Мы все знаем, что в фильмах не всегда все происходит в точности «как в жизни», но в этом и заключается прелесть, потому что мы и смотрим кино ради художественных допущений во всем их многообразии. Но иногда бывает и так, что какие-то детали поневоле бросаются в глаза и заставляют «включать скептика»: разве так может быть? Некоторые из этих моментов противоречат тому, что известно науке, другие – просто выглядят изрядно притянутыми за уши. Да, иногда такие поиски правдоподобия могут выглядеть как придирка, но посмотрим правде в глаза – придраться к фильму лишний раз может быть не только приятно, но и интересно. Так что давайте сядем поудобней и взглянем на несколько любопытных «ляпов», которые каждый из нас наверняка хотя бы раз видел на экране.
В чем проблема с «Матрицей»
Если весь мир – иллюзия, созданная искусственным разумом суперкомпьютера, а все люди – всего лишь «живые аккумуляторы» для всесильных машин... тогда всесильным машинам постоянно необходимо огромнейшее количество ресурсов (для начала – топлива, энергии), чтобы обеспечивать порабощенных Матрицей людей всем необходимым для поддержания жизни. А если машины располагают такими ресурсами, то не проще (и не логичнее) ли им было бы направить эти ресурсы непосредственно на собственные нужды, а не тратить их на людей? В логической цепочке «Матрицы» один элемент кажется определенно лишним.
Я всегда с собой беру абордажный крюк
Мы видим, как герой падает с крыши высокого здания, стены или скалы. Но не успеваем мы толком испугаться за его жизнь, как он уже выстреливает абордажным крюком (хитрым приспособлением с крюками в различных модификациях). Крюк цепляется за опору, герой благополучно повисает на тросе и остается цел и невредим... Или нет?
Максимальная скорость, которую развивает человеческое тело при падении – 50-60 м/с (или 180-200 км/ч). Поэтому повиснуть на абордажной кошке посреди свободного падения – все равно что привязать обе руки к автомобилю, который за секунду разгоняется с нуля до 180 км/ч. Проще говоря – это отличный способ лишиться рук.
Читайте также: 8 мифов о космосе, в которые мы верим только из-за фильмов
Если есть пуля, надо ее извлечь
Кого-то подстрелили! А это значит, пулю надо поскорее достать (да, поскорее вытащить тот самый стерильный кусочек металла, благодаря которому герой пока еще не истек кровью). Нужно заставить пострадавшего закусить зубами кусок какого-нибудь материала и произвести эту медицинскую операцию – ничего, даже если руки при этом будут грязные.
Выпущенные пули при полете разогреваются настолько, что, попадая в тело, оказываются практически стерильными. И пули не надо пытаться немедленно удалить, как и любые предметы, проткнувшие насквозь тело или часть тела – это куда скорее еще больше навредит, чем принесет пользу. Разумеется, пуля должна быть извлечена впоследствии, но это не такое «непременное и безотлагательное» дело, каким его часто представляют в фильмах.
Что там с восстанием роботов
Проблема искусственного интеллекта и того, что может произойти, если он выйдет из-под контроля, волнует человечество уже не одно десятилетие. И хотя сам Стивен Хокинг однажды заявил, что «появление полноценного искусственного интеллекта может стать концом человеческой расы», по его же словам, искусственный интеллект не сможет превзойти человеческий раньше, чем приблизительно еще через 100 лет. А пока будем надеяться, что, создавая в более или менее обозримом будущем какого-нибудь «робота-помощника по домашнему хозяйству», изобретатели не придадут ему характеристики Терминатора в исполнении Арнольда Шварценеггера – ведь это абсолютно бессмысленно и в этом нет необходимости.
Как уклониться от астероида, если ты из Голливуда
Практически в любом приключенческом научно-фантастическом фильме о космосе можно увидеть, как космический корабль искусно маневрирует, проходя сквозь пояс астероидов. Этот штамп родился из-за того, что реальные космические масштабы и расстояния не учитываются при создании подобных фильмов, да и мало кто вообще о них задумывается. В реальности среднее расстояние между астероидами может достигать аж двух миллионов километров. И даже если опасность столкновения с астероидом все же возникнет (что маловероятно), у команды космического корабля будет уйма времени, чтобы изменить курс. А вот давать залп по этому астероиду, чтобы убрать его с дороги – не лучшая идея. Тогда вместо одного астероида придется иметь дело с множеством его обломков.
Бурим астероид по-армагеддонски
В фильме-катастрофе Майкла Бэя «Армагеддон» (1998) гигантский (размером со штат Техас) астероид приближается к Земле, и в тот момент, когда астрономы объявляют об угрозе, до столкновения остается 18 дней. В фильме-катастрофе Мими Ледер «Столкновение с бездной» (1998) комету-убийцу замечают вблизи от Земли несколько раньше (примерно за два года до столкновения)... но все равно невероятно поздно по меркам астрономии «в реальной жизни». Шансы проглядеть в звездном небе, за которым в наши дни ведутся беспрерывные наблюдения, подобный «сюрприз», в реальности равны нулю. А космическую миссию, которая включает высадку на астероиде и подрыв ядерной бомбы, вряд ли доверят даже самым лучшим на свете потомственным буровикам. План пробурить космическое тело и заложить в него ядерные заряды фигурирует и в «Армагеддоне», и в «Столкновении с бездной». (Правда, если «Армагеддон» собрал главным образом справедливую критику за ненаучность и многочисленные номинации на «Золотые малины», то «Столкновение с бездной» получил признание и несколько кинонаград.)
Немного бацилл для инопланетян
В эпоху дальних путешествий и географических открытий люди часто сталкивались с неизвестными заболеваниями, против которых не имели иммунитета, и погибали. Этот же принцип в кино перенесли на пришельцев с других планет: в фильме Стивена Спилберга «Война миров» (2005) инопланетян достаточно быстро убивают безвредные для людей земные микроорганизмы. В фильме же «Знаки» (2002) М. Найта Шьямалана для инопланетян оказывается смертельно опасна... вода. Хотя вода – одно из самых часто встречающихся веществ не только на Земле, но и на других планетах и небесных телах, и вообще во Вселенной, и, по сути – основа всей органической жизни. А заразиться болезнью от своего же собственного биологического вида – не то же самое, что повстречать форму жизни с другой планеты: так или иначе, организм пришельца едва ли окажется «совместим» и восприимчив к чему бы то ни было земному, включая бактерии и вирусы.
Маленькая проблема с большими динозаврами
В фильме Стивена Спилберга «Парк Юрского периода» (1993) динозавров воссоздают, прибегнув к генной инженерии. Для этого ДНК динозавров извлекают из сохранившихся в янтаре москитов, которые пили их кровь миллионы лет назад. Недостающие же части генетического кода заменяются фрагментами ДНК современных земноводных – лягушек. И это уже само по себе странно, поскольку известно, что ближайшие современные родственники динозавров – вовсе не земноводные, а птицы.
Но даже если бы каким-то чудесным образом динозавра оказалось возможно клонировать, появилась бы другая проблема: уровень кислорода в земной атмосфере в наши дни в два раза ниже, чем он был во времена динозавров. Поэтому «современный динозавр» не вырос бы огромным, а оказался бы не крупнее лошади – что, конечно, уже далеко не так впечатляюще.
Человек-паук и ГМО
Генетические эксперименты и мутации завораживают людей. Эта благодатная почва была широко использована в комиксах, а позднее в их экранизациях, и одним из самых известных супергероев, которые приобрели свою силу после встречи с плодом такого эксперимента, стал Человек-паук. Даже если оставить в стороне саму идею «героя укусил генно-модифицированный паук, после чего герой приобрел сверхсилу, сверхловкость и вдобавок способность передвигаться по стенам», остается вопрос: откуда взялся паук? Так как единственное место, подходящее радиоактивному генно-модифицированному пауку – строго засекреченная и надежно охраняемая лаборатория, где его создали, и где он совершенно точно не сможет кого-то случайно укусить.
Читайте также: 15 фильмов, которые обожают зрители и ненавидят критики
Взрывы все делают круче
Желание режиссеров порадовать аудиторию эффектным взрывом (а лучше несколькими) легко понять, но, вопреки тому, что мы видели в фильмах, если выстрелить в бензобак автомобиля, то взрыва не будет. Точнее, в теории бензобак действительно может взорваться от пули, но только при совпадении нескольких факторов: если пуля будет зажигательной или разрывной, если бак будет полупустым, и если пуля попадет не в бензин, а в бензиновые пары. При обычных же условиях обычная пуля не высечет из стенки бензобака искру, и к тому же, воздух, необходимый для возгорания, не успеет проникнуть в бензобак за мгновение, которое длится пролет пули.
Что будет, если кинуть зажженную сигарету в бензин?
Бензин и любой открытый огонь – обычно скверное сочетание, но падение зажженной сигареты в лужу бензина на самом деле не будет иметь никаких зрелищных последствий: вместо того, чтобы поджечь бензин, сигарета попросту намокнет и погаснет. Так что нередко встречающийся в кино момент, когда герой как бы небрежно бросает зажженную сигарету в лужу бензина, с умыслом разлитого «дорожкой» – всего лишь еще одна эффектная, но нереальная придумка кинематографистов.