Сегодня, 14 июня, ушел из жизни известный кинематографист Станислав Сергеевич Говорухин. За время своей творческой деятельности Говорухин попробовал себя не только в качестве режиссера – он был и актером, и сценаристом, и продюсером, и даже дублером. Однако именно его фильмы – атмосферные, выверенные до последней детали и всегда бьющие в цель, – в свое время знаковыми для всего советского (а отдельные картины и для мирового) кинематографа и до сих пор смотрятся зрителями на одном дыхании. Soyuz.Ru предлагает вспомнить самые известные фильмы Станислава Говорухина – шедевры советского и российского кинематографа.
«Вертикаль» (1967)
Полнометражный дебют Станислава Говорухина и Бориса Дурова вышел в прокат в 1967 году. Героическое восхождение группы Володи Ломова на гору Ор-Тау под аккомпанемент Владимира Высоцкого (артист сам написал песни и исполнил их в фильме) вдохновили советских зрителей на длительные походы и активный досуг. Станислав Говорухин сам увлекался альпинизмом, поэтому в фильме много планов дикой природы и сложных моментов восхождения. После просмотра ленты, действительно, хочется согласиться с героями – «лучше гор могут быть только горы».
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1972)
Вскоре после своего дебюта в кино Говорухин решил взяться за экранизацию романа Даниэля Дефо «Робин Крузо». Путешественника, который по воле злого рока оказался на необитаемом острове, сыграл Леонид Куравлев. Станислав Говорухин разглядел потенциал Куравлева как сильного драматического актера. В СССР картину посмотрели свыше 26 млн зрителей, а в Польше фильм установил несколько кассовых рекордов.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Рабочие будни сотрудников Московского уголовного розыска, снятые в формате пятисерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», стали классикой советского кинематографа. Глеб Жеглов и Владимир Шарапов, которых сыграли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, противостоят преступной группировке «Черная кошка», которая орудует в Москве. Станиславу Говорухину мастерски удалось воссоздать быт и нравы послевоенного времени и выстроить детективную линию сюжета так, что даже сейчас «Место встречи изменить нельзя» смотрится гораздо выигрышнее некоторых криминальных сериалов.
«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981)
Советскую экранизацию повести Марка Твена об изобретательном мальчике Томе Сойере и его друге Геке Финне посмотрели огромное количество мальчишек и девчонок. Станиславу Говорухину удалось выстроить баланс в картине: да, его персонажи шкодничают, но сердцем и помыслами они чисты и добры, и готовы даже на самопожертвование. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» вышли в формате телесериала, сделав исполнителей главных ролей Федора Стукова (Том Сойер) и Владислава Галкина (Гекльберри Финн) настоящими звездами.
«В поисках капитана Гранта» (1985)
В начале 80-х Станислав Говорухин вновь взялся за экранизацию великого произведения – на этот раз режиссер обратился к Жюлю Верну. Сам Говорухин вел активный образ жизни, поэтому легко объяснить его тягу к приключенческим историям. Режиссер не стал «пересказывать» сюжет романа Верна «Дети капитана Гранта» – он решил сделать акцент на жизни писателя и на том, как он придумывал свое знаменитое произведение. Станислав Говорухин хотел добиться особой правдободности, чтобы зрители буквально ощутили брызги моря, слетающие с экрана, поэтому съемки проходили в Болгарии, Крыму, Абхазии и акватории Черного моря.
«Десять негритят» (1987)
Фильм «Десять негритят» Станислава Говорухина считается поистине одной из лучших экранизаций легендарного романа Агаты Кристи. «Десять негрият» завораживают с первой минуты игрой актеров, потрясающими съемками, выбором мрачной фактуры и даже освещением – все работает как слаженный механизм. Режиссер смог сохранить интригу, так что даже искушенный зритель будет ломать голову над тем, кто же убийца.
«Ворошиловский стрелок» (1999)
Станислав Сергеевич работал в разных жанрах кинематографа. Его социальная драма «Ворошиловский стрелок» в свое время подняла много неудобных вопросов, ответы на которые, возможно, каждый зритель может дать лишь для самого себя. Главный герой ленты, ветеран Великой Отечественной войны Иван Афонин (Михаил Ульянов), отчаялся добиться справедливого наказания для подонков, изнасиловавших его любимую внучку. Тогда он берет на себя роль «судьи», и судить он будет с помощью снайперской винтовки...
Фильм «Ворошиловский стрелок» произвел неоднозначное впечатление на зрителей: кому-то он показался излишне жестоким, кто-то поддержал главного героя, заявив, что только «горячей» местью можно восстановить справедливость. Как бы там ни было, «Ворошиловский стрелок» был отмечен наградами на нескольких кинофестивалях, а воплощенный Михаилом Ульяновым образ признали одним из самых мужественных в российском кино.
«Благословите женщину» (2003)
Картина «Благословите женщину» снята по мотивам повести Елены Вентцель (литературный псевдоним И.Грекова) «Хозяйка гостиницы». Хотя произведение рассказывает о непростой жизни женщины в период двух войн, Станиславу Говорухину удалось избежать клише «слезливых мелодрам» и снять тонкую, пронзительную ленту, главная героиня которой Вера (Светлана Ходченкова) стойко переносит удары судьбы.
Фильм был номинирован на премию «Ника» в категориях «Лучший игровой фильм» и «Лучшая женская роль» (Светлана Ходченкова). Для Ходченковой роль Веры стала дебютом в кинематографе. Впоследствии актриса снялась у Станислава Говорухина еще раз – в ленте «Конец прекрасной эпохи».
«Артистка» (2007)
Еще один фильм Станислава Говорухина, где главную роль исполнила женщина. У Анны (Евгения Добровольская) не все хорошо в жизни: в театре дают лишь второстепенные роли, возлюбленного нет, а годы берут свое. Однако каждый раз, когда Анечка готова сдаться и «расклеиться», ей помогает восстановить веру в себя верная подруга Муся (Мария Аронова). И вот, наконец, в судьбе Анны начинают происходить существенные перемены...
Говорухин снял легкое, оптимистичное, смешное кино, где за разговорами и посиделками угадывается жизнь любой российской женщины, и утверждается, что после всех невзгод, после всех испытаний все непременно случится и получится. Интересно, что фильм «Артистка» был снят за один месяц, в перерывах между работой режиссера над другими проектами.
«Конец прекрасной эпохи» (2015)
В основу ленты легли несколько рассказов Сергея Довлатова из сборника «Компромисс». Действие разворачивается в период «оттепели». Молодой журналист и писатель Андрей Лентулов (Иван Колесников) вынужденно уезжает из Ленинграда в Эстонию, чтобы работать в местной газете. В редакции он знакомится с Мариной (Светлана Ходченкова), с которой у него завязываются непростые отношения. Сможет ли Лентулов пересмотреть свои взгляды и из «аморального сотрудника» превратиться в достойного представителя советского общества?
Лента «Конец прекрасной эпохи» стала последней режиссерской работой Станислава Говорухина. Ему всегда нравилась проза Сергея Довлатова, и чтобы перенести зрителя в ту саму эпоху «оттепели», режиссер решился на смелый шаг. «Конец прекрасной эпохи» снят на черно-белую пленку – можно сказать, «выдержан в духе кино шестидесятых», также был тщательно воссоздан быт того времени.