Поклонники творчества сказочника Уэса Андерсона и те, кто видел хотя бы пару его фильмов, наверняка сходу смогут перечислить характерные черты его работ («Отель "Гранд Будапешт"», «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум»...). Кроме тяги этого американца к палитре ярких несочетаемых цветов, математически выверенным симметричным кадрам и старомодным вельветовым костюмам, киноленты Андерсона отличаются особой «ламповой» атмосферой удивительных, почти сказочных приключений с трогательными чудаковатыми героями, склонными к самоиронии.
К такому набору «особенностей» как нельзя лучше подходит стоп-моушн анимация, с помощью которой и были созданы два (пока два) мультфильма режиссера. Уэс Андерсон попробовал себя в ней, работая над «Бесподобным мистером Фоксом» и некоторыми сценами из «Отеля "Гранд Будапешт"». Однако «Остров собак» по сравнению со своими предшественниками побил все рекорды по масштабности кукольного представления на съемочной площадке.
Сделав ставку на стоп-моушн, Уэс Андерсон не изменил себе и выбрал самую «олдскульную» анимацию. Впервые покадровая съемка была использована еще в 1897 году в эпизоде фильма The Humpty Dumpty Circus. Нам эта в какой-то степени первая техника хорошо знакома, в частности, по «Чебурашке», «Варежке» и другим советским «кукольным» мультфильмам (которые, между прочим, были завсегдатаями международных кинофестивалей). Одни из самых известных и более-менее современных шедевров, созданных в этой технике, это проекты, созданные на британской студии Aardman (от «Уолесса и Громита» (1989) до «Диких предков» (2018)), мультфильм Тима Бертона «Труп Невесты» (2005), «Кубо. Легенда о самурае» (2016) и некоторые другие.
Неспроста стоп-моушн анимация до сих пор не потеряла своего антуража – ведь она напоминает сказки в исполнении самодельного кукольного театра, как в детстве. И хотя сейчас она не обходится без помощи цифровых технологий и 3D-принтеров, все же особая правдоподобность остается ее сильной стороной. Еще бы, когда каждая деталь имеет множество вариантов и функций в более чем 200 декорациях, не считая 1000 кукол! Уэс Андерсон действительно «заморочился» – даже собачий мех и дым были анимированы вручную. Ради той самой сцены с приготовлением суши команда аниматоров сначала несколько недель дотошно изучала японскую традиционную кухню, ее ингредиенты, их разновидности, все-все оттенки, консистенции и т.д., чтобы потом на протяжении целых 6 месяцев снимать те несколько минут, которые войдут в мультфильм!
«Наша работа заключается в том, чтобы сделать из кусков металла, резины и силикона – всех этих неодушевленных вещей – что-то новое, попытаться вдохнуть в них жизнь», - так описывают свою задачу аниматоры, работавшие над «Островом собак».
К съемкам мультфильма была создана настоящая мини-армия кукол, как людей, так и собак, всех размеров – от больших и средних до совсем крошечных. Все ради разнообразия декораций, кадров и углов съемки. Но если вы думаете, что после создания более чем 1000 кукол работа рукодельников команды закончилась, то вы глубоко заблуждаетесь. Ради подробной и реалистичной анимации на каждую куклу были отдельно заготовлены «сменяющиеся» части лица, имитирующие мимику. Например, художницей, которая работала над образом Трейси, было кропотливо прорисовано по 297 веснушек на 74 вариантах лица, что составило в сумме 22 000 штук.
До создания движущейся куклы для каждого героя были созданы прототипы в виде глиняных скульптур и фигурок 3D-печати, и количество только конечных вариантов для съемок составило около 1000. Где-то 500 человек и 500 собак. Даже чуть больше.
Чем же отличается новый шедевр Уэса Андерсона от его предыдущего, не менее шедеврального мультфильма «Бесподобный мистер Фокс»? Казалось бы, действительно, оба сняты с помощью одной и той же технологии, но внимательный глаз приметит приличный скачок в качестве и сложности последнего фильма. Взять хотя бы тот факт, что герои «Бесподобного мистер Фокса» были по максимуму «очеловечены», а значит, и анимация движений и мимика были приближены к привычному – человеческому. Однако в «Острове собак» режиссер решил пойти сложным путем. Его собаки – вполне разумные существа, разговаривающие и проявляющие широкий спектр эмоций, однако они остаются собаками, со своей мимикой и своей пластикой. Человеческая мимика смотрелась бы на них как минимум неправдоподобно. Поэтому аниматоры трудились над тем, чтобы мимика четвероногих героев была бы достаточно экспрессивной и понятной, но при этом оставалась бы в «собачьих» рамках. К слову, для этих целей аниматоры, у которых есть собаки, специально приводили в студию своих питомцев и наблюдали за ними, анимируя, так сказать, с натуры.
(К слову, насчет четвероногих друзей – в Эдинбурге был проведен специальный сеанс «Острова собак» для просмотра с собаками. Зрители, побывавшие на нем со своими любимцами, говорят, что собакам лента очень даже понравилась!)
Перфекционизму команды и режиссера «подверглись» также декорации и некоторые спецэффекты. Такие элементы, как дым, пар или вода – все это не компьютерное, а настоящее, шипящее или булькающее. Каждая сцена не только выверена по строгим визуально-эстетическим канонам авторского стиля Уэса Андерсона, но и продуманы таким образом, чтобы не было повторов – иначе «глаз» зрителя заскучал бы. В интервью с изданием «Газета.Ru» Андерсон даже отметил, что ради визуального разнообразия было решено разделить виды мусора на несколько видов, которые мы в итоге видим в разных местах острова-свалки.
Еще одна гордость после сцены с приготовлением суши – монолог Шефа. Этот эпизод, в котором бездомный пес размышляет «отчего собака бывает кусачей», может претендовать как минимум на звание «самой продолжительной анимации без склеек». Подобным «вишенкам на торте» Уэс Андерсон обязан мастерам-аниматорам, работавшим над «Островом собак», а особенно двоим из них – Киму Кекелайру и Джейсону Сальману. Эти двое уже принимали участие в его первом «анимационном» опыте – в «Бесподобном мистере Фоксе». Конкретно эпизод с исповедью Шефа ставил как раз Джейсон Сальман.
(В этом 3D-видео можно посмотреть, что происходит «за кадром» и как кропотливо работают аниматоры над каждым, даже самым малозаметным движением персонажей и не только.)
Аниматорам действительно стоило титанического, чтобы мы впоследствии в течении одного часа и сорока минут наслаждались яркой сказкой из фантастического будущего Японии. Однако, по признанию самих аниматоров, для них самым сложным был этап синхронизации мимики персонажей с озвучкой – нужно было снимать буквально каждый слог и каждую букву, «произнесенные» персонажами.
Кстати, насчет озвучки. Помимо «любимчиков» Уэса Андерсона, вроде Билла Мюррея и Эдварда Нортона, свои голоса четвероногим героям подарили Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Лив Шрайбер, Боб Балабан, Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд (она озвучивала переводчицу с японского), Харви Кейтель, Тильда Суинтон и даже Скарлетт Йоханссон. А своеобразной «пасхалкой» в этом касте стала сама Йоко Оно, которая озвучила ассистентку ученого-оппозиционера. Так что совет всем, кто еще не смотрел «Остров собак» или смотрел в дубляже, – обязательно постарайтесь увидеть ленту с оригинальной озвучкой.
Качественной озвучке вторило не менее качественное музыкальное сопровождение от композитора Александра Деспла. Вдохновившись японской культурой, Деспла создал для «Острова собак», саундтрек, содержащий в себе звуки традиционных японских барабанов и музыку из театра кабуки.
Еще одно не менее важное украшение «Острова собак» – сама японская речь, которая будет звучать в ленте вне зависимости от того, в какой стране ее смотрят и на каком языке сделан дубляж. У Уэса Андерсона так принято – каждый персонаж говорит на своем языке (за исключением, пожалуй, собак – они почему-то исключительно англоговорящие): японцы на своем родном языке, ученица по обмену из штата Огайо Трейси и другие иностранцы – по-английски. И если уж Атари что-то там лопочет по-японски так, что собаки его не понимают, то и зрителям никаких подсказок в виде субтитров не полагается. Мультфильм, а правдоподобности больше, чем в серьезной драме.
Открыв Берлинский фестиваль 2018 года (первая анимационная лента открытия в истории смотра, между прочим) и завоевав там приз за лучшую режиссуру, «Остров собак» Уэса Андерсона уже сейчас обещает не раз напомнить о себе на протяжении года на различных церемониях награждения. Надеемся, трогательная и не лишенная глубокого смысла работа этого кудесника будет справедливо оценена зрителями во всем мире и благополучно завоюет все награды, достойные невероятных объемов работы над фильмом и душевных сил, вложенных в него создателем.