8 ноября исполняется 80 лет Алену Делону – легенде французского кино и театра, обладателю премии «Сезар» и приза Берлинского кинофестиваля, актера, запомнившегося множеством сложных, многогранных и трудновоплотимых персонажей.
В честь дня рождения легенды французского кино Алена Делона мы собрали пять самых разных киновоплощений Алена Делона – от «дьявола во плоти ангела» до человека-мечты.
Всплеск актерских достижений Делона пришелся на 60-70 годы. Дебютировав в картине «На ярком солнце», Делон открыл самую яркую полосу своей фильмографии: «Рокко и его братья», «Затмение», «Леопард», «Самурай»… Вопреки тому, что в начале карьеры продюсеры пророчили ему вечную роль «героя-любовника», Ален Делон никогда не оставался в одном амплуа.
Авантюрист Том Рипли в фильме «На ярком солнце», 1960
К 1960 году Ален Делон получил «по наследству» от отчима профессию колбасника, служил в рядах парашютно-десантных войск и воевал Индокитае. После армии он активно ходил по кастингам, зарабатывая на жизнь работой официанта. В конце 50-х у него состоялись небольшие роли, которые, впрочем, прошли мимо зрителей. Критики, как сговорившись, отмечали лишь красоту Делона.
Приглашение режиссера Рене Клемана принять участие в экранизации романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» открыло Делону путь в большое кино. Актер, хоть и обучался сценическому искусству прямо на съемочной площадке, получил главную роль. Образ Тома Рипли в исполнении Делона до сих пор является «эталоном» персонажа такого типа: актер смог показать «дьявола во плоти ангела».
Сюжет построен вокруг бедного молодого человека, Тома Рипли, который по стечению обстоятельств соглашается помочь богатому американскому магнату вернуть домой загулявшего где-то в Европе сына. Соприкоснувшись с миром роскоши, в котором живут сильные мира сего, Рипли больше не представляет себе другую жизнь. Он открывает в себе самые черные таланты для того, чтобы внедриться в эту жизнь, а когда приходит время – решает убить сына магната, чтобы самому стать им.
Боксер Рокко Паронди в фильме «Рокко и его братья», 1960
Фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья», который вышел на полгода позже картины «На ярком солнце», открыл талант Делона с другой стороны – тут он уже показывает собирательный образ молодого человека, «выжженного» большим городом, с его соблазнами и огромным количеством возможностей самореализации.
Вдова Розария Паронди и четверо ее сыновей переезжают из бедной сицилийской деревни в Милан – город, где живет и работает ее пятый, старший сын. Братья – Симоне, Рокко, Чиро и Лука - в поисках лучшей доли и заработка берутся за любую работу и постепенно находят каждый свое место. В городе братья Паронди открывают для себя боксерские поединки за деньги, а также знакомятся с Надей – девушкой, зарабатывающей себе на жизнь проституцией. Именно Надя становится «яблоком раздора» меду братьями Симоне и Рокко Паронди. Первый воспринимает девушку как очередной трофей, Рокко же пытается способствовать тому, чтобы Надя оставила свою «работу». Ожесточенная вражда способна завести братьев слишком далеко, вплоть до убийства.
Грабитель Джеф Кори в фильме «Красный круг», 1970
Картина в стиле нео-нуара режиссера Жана Пьера Мельвиля вышла спустя три года после «Самурая» (где так же снимался Делон) и стала третьим фильмом («Второе дыхание» - «Самурай» - «Красный круг»), которые объединены мотивом отчужденности человека в реальном мире. Сам Делон объединил в своей игре французскую драму и американский гангстерский фильм. Интересный факт: Делон настоял на том, что у Джефа Кори обязательно должны быть усы, потому что иначе он станет Джефом Костелло из «Самурая» (Костелло же, по сюжету, принципиально не носил усы).
Грабитель Джеф Кори выходит из тюрьмы – и ему сразу поступает заманчивая «наводка» на ограбление ювелирной лавки, в которую была завезена уникальная дорогостоящая коллекция. Кори едет в Париж, и по пути волею судеб пересекается с беглым гангстером Фогелем. Они решают вместе совершить ограбление, однако им нужен специалист по взлому - бывший полицейский Жансен по кличке «снайпер». Для этой троицы кража драгоценностей на 2 миллиарда франков – огромная удача. Однако вскоре к ним против их воли присоединится четвертый человек – инспектор полиции Матей, все это время не спускавший глаз ни с одного из них и теперь только ждущий момента, чтобы обвести хитроумных преступников вокруг пальца.
Детектив Шука в фильме «За шкуру полицейского», 1981
Этот фильм - первая режиссёрская работа Алена Делона, который также выступил соавтором сценария и сопродюсером. Сюжет фильма, в принципе, может показаться вполне традиционным, однако цепляет фильм необычной трактовкой героев и весьма ироничным подходом к мрачным темам американского нуара, смешанного здесь с французским «холодным» детективом.
Частный сыщик Шука берется за поиски слепой девушки Марты. Об этом его просила мать пропавшей, которую спустя несколько дней после обращения к Шука убивают. Детектив просит о помощи к комиссару Эйманну и своей юной (и очень сообразительной) помощницы Шарлотты. Поиски слепой Марты открывают глаза комиссару на то, что творится во вроде бы благопристойном городе. К концу фильма герои оказываются под слежкой не только полицейских, но даже бандитов – и столкновение неизбежно. Но найдется ли Марта, в конце концов?
Цезарь в фильме «Астерикс на Олимпийских играх», 2008
Решение (попробовать) пригласить на роль Цезаря Алена Делона вполне обосновано: а кого, собственно, еще из французских актеров можно представить в роли великого императора?
Вероятно, сценаристы фильма, дабы отметить то, что редко появляющийся на экране с начала нулевых актер все же засветится в их фильме, специально написали для Делона «Монолог Цезаря» - потому что каждая фраза в нем является прямой отсылкой к той или иной роли Делона за всю его обширную фильмографию.
Разберем: Ален Делон произносит монолог, который состоит из названий фильмов, в которых он снимался, с упоминанием премии, которую он получил:
«Он леопард. Он самурай. Он ничего никому не должен. Ни Рокко, ни его братьям, ни Сицилийскому клану. Цезарь из расы господ. Премию «Сезар» за лучшего императора Цезарю!» По-французски «Сезар» и «Цезарь» пишется и произносится одинаково.
Ален Делон в фильме «С новым годом, мамы!», 2012
Ален Делон стал «вишенкой» на вершине праздничного торта, приготовленного на новогодний прокат режиссером Сариком Андреасяном. Новелла «Париж», в которой снялся Делон, незатейлива и понятна, она говорит прямым текстом понятные всем вещи - и именно этим она нравится своим зрителям. От Делона здесь не требовалось ничего, кроме как появиться и улыбнуться. Он здесь играет даже не человека-Делона, а мечту-Делона, мечтая о котором в свое время брались учить французский и сходили с ума от его холодного взгляда в камеру. Фактически, встреча главной героини с ним – это метафора чуда всей жизни, вдруг исполнившейся мечты. Правда, выражение «Увидеть Париж – и умереть» (которое тут невольно подменяется на «Увидеть Делона – и умереть») воспринимать буквально не хочется. В конце концов, Париж – еще и город чудес, и встреча простой московской учительницы с Делоном здесь – часть этого чуда.
Светлана Иванова, www.Soyuz.Ru.