31 мая в кинотеатрах России стартует прокат нового фильма Джона Кэмерона Митчелла «Как разговаривать с девушками на вечеринках». Лента вдохновлена одноименным фантастическим рассказом Нила Геймана и рассказывает о невероятных приключениях инопланетянки, обладающей внешностью Эль Фаннинг, в панкующем пригороде Лондона в 70-х годах.
Премьера фильма «Как разговаривать с девушками на вечеринках» состоялась во внеконкурсной программе прошлогоднего Каннского кинофестиваля. Критики сразу заметили, что режиссер Джон Кэмерон Митчелл после традиционной психологической драмы про супругов, переживающих потерю ребенка («Кроличья нора»), вернулся к более привычной для него провокационно-бунтарской поэтике. Однако тема родителей и детей в новом фильме Митчелла тоже неожиданным образом возникнет. Правда, на этот раз режиссер выбрал весьма нетрадиционный, даже «космический» ракурс, чтобы показать конфликт между отцами и детьми.
1977 год, пригород Лондона. Пока консервативные и добропорядочные англичане празднуют 25-летие правления королевы Елизаветы II, молодые анархисты тусуются в подпольных клубах. Старшеклассник Энн (Алекс Шарп идеально подошел на роль молодой версии Нила Геймана) и пара его дружков после ударного панк-концерта плутают в поисках дома, где должно быть афтепати. По ошибке они попадают на совершенно другую, странную вечеринку. Здесь люди, затянутые в разноцветный латекс, вокализируют и танцуют под электронную музыку, а еще разговаривают о каких-то колониях, родителях-наставниках и Исходе… Немного проясняет ситуацию Энну юная Зан (Эль Фаннинг). Оказывается, все участники вечеринки – это инопланетяне-туристы, решившие скоротать уикенд на Земле в ожидании очень важного и сакрального для них события. Почувствовав в своем новом знакомом родственную душу, миловидная инопланетянка сбегает вместе с Энном и его друзьям, чтобы попробовать на вкус земную жизнь. За 48 часов Зан успевает влюбиться (вы уже догадались, в кого), стать протеже местной панк-дивы Боадицеи (Николь Кидман в эффектном образе а-ля Дэвид Боуи из «Лабиринта») и даже совершить революцию, которая изменит привычный ход жизни пришельцев.
Небольшой рассказ Нила Геймана послужил только отправной точкой для бурной фантазии режиссера Митчелла и его сосценаристки Филиппы Гослет. Вместе они попытались создать драйвовую фантастическую комедию с английским колоритом по шаблону ленты «Армагеддец» Эдгара Райта: в английском захолустье бывшие школьные друзья встречаются с инопланетянами и кризисом среднего возраста. Только создатели «Как разговаривать с девушками…» заменили сорокалетних дядек на панкующих подростков, протестующих против унылого и предсказуемого мира взрослых, но на самом деле отчаянно нуждающихся в наставниках. В итоге получилось менее остроумное и продуманное, но все же задорное и местами оригинальное кино с запоминающимися музыкальными сценами.
В картине не так много английского юмора и геймановской мифологии, зато много травестийного угара. Для тех, кто смотрел и полюбил «Хедвиг и злосчастный дюйм» – историю о рок-певице-трансгендере (Митчелл не только поставил фильм, но и сыграл в нем главную роль) или «Клуб "Shortbus"» – подобное смещение акцентов скорее будет плюсом, а не минусом. Тех, кто ждет воздушный молодежный ромком или фантастическую версию «Ромео и Джульетты», картина может сильно озадачить и разочаровать. А все потому, что лента сделана в нарочито трэшевой кэмповской манере, которая придется далеко не всем по вкусу, но, к сожалению, еще не дотягивает до той степени, когда так плохо, что уже хорошо. Митчелл явно хотел сделать кино, способное не только завоевать сердца и души молодого зрителя, но, чем черт не шутит, даже стать культовым, как вышеназванные две его работы. Однако слишком путаный сюжет и общая сумбурность помешали ему этого добиться.
Кажется, что режиссер не смог до конца определиться, что ему делать со всеми этими диковинными пришельцами, а ведь именно они один из главных двигателей этой истории. Различия между колониями по большей части сводится к цвету и фасону нарядов, что отдает дешевым формализмом. Героиня Фаннинг, например, принадлежит к колонии, ратующей за индивидуальность, но на проверку вся индивидуальность ограничивается канареечным нарядом и фирменной завитушкой на кольце девушки. Главным образом инопланетяне служат недвусмысленной метафорой того, как могут быть кровожадны родители по отношению к своему потомству – они могут его пожирать, как мифический Кронос своих детей. Довольно жуткие реалии инопланетной жизни под собой имеют совершенно неубедительные и неправдоподобные причины, из-за которых вся история превращается в пустоватый фарс.
Эту шаткую художественную конструкцию удерживают на плаву главным образом Николь Кидман и Эль Фаннинг, которых уже можно было видеть вместе в «Роковом искушении» Софии Копполы. Обе актрисы прекрасны и органичны в непривычных для себя образах фантастических панк-див. Воинственная нигилистка Боадицея и чудаковатая инопланетянка Зан – вот то, ради чего стоит увидеть фильм «Как разговаривать с девушками на вечеринках». По-своему спасают ситуацию неповторимая атмосфера и умело воссозданный бунтарский дух 70-х.
Удачно выбранная прокатчиками дата (первая летняя неделя) как нельзя лучше подходит для этой ленты – просмотром «Как разговаривать с девушками на вечеринках» идеально можно отметить завершение учебного года. Если же вы уже давно вышли из школьно-студенческого возраста, то этим фильмом можно отметить начало лета. Редко получается, когда на начало июня настолько удачно попадает такое драйвовое и необычное кино. Этим случаем однозначно стоит воспользоваться.