Для быстрого поиска начните вводить запрос

«Красный воробей»: Кремль слезам не верит

«Триллер для мальчиков» с невнятным авторским посылом держится исключительно на плечах «секс-солдата» Дженнифер Лоуренс.
30 мая 2018 0
Кадр из фильма «Красный воробей»
Кадр из фильма «Красный воробей»

Триллер режиссера трех «Голодных игр» Френсиса Лоуренса, поставленный по одноименному роману бывшего сотрудника ЦРУ Джейсона Мэттьюса (факт якобы придает фильму достоверность) – это трагическая история ухода молодой девушки со сцены Большого театра и ее превращение в секретного агента. Дженнифер Лоуренс предстает в образе солистки балета с удивительным и, что примечательно, редким русским именем Доминика Егорова, которая после судьбоносной травмы оказывается жертвой российской разведки. На службу государству девушку вербует дядя Ваня (привет Чехову!), отправляя ее в «школу шлюх», где Доминику обучают искусству обольщения. А далее, разумеется, в сюжет вступают американцы, полем боя с которыми, естественно, становится Европа.

«Красный воробей», по сути, ничем не отличается от бессоновской «Никиты». Снова коварная разведка, роковая соблазнительница с печальным прошлым, классическая «femme fatale», вовлекающая мужчину в круговорот обмана, а там и любовь, предательство, заточение, насилие и пытки. И хотя фильм рассказывает о современности, он будто бы сделан в эпоху холодной войны, потому что для авторов Россия – тот же Советский Союз – сплошной беспросветный, мрачный, холодный ГУЛАГ кровавого сталинского режима. Россия – вечно морозная и хмурая страна для грустных. Вспоминают и Сталина, и что Россия – тюрьма для рабов и господ, да и те – звери. Вдобавок в ключевой сцене – единственной сцене саспенса – люди используют, только подумайте, дискеты!

Кадр из фильма «Красный воробей»

Кадр из фильма «Красный воробей»

Произведение Френсиса Лоуренса – классический шпионский триллер о двойных агентах, но неторопливый сюжет, хоть и покрыт налетом напряжения, лишен свежести, кроме, разумеется, «шлюх» в погонах. Ради спасения больной матери товарищ Егорова попадает в тренировочный лагерь по подготовке тех самых «воробьев» – обольстительных девиц, для которых тело – оружие, принадлежащее государству. Роль требовательной наставницы молодых патриоток, фюрера в армейских сапогах исполняет Шарлотта Рэмплинг, похожая на строгую коммунистку, убежденную, что холодная война не закончилась, что Россия обязана установить новый миропорядок. Гордые гибнут первыми, а долг настоящего патриота – идти на жертвы. Девушек заставляют заниматься сексом с незнакомцами на глазах сослуживцев. Иными словами, если сюжет дурацкого блокбастера Сарика Андреасяна «Защитники» строится вокруг советской агентуры «Патриот», то здесь защитники Родины – проститутки. Идеологический смысл происходящего внутри этого, как оказывается, хрущевского притона разврата напоминает, скорее, террористическую диктатуру или фашизм – человек для государства. Так, товарищ Егорова остается один на один с всесильной властью принуждения. Молодую особу закаляют насилием, подавляя ее волю и свободу. Доминика учится сексуальному совращению, лишь бы выудить у врага сведения и выявить чужого среди своих. А секс становится единственным оружием, поэтому главная преграда для сломленной балерины – забыть о морали и нравственности во имя великой цели. Птичка в клетке, способная возбудить и выжать из мужика все соки.

Кадр из фильма «Красный воробей»

Кадр из фильма «Красный воробей»

«Красный воробей» – антигуманная антитеза бодрой, попсовой, комиксово-джонуиковской «Взрывной блондинке». Картина Лоуренса о женском превосходстве кажется щелчком по носу тиранам-женоненавистникам. Не ждите джеймсбондовской бравады и элегантности, экзотических путешествий, лихих погонь, жгучих красоток, шпионских штучек и мартини «встряхнуть, но не взбалтывать». Только водка, только хардкор. События разворачиваются медленно, мрачно, меланхолично, лишь несколько сцен пыток, обнаженки, раздвиганий ног в духе «трахни меня, если сможешь», диких издевательств, а потому, невзирая на стремление сделать из главной героини феминистку-мученицу, которая укладывает на лопатки похотливых олигархов, «Красный воробей» оказывается вполне себе атмосферно-порнографическим триллером для мальчиков. Что хотел сказать автор, кроме сексизма и насилия, – решительно непонятно. Агенты КГБ тоже влюбляются или проститутки сидят в Кремле и решают судьбы держав?

Кадр из фильма «Красный воробей»

Кадр из фильма «Красный воробей»

Джоэл Эдгертон, Джереми Айронс, Шарлотта Рэмплинг прекрасны, но их персонажи аскетичны на слова и чувства, отчего фильм получается бесстрастным. Дженнифер Лоуренс хороша (среди остальных девиц уж точно), хоть с ее-то габаритами не верится, что она прыгала на сцене даже провинциального театра. К слову, русский акцент товарища Егоровой – акцент в понимании Голливуда, конечно же – совсем не режет слух. То ли Лоуренс намеренно смягчила произношение, то ли по ходу дела просто о нем забывала.

Кадр из фильма «Красный воробей»

Кадр из фильма «Красный воробей»

Фильм с тлеющим повествованием суховат, лишен всякой индивидуальности, персонажи плоские и бездушные (особенно проклятые русские-коммунисты), да и скуп на художественную изобретательность – никаких драк одним дублем и перестрелок под Высоцкого. Вместе с тем антураж угрюмый, реалистичный вкупе с по-хичкоковски великолепным музыкальным оформлением, страдания балерины беспощадные и унизительные, но режиссер, как развратный фетишист, так сильно увлечен испытаниями девушки, что забывает о шпионской драме и подковерных интригах. Странно и то, что балерина, прежде не имеющая никакого военного опыта, не учится даже драться и стрелять. Только грязно соблазнять. Затем девушка становится блондинкой, но не чтобы стать взрывной. Картина, без всяких сомнений, трагичная, а для попкорнового развлекалова так и вовсе выглядит смелой, но она, к несчастью, держится исключительно на умном, даровитом, очаровательном, обнаженном и униженном секс-солдате Лоуренс.

Кадр из фильма «Красный воробей»

Кадр из фильма «Красный воробей»

И раз уж речь идет о современной России, нельзя не заметить, что бельгийский актер Маттиас Шонартс – тот самый коварный дядя Ваня, шагающий в строгом костюме и черном пальто по богатым кремлевским залам – похож на молодого Владимира Путина. Дядя Ваня – влиятельный человек в разведке, а предательство «семьи» читается как намек дяде Вове. Голливудской фантазии нет предела. Фильм пропитан душком мировоззренческого гнева. Видать, прав был Герман-младший, сказав, что про русских «иностранцы вообще ничего не знают и не понимают».

Поделитесь с друзьями