8 мая на Лазурном берегу открылся 71-й Каннский кинофестиваль. Фильмом открытия в этом году стала драма иранского режиссера Асгара Фархади «Все знают» с Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом в главных ролях. Корреспондент Soyuz.Ru Ася Заболоцкая рассказывает о ленте открытия прямиком из Канн.
В этом году программа Каннского кинофестиваля богата на разные социально значимые картины, однако, как отметила на открытии председатель жюри нынешнего смотра Кейт Бланшетт, само событие не является политическим. К слову, в конкурсной программе 2018 года представлены ленты «Три лица» Джафара Панахи и «Лето» Кирилла Серебренникова, и режиссеры этих картин не могут посетить собственные премьеры, так как находятся под домашним арестом. Иранец Асгар Фархади доказывает своей картиной то самое разнообразие возможностей, которое может подарить киноискусство, потому что в нем нет границ, национальностей и языков. Сам режиссер некоторое время жил в Испании, многое перенял от культуры этой страны и решил снять картину о людях, совершенно чуждых его национальным иранским традициям и жизненному опыту.
Лаура (Пенелопа Крус) приезжает из Аргентины в Испанию со своей 16-летней дочерью Ирен (Карла Кампра) и маленьким сыном в родной город на свадьбу сестры. Ее муж Алехандро (Риккардо Дарин) с ними не едет, и родные задают вопросы по поводу его отсутствия, однако в итоге принимают все как есть. Неожиданно поздним вечером пропадает дочь Лауры, и свадебное торжество оборачивается трагедией, которая разбивает все, казалось бы, устоявшиеся отношения между родственниками и их близкими друзьями. Лаура в растерянности обращается за помощью, и без каких-либо сомнений и раздумий ей помогает ее давний друг Пако (Хавьер Бардем). Женщине предстоит разрешить ситуацию, встретившись со своим нежелательным прошлым, о котором и так все знают…
Асгар Фархади любит недосказанность, и потому дает информацию отрывками, короткими зарисовками, таким же способом он фактически перескакивает начальную стадию экспозиции. Режиссер почти сразу переходит к завязке, без какого-либо желания вести повествование линейно и делать остановки. Он, как и его герои, которые просматривают свадебное видео по нескольку раз на протяжении фильма, периодически нажимая на паузу, фокусируется на определенных моментах. Так иранский режиссер «вспышками», фрагментарно выстраивает сюжет и логику в фильме, где баланс удерживают главные герои – Лаура и Пако, а с середины фильма еще и Алехандро.
Асгар Фархади, как и в своих прошлых картинах («Коммивояжер», «Развод»), совершенно эфемерно рисует взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Отчужденность и безразличность охватывают всю динамику супружеских отношений, которые идут вразрез с легкостью подростковых наивных чувств. Фильм «Все знают» вальсирует между несколькими темами, начиная с проблем семьи, в частности, коммуникации между отцом и дочерью, до социальных земельных вопросов. Такая совокупность проблем анализируется на протяжении всего фильма через контраст эмоций Лауры и Пако, манипуляциями первой и наивностью второго. Герои Пенелопы Крус и Хавьера Бардема не вступают в полемику, их персонажи абсолютно независимы друг от друга, поэтому сама игра актеров визуально и текстуально очень различна. Пока Бардем использует одну мимику и легкие движения, Крус с жаром делится яркими эмоциями, и иногда переигрывает. Несмотря на явную дифферентность и недоступность экранной связи, герои дополняют друг друга, заполняя все запланированные промежутки в повествовании. Таким образом даже скрытые сюжетные линии приобретают некоторую завершенность, но в исключительном стиле режиссера.
Картина имеет не только драматическую тональность с элементами триллера, но также культурный бэкграунд (в частности, религиозный) придает фильму совсем другой настрой. Герой Герой Риккардо Дарина предстает верующим человеком, он упоминает Бога в разных ситуациях. Своим поведением он как бы проверяет Пако, который вступает с ним в конфронтацию. Алехандро твердо уверен, что появление дочери – это Божий промысел, благодаря которому он обрел смысл жизни. Пако же воспринимает раскрывшуюся спустя долгое время тайну Лауры молча – он просто не может найти слов. Однако религиозность у Фархади «чужестранна», как он сам, и режиссер наделяет резонерскими характеристиками именно героя Бардема. Чувствуя себя посторонним, в финале под лучами солнца и с легкой ухмылкой на лице, Пако обретает то же самое, о чем так искренне рассказывал Алехандро — надежду. Режиссер обрывает кадр, переходя уже к развязке, где Ирен задается вопросом, почему же именно Пако приехал за ней. Алехандро остается только молчать, Фархади тоже.
Попурри из разных внутрисемейных конфликтов и всплывшего земельного вопроса обнажает самые негативные стороны человеческой натуры, но вместе с тем Асгар Фархади не дает ответов на появляющиеся вопросы. Он только задает их, заканчивая ленту с горьким оттенком недосказанности и незавершенности.