​«8 подруг Оушена»: Без стволов

Артур Завгородний о том, почему попытка Гэри Росса влиться в волну «голливудского феминизма» получилась пафосной и скучной.

Кто смотрел первый фильм Стивена Содерберга, вышедший еще в начале века, тот знает, что покажут Гэри Росс и его «8 подруг Оушена». Снова грабеж, но вместо ограбления казино – музей, вместо кучи баксов – драгоценности, а роли «спеца по машинам, напористого негра, нескольких лжепридурков и человека, способного разжалобить» исполняют Кейт Бланшетт (вместо вечно жующего Брэда Питта), Хелена Бонем Картер, Рианна, Минди Кейлинг, Сара Полсон и малоизвестная американо-азиатская актриса Аквафина (которая на самом деле рэпер), а возглавляет кражу века Сандра Буллок в образе сестры Дэнни Оушена, которая, идя по стопам брата, мигом собирает команду авантюристок, чтобы вместе украсть бриллиантовое ожерелье с шеи пафосной актрисы в исполнении Энн Хэтэуэй. Загибаете пальцы? Ничего не настораживает?

Кадр из фильма «8 подруг Оушена»

Пижонство и кокетство персонажей под композиции Дэвида Холмса вдыхали жизнь в криминальную драмеди Содерберга, в то время как дамская версия фильма – обыкновенная история о красивых людях, ловко проворачивающих невероятный фокус. Даже комедией не назвать. «8 подруг Оушена» похож на гламурный журнал. Сидишь, смотришь, будто листаешь какой-нибудь модный глянец, и сюжет кажется цельным. Во всяком случае, до финала, когда появляется четвертый акт, оставляющий единственный вопрос – зачем усложнять?

Кадр из фильма «8 подруг Оушена»

Поверить, что Дебби Оушен сидела в тюрьме, невозможно, как и в то, что Рианна – компьютерный гений. В ярком образе стриптизерши в «Валериане и городе тысячи планет» певица выглядит убедительнее. Вообще, все дамы свежи, спокойны, собраны, пусть и не во всем удачливы, поэтому непонятно, зачем соглашаться на опасное дело, но не сомневайтесь – в воровстве фортуна на их стороне. План работает по ноткам, драгоценности украдут, а леди уйдут незамеченными. Ничто не угрожает их жизни, поэтому наблюдать за «миссией невыполнимой» (трилогия Содерберга даже похожа на боевик с Томом Крузом) в дамском исполнении утомительно скучно. Дебби и ее криминальные сестры слишком хороши, хотя чисто технически содерберговский сюжет виртуознее, а персонажи харизматичнее. Вспомните хотя бы бесконечно ругающихся и перевоплощающихся братьев. Впрочем, во всех четырех фильмах известные люди выглядят слишком известными, слишком самоуверенными и развлекаются на деньги зрителей.

Кадр из фильма «8 подруг Оушена»

Воспоминания об элегантном и хитроумном фильме Содерберга неизбежны. Причем авторы сами о нем не раз напоминают, будь то сюжетные ходы или надуманные камео. Не бывать женскому фильму и без лавстори, поэтому кража – не просто кража, а месть за предательство. Однако история феминистская, поэтому даже любовь лишена романтики (это вам не Клуни и Робертс), а мужики здесь оказываются лишь инструментами.

Кадр из фильма «8 подруг Оушена»

История «11 друзей Оушена» в самом деле фантастическая, но режиссеру удалось подать ее убедительно. Наверное, Содерберг талантливее Гэри Росса. В том фильме чувствовался джентльменский стиль и мальчишеский азарт. И вроде понимаешь, что так может быть только в кино, но все равно радуешься и удивляешься, как же ловко все закручено и исполнено. В конце концов, даже ограбление благое – одни воры обчистили другого вора.

Кадр из фильма «8 подруг Оушена»

«8 подруг Оушена» лишен увлекательности – сквозит самодовольством, фальшивостью и пафосом, что роднит фильм с натянутой улыбкой Энн Хэтэуэй. Герои, правда, могут быть настолько хороши, насколько опасен и коварен злодей. Тут же злодея вообще нет, а исход авантюры понятен сразу. Беда в том, что угрозы-то не видать – бриллианты ослепляют. Никто с женщинами не спорит, нет ни тени сомнения, ни подозрения, сам же фокус показан без тонкостей и изящества, а развязка грубая и ленивая.

Новая картина не хуже «12 друзей Оушена», но что может быть хуже «12 друзей Оушена»? Вот только подражать Содербергу не получается. Фильм лишен саспенса и риска, а госпожу Оушен и ее подруг никто не ждал и не звал, но они несмотря ни на что врываются в чисто мужской жанр и в этом, видимо, главное достоинство. Даже старики в «Уйти красиво» уходили действительно красиво. И тут можно подумать: то ли автор рецензии – сексист, то ли фильм на самом деле скучен. Хотя, вполне возможно, что и то, и другое.

Читайте также