Триллер режиссера трех «Голодных игр» Френсиса Лоуренса, поставленный по одноименному роману бывшего сотрудника ЦРУ Джейсона Мэттьюса (факт якобы придает фильму достоверность) – это трагическая история ухода молодой девушки со сцены Большого театра и ее превращение в секретного агента. Дженнифер Лоуренс предстает в образе солистки балета с удивительным и, что примечательно, редким русским именем Доминика Егорова, которая после судьбоносной травмы оказывается жертвой российской разведки. На службу государству девушку вербует дядя Ваня (привет Чехову!), отправляя ее в «школу шлюх», где Доминику обучают искусству обольщения. А далее, разумеется, в сюжет вступают американцы, полем боя с которыми, естественно, становится Европа.
«Красный воробей», по сути, ничем не отличается от бессоновской «Никиты». Снова коварная разведка, роковая соблазнительница с печальным прошлым, классическая «femme fatale», вовлекающая мужчину в круговорот обмана, а там и любовь, предательство, заточение, насилие и пытки. И хотя фильм рассказывает о современности, он будто бы сделан в эпоху холодной войны, потому что для авторов Россия – тот же Советский Союз – сплошной беспросветный, мрачный, холодный ГУЛАГ кровавого сталинского режима. Россия – вечно морозная и хмурая страна для грустных. Вспоминают и Сталина, и что Россия – тюрьма для рабов и господ, да и те – звери. Вдобавок в ключевой сцене – единственной сцене саспенса – люди используют, только подумайте, дискеты!
Произведение Френсиса Лоуренса – классический шпионский триллер о двойных агентах, но неторопливый сюжет, хоть и покрыт налетом напряжения, лишен свежести, кроме, разумеется, «шлюх» в погонах. Ради спасения больной матери товарищ Егорова попадает в тренировочный лагерь по подготовке тех самых «воробьев» – обольстительных девиц, для которых тело – оружие, принадлежащее государству. Роль требовательной наставницы молодых патриоток, фюрера в армейских сапогах исполняет Шарлотта Рэмплинг, похожая на строгую коммунистку, убежденную, что холодная война не закончилась, что Россия обязана установить новый миропорядок. Гордые гибнут первыми, а долг настоящего патриота – идти на жертвы. Девушек заставляют заниматься сексом с незнакомцами на глазах сослуживцев. Иными словами, если сюжет дурацкого блокбастера Сарика Андреасяна «Защитники» строится вокруг советской агентуры «Патриот», то здесь защитники Родины – проститутки. Идеологический смысл происходящего внутри этого, как оказывается, хрущевского притона разврата напоминает, скорее, террористическую диктатуру или фашизм – человек для государства. Так, товарищ Егорова остается один на один с всесильной властью принуждения. Молодую особу закаляют насилием, подавляя ее волю и свободу. Доминика учится сексуальному совращению, лишь бы выудить у врага сведения и выявить чужого среди своих. А секс становится единственным оружием, поэтому главная преграда для сломленной балерины – забыть о морали и нравственности во имя великой цели. Птичка в клетке, способная возбудить и выжать из мужика все соки.
«Красный воробей» – антигуманная антитеза бодрой, попсовой, комиксово-джонуиковской «Взрывной блондинке». Картина Лоуренса о женском превосходстве кажется щелчком по носу тиранам-женоненавистникам. Не ждите джеймсбондовской бравады и элегантности, экзотических путешествий, лихих погонь, жгучих красоток, шпионских штучек и мартини «встряхнуть, но не взбалтывать». Только водка, только хардкор. События разворачиваются медленно, мрачно, меланхолично, лишь несколько сцен пыток, обнаженки, раздвиганий ног в духе «трахни меня, если сможешь», диких издевательств, а потому, невзирая на стремление сделать из главной героини феминистку-мученицу, которая укладывает на лопатки похотливых олигархов, «Красный воробей» оказывается вполне себе атмосферно-порнографическим триллером для мальчиков. Что хотел сказать автор, кроме сексизма и насилия, – решительно непонятно. Агенты КГБ тоже влюбляются или проститутки сидят в Кремле и решают судьбы держав?
Джоэл Эдгертон, Джереми Айронс, Шарлотта Рэмплинг прекрасны, но их персонажи аскетичны на слова и чувства, отчего фильм получается бесстрастным. Дженнифер Лоуренс хороша (среди остальных девиц уж точно), хоть с ее-то габаритами не верится, что она прыгала на сцене даже провинциального театра. К слову, русский акцент товарища Егоровой – акцент в понимании Голливуда, конечно же – совсем не режет слух. То ли Лоуренс намеренно смягчила произношение, то ли по ходу дела просто о нем забывала.
Фильм с тлеющим повествованием суховат, лишен всякой индивидуальности, персонажи плоские и бездушные (особенно проклятые русские-коммунисты), да и скуп на художественную изобретательность – никаких драк одним дублем и перестрелок под Высоцкого. Вместе с тем антураж угрюмый, реалистичный вкупе с по-хичкоковски великолепным музыкальным оформлением, страдания балерины беспощадные и унизительные, но режиссер, как развратный фетишист, так сильно увлечен испытаниями девушки, что забывает о шпионской драме и подковерных интригах. Странно и то, что балерина, прежде не имеющая никакого военного опыта, не учится даже драться и стрелять. Только грязно соблазнять. Затем девушка становится блондинкой, но не чтобы стать взрывной. Картина, без всяких сомнений, трагичная, а для попкорнового развлекалова так и вовсе выглядит смелой, но она, к несчастью, держится исключительно на умном, даровитом, очаровательном, обнаженном и униженном секс-солдате Лоуренс.
И раз уж речь идет о современной России, нельзя не заметить, что бельгийский актер Маттиас Шонартс – тот самый коварный дядя Ваня, шагающий в строгом костюме и черном пальто по богатым кремлевским залам – похож на молодого Владимира Путина. Дядя Ваня – влиятельный человек в разведке, а предательство «семьи» читается как намек дяде Вове. Голливудской фантазии нет предела. Фильм пропитан душком мировоззренческого гнева. Видать, прав был Герман-младший, сказав, что про русских «иностранцы вообще ничего не знают и не понимают».