Певица не выпускала альбомов пять лет, но долгое ожидание полностью себя оправдало. «Dirty Computer» – настоящий шедевр и однозначно одна из лучших пластинок года.
О Жанель Монэ громко заговорили в 2010 году, после выхода ее дебютного альбома «TheArchAndroid». Тогда многим казалось, что она будет большой поп-звездой, ведь у Жанель было все – голос, стиль, вкус. Но, несмотря на восхищение музыкальных журналистов и ценителей, ее имя так и не стало известным широким массам. Большинство людей запомнили ее как приглашенного исполнителя из песни «We Are Young» группы fun.
С одной стороны, это ужасно несправедливо по отношению к столь талантливой артистке. С другой стороны, Жанель это вряд ли расстроило. Совершенно понятно, что искусство для нее важнее, чем слава. Во время пятилетнего перерыва между альбомами девушка решила попробовать себя и в других сферах: озвучила одного из героев в мультфильме «Рио 2», снялась в оскароносном «Лунном свете» (в небольшой роли) и номинированном на «Оскар» фильме «Скрытые фигуры» (в одной из главных ролей). В этом году выйдет еще одна лента с ее участием – «Женщины Марвена» Роберта Земекиса. Кстати, вместе с альбомом певица выпустила 46-минутный фильм, а в качестве анонса к «Dirty Computer» вышел трейлер, который показывали в кинотеатрах США перед сеансами «Черной Пантеры».
Но после выхода «Dirty Computer» статус Жанель Монэ может кардинально измениться. Альбом вызвал однозначно восторженную реакцию у критиков – его средний балл составляет 94 (!) из 100 возможных. Вот что о нем пишет популярный британский музыкальный журнал NME: «Один из величайших артистов нашего времени передает эстафетную палочку Принса новому миру». The Quietus: «Со своим третьим альбомом "Dirty Computer" она действительно достигла высочайшего уровня». Рецензия в The Independent и вовсе носит заголовок «Что мы сделали, чтобы заслужить Жанель Монэ?». Если раньше она воспринималась как бесспорно талантливая, но все же скорее «второстепенная» артистка, то новый альбом окончательно утверждает ее в статусе если не одной из главных, то определенно одной из самых важных исполнительниц современности.
О названии альбома певица рассказала в интервью Ebro, сообщив, что «мы происходим из грязи», «мы – компьютерные процессоры, наши мозги загружают и передают информацию». Жанель всерьез увлекается научной фантастикой, об этом говорят даже названия ее альбомов: первый EP носил имя «Метрополис» (Metropolis: The Chase Suite), дебютная пластинка – «Сверхандроид» (The ArchAndroid), вторая – «Электрическая леди» (The Electric Lady).
В записи «Dirty Computer» принимали участие такие музыканты, как Брайан Уилсон из The Beach Boys, Стиви Уандер, Граймс, Фаррелл Уильямс и Зои Кравиц, причем с Фарреллом и Граймс она записывается не впервые. Но даже эти громкие имена меркнут перед главным – Принсом. «Он работал со мной над альбомом перед своим уходом, помог мне с некоторыми звуками. Я действительно скучаю по нему, вы знаете, мне сложно говорить о нем. Но мне его не хватает, его дух никогда меня не покинет», - рассказала Жанель в интервью BBC Radio 1. В частности, Принс написал синтезаторную партию, вошедшую в первый сингл «Make Me Feel». Легендарный музыкант уже сотрудничал с Монэ, поучаствовав в записи ее предыдущего альбома «The Electric Lady» (2013). И если на современной сцене есть исполнитель, которого можно назвать современным Принсом, то это однозначно Жанель Монэ. Другое напрашивающееся сравнение – Бейонсе, однако если последняя делает ставку на силу и харизму, то козырь Монэ – вкус, стиль и утонченность.
Музыкальный стиль Жанель Монэ все тот же – нечто среднее между соулом, R&B, поп-музыкой, хип-хопом и фанком. Исполнительница свободно и уверенно себя чувствует и в быстрых песнях, и в медленных, а читает рэп не хуже, чем поет. Она выступила соавтором почти всех композиций, девять из которых также спродюсировала. Ее голос может звучать мягко и нежно, а может – жестко и напористо, но он всегда убедителен. Ее фирменная манера скорее сдержанная, чем эмоциональная, однако при всем этом не равнодушная – это искренность изысканного человека с хорошими манерами.
Хотя «Dirty Computer» выделяется среди других альбомов Монэ числом звездных гостей, основная команда осталась прежней. В первую очередь, это фанк-дуэт Deep Cotton, фигурирующий в списке авторов и продюсеров почти всех песен, а также Роман ДжанАртур, младший брат участника Deep Cotton Нейта Уандера. Все они входят в созданное певицей творческое объединение Wondaland Arts и сотрудничают с Жанель начиная с дебютного EP «Metropolis: Suite I (The Chase)». Единственная песня, над которой они не работали, - «Make Me Feel», соавторами которой стали Джулия Майклс и Джастин Трантер (больше всего известные по хитам Селены Гомес), а продюсерами – шведский дуэт Mattman & Robin (сотрудничавшие с Тейлор Свифт, Пинк и Элли Голдинг). В работе над альбомом приняли участие и другие музыканты. Это британский певец и продюсер Mr. Hudson (работавший с Канье Уэстом и Джей Зи), американское продюсерское трио Organized Noize (известные по «Waterfalls» TLC и работой с OutKast), певец и композитор Джон Брайон (работавший с Фионой Эппл и Эйми Мэнн, а также номинированный на «Грэмми» за музыку к фильмам «Магнолия» и «Вечное сияние чистого разума»), певица и актриса Тэйлор Паркс (больше всего известная по фильму «Лак для волос») и американо-ганский певец, рэпер, диджей и продюсер Нана Квабена (сотрудничавший с Джоном Леджендом и Риком Россом, номинированный на «Грэмми» за «Classic Man» Jidenna).
Говоря о творчестве Жанель Монэ, нельзя не упомянуть социальную составляющую. Феминизм, права афроамериканцев, меньшинств – для нее не пустой звук и не повод для пиара. Еще в 2013 году она выпустила совместную с Эрикой Баду песню «Q.U.E.E.N.», запомнившуюся невероятно стильным клипом и эффектной строчкой «Они называют нас грязными, потому что мы нарушаем ваши правила». А вот такие фразы звучат на новом альбоме: «Пока женщинам не будут платить такую же зарплату за такую же работу, это не моя Америка» («Americans»), «Мне все равно, как я выгляжу, но я хорошо себя чувствую – лучше, чем восхитительно, и лучше, чем могла» («I Like That»), «Я не американский кошмар, а американская мечта, просто дайте мне жить своей жизнью» («Crazy, Classic, Life»).
Вот что сама артистка говорит об альбоме: «Мы потратили очень много времени, чтобы результат получился настолько подробным, что не потребует объяснений, это просто эмоции… Люди чувствуют себя более свободными, вне зависимости от того, кто они в своей жизни». «"Django Jane" – мой ответ на угрозы в сторону моих прав как женщины, как темнокожей женщины, как сексуально свободной женщины, даже просто дочери двух людей, чьи права унижались десятилетиями». К слову, Монэ происходит из самой простой семьи из Канзаса: ее мать работала уборщицей, а отец – водителем грузовика (и об этом она даже упоминает в «Django Jane»). В подростковом возрасте девушка переехала в Нью-Йорк, надеясь сделать карьеру на Бродвее, но позже решила сосредоточиться на создании собственной музыки, «которая может изменить мир» и сменила место жительства на Атланту.
Кому-то может показаться, что исполнительница уж слишком увлеклась «изменением мира», но одновременно ей удается не скатываться в скучные нравоучения. Важные слова вплетены в красивые мелодии, ритмичные строки и филигранно выполненные аранжировки. Этими песнями можно наслаждаться, не понимая ни слова, некоторые из них даже можно ставить на вечеринках для танцев, а под другие – расслабляться после тяжелого дня. «Dirty Computer» справляется сразу с двумя задачами – с одной стороны, это просто очень хорошая музыка, с другой – он затрагивает актуальные темы и проблемы. И именно это сочетание делает его не просто отличным альбомом, но выдающимся.