияли на творчество Дилана, на меня, на многих других… В 50-е целое поколение боготворило его музыку». Увидев у своего визави пластинку Чака Берри, Кит Ричардс подошел к Мику Джаггеру и заговорил с ним, а первым синглом Rolling Stones стала кавер-версия одной из песен Берри. Крутейшие и мгновенно узнаваемые гитарные риффы, отличные тексты, эксцентричная «утиная походка» на сцене – все это Чак Берри. В конце концов, можно ли представить любую подборку рок-н-ролла 50-х без «Johnny B.Goode», «Sweet Little Sixteen» или «Memphis Tennessee»? Разве что в параллельной вселенной.

Читайте также: 10 влиятельных продюсеров хард-рока 1970-х годов

Литтл Ричард

Литтл Ричард/ Фото с сайта purplehaze.ru

Если бы в рок-н-ролле вручали премию за самое неистовое исполнение, бессменным ее лауреатом мог бы стать отнюдь не Элвис Пресли, и даже не Чак Берри, а некий Ричард Пенниманн, вошедший в историю под именем Литтл Ричард. Самый знаменитый его хит привел бы в ужас и Фрэнка Синатру, и Нэта Кинга Коула: ну что это за слова такие «Вап-бап-э-лум-э-бум-бам-бум?» Что за девушка Сью, которая точно знает, что делать? Что это, в конце концов, за странные Люсиль, Салли и другие дамы непонятного поведения? Честно говоря, Литтл Ричарду было плевать – перед его энергией пасовали не только поклонники рок-н-ролла, но и вполне себе примерные мальчики вроде Пола Маккартни, которому уроки шоуменства маэстро очень даже пригодились в порочном Гамбурге. А еще Ричард столкнул гитару с пьедестала Истинно Рок-Н-Ролльных Инструментов: как оказалось, 88 клавиш рояля способны составить конкуренцию шести струнам, а иногда и затмить их.

Рой Орбисон

Рой Орбисон/ Фото с сайта shaheer.uz

Черноволосый мужчина, выходивший на сцену в затемненных очках, вряд ли видел себя героем рок-н-ролла, подобным давнему знакомцу Элвису Пресли или выскочкам из Ливерпуля, с которыми однажды был в совместном турне. Однако именно он убедительнее всех доказал, что суть рок-н-ролла не в том, насколько громко и энергично ты выражаешь собственные чувства, а в том, насколько ты искренен. Тот же Элвис однажды во всеуслышание назвал его величайшим певцом в мире, первый хит-сингл The Beatles «Please Please Me» изначально писался в стиле Орбисона, да и кто знает, появилась бы на свет знаменитая мелодрама с Джулией Робертс и Ричардом Гиром, если бы не самая известная из песен Орбисона?

«Когда утром 7 декабря 1988 года друзья созванивались и спрашивали "Ты слышал, вчера вечером умер Рой Орбисон?", было такое чувство, что у всех нас отняли кусок юности», - говорил после смерти «Большого О» Брюс Спрингстин.

Бадди Холли

Бадди Холли/ Фото с сайта wallpapersafari.com

Техасец в Америке считается этаким символом деревенщины: простой грубый парень, у которого что на уме, то и на языке, поклонник «традиционных» ценностей и такой же музыки. Техасцем был и уроженец города Лаббок Чарльз Хардин Холли, взявший себе псевдоним «Бадди» (Приятель) и осмелившийся выйти на сцену в очках. Очкарик с внешностью бухгалтера и с гитарой? Что он может предложить нам, кроме занудного кантри? Оказалось, что по части энергии техасец способен дать прокашляться любому тедди-бою: такие песни, как «Peggy Sue», «Maybe Baby», «Rave On» были полны молодого задора, равного которому в роке не было вплоть до The Beatles. Кстати, написанная Холли «That’ll Be The Day» стала первой записанной ими песней, а песню «Not Fade Away» впоследствии перепевали такие команды, как Rolling Stones и прог-рокеры Rush. Сам же образ Холли привлек и кинематографистов, став центральным в культовом треш-фильме «Шестиструнный самурай», и одним из эпизодических – в знаменитом «Криминальном чтиве».


Бо Диддли

Бо Диддли/ Фото с сайта thecurrent.org

Многие рок-н-ролльщики впоследствии были признаны отцами-основателями целых направлений в музыке – но мало кто из них может похвастаться тем, что изобрел собственный бит. Элиас Макдэниел, взявший себе псевдоним в честь самодельной однострунной гитары, выстроил свои ритмы вокруг энергичного шаффла маракасов и пробежек по том-томам: их сочетание и дало тот самый «джунглевый бит», которым восхищались все – от того же Бадди Холли и Rolling Stones, пытавшихся воспроизвести эту магию на своих ранних записях, до героев гитарной «новой волны» The Smiths и The Fall. The Who, Yardbirds, Animals, The Doors, Creedence и Патти Смит – все они в разное время отдали дань уважения человеку, который без ложной скромности однажды заявил, что «Bo Diddley put the Rock In The Rock’n’Roll» (Бо Диддли – это «рок» в слове «рок-н-ролл»).

Читайте также: 12 главных музыкальных святынь мира

Братья Эверли

Братья Эверли/ Фото с сайта imgarcade.com

На первый взгляд Фила и Дона Эверли сложно причислить к исполнителям рок-н-ролла – нежные вокальные гармонии и перезвон гитар так же далеки от первобытной энергии Чака и Элвиса, как цыпленок от горного орла. И все же именно они стоят у истоков практически каждого вокального дуэта, исполняющего тихую красивую музыку, и не только ее. «Love Hurts» стала одним из главных хитов шотландских рокеров Nazareth, «Bye Bye Love» – одной из первых песен, с которой на публике выступил Пол Маккартни, а «Wake Up Little Susie» – ярким свидетельством того, что для сочинения настоящего рока не обязательно петь про тачки и ветер в ушах. Уже в «нулевые» дань уважения легендарному дуэту отдали другие легенды рок-музыки – Пол Саймон и Арт Гарфанкел пригласили братьев выступить с ними на одной сцене в ходе американского турне 2004 года, запечатлев воссоединение на DVD.

Эдди Кокран

Эдди Кокран/ Фото с сайта hddb.se

Эдди Кокран не столь известен российскому меломану, как Элвис, Билл, Литтл Ричард или Чак Берри, но без него, пожалуй, была бы неполна не только история рок-н-ролла, но и история рока в целом: Пол Маккартни попал в будущую группу The Beatles после того, как показал Джону Леннону текст и аккорды к песне Эдди «Twenty Flight Rock». А «Summertime Blues» Кокрана в разное время входила в репертуар Beach Boys, The Who, T.Rex и была хит-синглом группы Blue Cheer, которую впоследствии признали одной из прародительниц стиля хэви-метал. Впрочем, никакие регалии и заслуги не отменят того, что Эдди, как и другие его коллеги по цеху, был попросту молод, горяч – и не стеснялся выплескивать энергию на зрителя и слушателя, одним из которых, если верить Стивену Кингу, был герой романа «Сияние» Дэнни Торренс.

Карл Перкинс

Карл Перкинс/ Фото с сайта lyreka.com

И еще один автор якобы «одного хита», без которого немыслима любая подборка музыки 50-х. Многие восхищаются простотой и энергичностью звучания знаменитого трио Элвиса с басистом Билли Блэком и гитаристом Скотти Муром, но мало кто знает, что именно так еще до Элвиса играл уроженец Теннесси, гитарист Карл Перкинс. Он же стал и автором одного из главных гимнов рок-н-ролла, который у него вскоре перехватил тот же Элвис. «Я глядел на мальчишек у края сцены, гордившихся своими городскими туфлями. Ведь надо быть по-настоящему бедным, чтобы думать про новые замшевые туфли». Чеки от The Beatles, в разное время записавших с полдесятка песен Перкинса, весьма помогли ему в трудные времена, а шоу 1986 года «Rockabilly Session» по праву может считаться одним из лучших, когда-либо снятых на пленку: с маэстро Перкинсом здесь играют Джордж Харрисон, Ринго Старр, Эрик Клэптон, а также ритм-секция нео-рокабиллов Stray Cats, переживавших в то время пик славы. Так что, если вы не так знамениты, как Элвис, это не значит, что ваша музыка не стоит внимания.

Читайте также