11 июня, в последний день Beat Film Festival 2018, гостям фестиваля показали документальную ленту «Лица, деревни», снятую режиссером Аньес Варда и фотографом JR. Пожилой классик французской «новой волны» (Варда) и молодой граффити-художник и фотограф (JR) – это, пожалуй, самый необычный творческий дует, что вы могли видеть, однако им удалось сделать на редкость гармоничную, искреннюю и светлую картину.
Документальное кино часто выпадает из поля зрительского внимания, но если у вас есть привычка смотреть минимум один документальный фильм в неделю/ месяц/ год, то обязательно включите «Лица, деревни» в свой список. На это есть сразу несколько причин. Во-первых, лента была отмечена специальной премией «Золотой глаз» на 70-м Каннском кинофестивале (2017) и получила номинацию на «Оскар». Во-вторых, это интереснейший творческий проект, придуманный и осуществленный творческим тандемом классика мирового кинематографа и современным художником. Суть проекта в том, чтобы ездить по французским окраинам и приклеивать на фасады зданий гигантские фотографии связанных с этим местом людей или животных. Проект постепенно превратился в путешествие по личным местам мадам Варда, что добавляет фильму еще больше интересных деталей и глубины. И, в-третьих, если говорить слоганами: эта картина заставит вас плакать, смеяться и тронет до самой глубины души. И это абсолютная правда, а не преувеличение.
Создатели ленты – они же фактически и главные ее герои – Аньес Варда и скрывающийся за псевдонимом и черными очками, что сильно раздражает мадам Варда, современный фотограф JR. Находясь вместе в кадре, они представляют собой чуть ли не классический комедийный дуэт из немого кино: энергичный долговязый высокий 33-летний мужчина и неторопливая миниатюрная 88-летняя женщина с необычно выкрашенными волосами и грустными глазами. Кстати, глаза станут одним из интересных сюжетообразующих конструктов ленты: из-за прогрессирующей близорукости мадам Варда видит мир уже не так четко, как раньше, и вынуждена регулярно посещать врачей, JR же, наоборот, хочет приглушить яркость окружающего мира и не снимает солнцезащитных очков.Когда-то давно Варда уже сталкивалась с таким «молодым пижоном», скрывающим за стеклами очков, как за маской, свои ясные очи. Звали его Жан-Люк Годар. Он станет еще одним невидимым участником картины. И не только потому, что в фильме присутствует задорная цитата из его «Банды аутсайдеров» (знаменитый пробег по Лувру). Не потому, что запланированная, но несостоявшаяся из-за дурного нрава Годара встреча станет сильным эмоциональным потрясением для Аньес, так как напомнит ей о смерти ее мужа Жака Деми. А потому, что ей удастся снова провернуть свой фокус и посмотреть в глаза своему молодому коллеге – JR снимет очки, только мы увидим его глаза не четкими, а размытыми, как их видит их сама Варда. Грустный и одновременно трогательный эпизод, показывающий высокую степень доверия между героями.
Глаза – это, конечно, не только метафора открытости и доверия, но и символ любознательности. Создателям ленты «Лица, деревни» в первую очередь интересно увидеть и нетривиальным образом визуально зафиксировать истории людей, которые, не случись фильм, так бы и остались незамеченными и неузнанными. Это совершенно обычные люди, но после участия в проекте их истории и лица становятся заметны не только для узкого круга семьи, но для большого количества людей. Фермер, в одиночку обрабатывающий 800 га земли, жена докера и единственная водительница-грузовика в Гавре, дочка шахтера – последняя жительница заброшенного шахтерского поселка, отказывающаяся покидать свой дом, почтальон-художник, владелица козьей фермы, не соглашающаяся в угоду повышения производительности труда обрезать козам рога. Их портреты превращают унылые и заброшенные здания в настоящие арт-объекты. Конечно, такое искусство не долговечно, – плакаты, наклеенные на фасады, не могут продержаться долго. Но сам фильм – это еще один способ немного продлить их жизнь.
При всей социальной значимости этого своеобразного флешмоба, и Варда, и JR относятся к своему творческому путешествию с юмором, что позволяет картине избежать излишней тяжеловесности. Увидеть подобные искренние и теплые отношения между такими разными людьми – дорогого стоит. Для Аньес эта поездка более грустная, чем для ее спутника, ведь она посещает места, которые воскрешают в ее памяти дорогих, но, увы, уже покойных людей. Постановщица понимает, что, скорее всего, это ее последняя возможность побывать в этих местах и отдать дань уважения своим друзьям. Например, фотографию одного из них она клеит на немецкий бункер, до сих пор стоящий на ветреном нормандском пляже.
Пользуясь случаем, JR делает фотографию и своей спутницы. Правда, это не привычный портрет, а снятые крупным планом глаза и ступни мадам Варда. Фотограф решает наклеить эти изображения на округлые вагоны поезда. Таким образом, глаза Аньес Варда могут продолжать путешествовать в отрыве от нее самой. Наверное, это лучший подарок, который мог сделать коллега коллеге.
Лента «Лица, деревни» не требует от зрителя специальной подготовки, чтобы ее понять. Она не перегружает лишней информацией, но при этом дает много пищи для размышлений. После просмотра не покидает приятное чувство веры в человечество, как бы вычурно это не звучало: на протяжении всего фильма режиссеры не столкнулись ни с одним грубым или неприятным собеседником. Люди с радостью включались в игру с фотографиями, предложенную им Варда и JR и делились своими историями. Такой позитивный опыт творческого путешествия по окраинам европейской страны не может вызвать ничего, кроме радости, которую вы тоже можете испытать, если посмотрите этот чудесный документальный фильм.