Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Реинкарнация»: Жертвы горя и печали

Мистическая драма ​«на грани хоррора», которая долго разгоняется, но зато потом пугает по-настоящему.
7 июня 2018 0
Кадр из фильма ​«Реинкарнация»
Кадр из фильма ​«Реинкарнация»

Кто назвал «Реинкарнацию» (на самом деле картина называется Hereditary – то есть «Наследственный» или «Потомственный») хоррором – сумасшедший, потому что дебютный фильм Ари Астера – мистическая драма, которая долго запрягает, но на полпути разгоняется и быстро превращается в непредсказуемый жутик с дьявольской чертовщиной под занавес, от которой страшно не по себе. Во всяком случае, «Реинкарнация» – не традиционный ужастик.

Фильм начинается с похорон. Энни (Тони Коллетт), ее муж Стив (Гэбриел Бирн) и их тихие дети – Питер (Алекс Вулф) и Чарли (Милли Шапиро), прощаются с Эллен, матерью Энни, которая умерла от рака. Половина двухчасового «хоррора» иллюстрирует скорбь семьи, которая справляется с потерей родного человека. Зато после автор насыщает мрачную картину всяким ужасом сполна. И тут можно ерзать, ныть и возмущаться, дескать, какая же «Реинкарнация» тягучая, и это будет совершенно справедливо. Однако отбросить половину фильма – значит лишить историю смысла, потому что произведение Ари Астера, пропитанное чувством опасности, сомнения и вообще нечто зловещего, изображает ужасы горя и одиночества.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

А если вспомнить, что картина в руках компании A24, тут же понимаешь, что «Реинкарнация» – зверь уникальный, эдакий симбиоз «Истории призрака» (еще один чудесный фильм о скорби), «Ведьмы» и «Оно приходит ночью». Последние два хоррора, между прочим, тоже обладают жуткой параноидальной атмосферой. Мать, отец и дети становятся свидетелями смерти. Горечь не проходит бесследно. Скорбь невозможно прогнать и к ней невозможно привыкнуть, поэтому сходишь с ума, будто заражен дьявольской болезнью, приносящей физические страдания.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Автор сценария и режиссер Ари Астер идет против типичных представлений публики о жанре, напоминая, что ужасы – не только кровь и резкие звуки. В то же время фильм никакой не артхаус, но и не чисто зрительское кино. Слышны скрип, стук и шепот, но настоящие ужасы таятся в подсознании, живут в голове и убивают нас изнутри. Разумеется, мистика немыслима без таинственного оккультизма, духов, самостоятельно передвигающихся предметов и сектантских ритуалов при свечах, но это все потом. Тот, кто втянется, будет награжден – ужасы обещаны. Трупы, призраки, богоотступники, отвергающие Святую Троицу. Мать Энни оставила своим родственникам сплошные тайны, порождающие еще большие тайны.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Сюжет никакой не революционный и не ревизионистский, любые сравнения с «Сиянием», «Экзорцистом» и «Ребенком Розмари» бессмысленны. И не может ужастик длиться два часа. Не может, если ты – не Кубрик. Хотя «Реинкарнация» все же похожа на классику настроением, а происходящее может казаться и объективным, и субъективным, как у Линча, но картина не подражает, не маскируется и не играет на эмоциях. «Реинкарнация» – кино индивидуальное, со своим стилем и интонацией.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Простая и горькая сперва, иррациональная, абстрактная и страшная ближе к концу. Герои пугаются кромешной темноты даже при тусклом свете пламени, оставаясь совсем одни. А может, им только кажется? Вина, обида и печаль смешиваются, и уже непонятно, то ли человек чувствует вину, потому что равнодушен к смерти, то ли чувствует вину, потому что ответственен за смерть, поэтому семейный дом превращается в мавзолей, где живые уже не живут, а день и ночь оплакивают и скорбят. Остается только мастерить кукольный дом и миниатюры (Энни воссоздает сцены из жизни, в основном те, что связаны с ее матерью), чтобы отравляющие тревоги разложить на доске, будто собрать и запереть их на чердаке (он тут тоже есть), и поглядывать на фигурки издалека, через увеличительное стекло. Именно этим и занята Энни, подобно главному герою в постмодернистской трагикомедии «Синекдоха Нью-Йорк» (фильм о гниении и разрушении), дублируя свою жизнь. Иногда, правда, «Реинкарнация» действительно похожа на «Сияние». Если у Кубрика Джек наблюдает за своей крошечной семьей, бредущей по лабиринту, то у Астера камера не спеша приближается к игрушечной модели дома, но стоит кому-то зайти в комнату, и окажется, что крохотные фигуры – живые персонажи. Ощущается нечто невыразимо жуткое, словно эти люди – марионетки сатанинского культа. А что, если и мы находимся в лапах потустороннего зла?

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Кадр из фильма «Реинкарнация»

«Реинкарнацию» с кубриковским шедевром роднят сияние, мальчик и дом с привидениями и одержимыми. Жизнь под пульсирующие композиции Колина Стетсона поглощается смертью, которая потихоньку овладевает сознанием Энни (Тони Коллетт здесь абсолютно бесподобна), а затем и разумом всей семьи. Все переходит во все. Агония, злоба, отчаяние и бессилие, которые не ограничиваются одним человеком, а передаются родным, а может быть, из поколения в поколение. А вдруг семья проклята предками? Герои живут между двумя мирами: между живыми и мертвыми, потому-то «Реинкарнация» – кино о смерти.


Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями