В далеком 1903 году в США Эдвин Портер снял фильм «Большое ограбление поезда». Эта картина негласно заложила фундамент для поджанра фильм-ограбление, который не терял в актуальности с тех давних пор. Чтобы сгладить «так себе» впечатление от «8 подруг Оушена» вспоминаем о самых ярких и интересных представителях этого популярного поджанра кино.
В материале представлены фильмы, в которых основное внимание сосредоточено на планировании и процессе ограбления. Сам факт наличия в фильме одного или даже пары небольших ограблений не делает его чистым представителем поджанра. Поэтому такие прекрасные картины, как, например, «Обычные подозреваемые», «Бешеные псы» или «Бонни и Клайд» в сегодняшнюю подборку не попали - ведь процесс ограбления в каждом из этих фильмов вторичен и выступает лишь в виде сюжетной привязки.
«Мужские разборки» (1955)
Лента французского режиссера Жюля Дассена «Мужские разборки» уникальна даже в рамках этого поджанра. Непосредственно краже драгоценностей в этой прекрасной картине уделена внушительная часть хронометража. Ко всему прочему, ограбление показано в деталях и без каких-либо диалогов. Весьма непривычно, зато реалистично, а поэтому особенно атмосферно.
«Убийство» (1956)
Один из первых полнометражных фильмов Стэнли Кубрика «Убийство» в мрачных красках представляет ограбление ипподрома. Уже в те далекие годы только начинающий раскрывать свой талант будущий мастер явил миру образцовый триллер, в котором с самого начала витает чувство обреченности, а ограбление показано без романтики, что только подчеркивает губительную силу этого преступного деяния.
«Боб – прожигатель жизни» (1956)
В том же далеком 1956 году Жан-Пьер Мельвиль показал, каким может быть ограбление казино по-французски. Конечно же, несмотря на скрупулезную подготовку, оно идет совсем не так, как предполагалось изначально. Не зря этот фильм стал одной из любимых кинолент легенды независимого кино Джима Джармуша.
«Как украсть миллион» (1966)
Очаровательная лента Уильяма Уайлера с великолепными Одри Хепберн и Питером О’Тулом в главных ролях – это и милая мелодрама, и забавная комедия, и увлекательный фильм-ограбление. Самое главное, что картина чудесна во всех трех своих ипостасях.
Читайте также: 15 фильмов, которые обожают зрители и ненавидят критики
«Итальянская работа» (1969)
Криминальная комедия Питера Коллинсона с Майклом Кейном в главной роли так и осталась непревзойденной своим американским ремейком. Изящное и стильное ограбление по-британски на итальянской земле прекрасно передает дух ушедшего времени, чего американская версия напрочь лишена.
«Дикая банда» (1969)
Жесткий, а в некоторых сценах и жестокий вестерн знаменитого американского режиссера Сэма Пекинпа уж точно не придает ограблениям очарования. Опасные и неотесанные главные действующие лица этой разворачивающейся на посмертном одре Дикого Запада истории часто прибегают к насилию и по мелочам не размениваются.
«Красный круг» (1970)
Еще один фильм-ограбление Жан-Пьера Мельвиля, на этот раз с молодым Аленом Делоном в главной роли, во многом противоположен его «Бобу – прожигателю жизни». В «Красном круге», лишенном наивности и романтизма, противопоставлены нечистая на руку полиция, которая не прочь получить собственную выгоду от ограбления, и преступники, не знающие жизни за пределами запретной деятельности.
«Герои Келли» (1970)
Хитроумная и насыщенная черным юмором комедийная лента Брайана Дж. Хаттона – очень необычный фильм-ограбление в декорациях Второй мировой войны. Колоритные действующие лица этого алчного похода за сокровищем радуют запоминающимися типажами, среди которых особенно выделяются персонажи Клинта Иствуда и Дональда Сазерленда.
«Собачий полдень» (1975)
Наблюдать в фильмах за четко отрепетированными ограблениями в исполнении профессионалов, безусловно, интересно, но не менее любопытно стать свидетелем ограбления, которое с самого начала пошло не так. Особенно впечатляет, что великий Сидни Люмет в своей картине с драматичностью, переходящей в трагичность, показывает подобный случай, при этом не насмехаясь над главным героем в блистательном исполнении Аль Пачино, а сочувствуя его судьбе.
Читайте также: Две стороны одного Аль Пачино
«Вор» (1981)
Жизненные реалии настоящего профи, чье мастерство в криминальном мире ценится дороже золота, далеко не так лучезарны, как может показаться на первый взгляд. Отточенные умения таких людей превращают их в настоящий инструмент, который большие шишки ох как не хотят выпускать из рук, что прекрасно показал в одной из своих первых картин режиссер Майкл Манн.
«Схватка» (1995)
Смертельный танец выдающегося детектива и преступника – персонажей Аль Пачино и Роберта Де Ниро – в «Схватке» переплетается с серией профессиональных ограблений, которые сняты и поставлены впечатляюще эффектно и атмосферно. В этой напряженной картине режиссер Майкл Манн, пожалуй, достиг вершины своей карьеры, проявив все свои лучшие качества.
Читайте также: Лучшие роли мафиози в карьере Роберта Де Ниро
«Большой куш» (2000)
В ленте «Карты, деньги, два ствола» без ограблений тоже не обошлось, но именно «Большой куш» Гая Ричи можно назвать идеальным примером современного британского представителя этого поджанра кино.
«11 друзей Оушена» (2001)
Ремейк одноименного фильма Льюиса Майлстоуна, положивший начало знаменитой трилогии Стивена Содерберга, превосходит оригинал по зрелищности и изобретательности плана. Пожалуй, именно этот наполненный звездами всех величин фильм-ограбление, как и два его продолжения, становится первой ассоциацией, возникающей у зрителей при упоминании этого поджанра.
«Не пойман – не вор» (2006)
Криминальная картина Спайка Ли с Клайвом Оуэном и Дензелом Вашингтоном в главных ролях предлагает весьма нестандартную историю ограбления с изобретательным планом и не менее интересной мотивацией преступников. Этот фильм прекрасно воплощает пословицу: «Месть – это блюдо, которое подают холодным».
«Начало» (2010)
Красть бриллианты, деньги, оружие персонажи многих фильмов горазды, а ты попробуй выкрасть или внедрить идеи в сознание. Именно это в своей картине «Начало» показывает британский режиссер Кристофера Нолан, в данной ленте экспериментирующий с основами поджанра фильмов-ограблений с особенной изобретательностью.
«Город воров» (2010)
Криминальная лента Бена Аффлека с ним же в главной роли показывает серию ограблений по-бостонски. В этом городе с преступностью дела всегда обстояли «весело», поэтому и налеты шайки воров оказываются тем еще крепким орешком для местной полиции.
Читайте также: Сам себе режиссер: 10 отличных фильмов, снятых известными актерами
«Иллюзия обмана» (2013)
Кражи и фокусы имеют немало общего. Вот и коллектив иллюзионистов в ленте Луи Летерье смекнул об этом и устроил грандиозную аферу, попутно превратив ее в настоящее шоу на усладу изголодавшейся по зрелищам толпе.
«Человек-муравей» (2015)
Лента киновселенной Marvel «Человек-муравей» – один из самых технологичных фильмов-ограблений. Тут финальная операция (стоит отметить, это лишь одна из нескольких краж в фильме) по краже секретного костюма проворачивается при помощи удивительных способностей одеяния главного героя. Ну и помощь со стороны насекомых – крайне нестандартная поддержка для любого похитителя.
«Малыш на драйве» (2017)
Криминальная симфония Эдгара Райта сосредотачивает свое внимание не на преступном гении, организующем ограбления, а на искусном водителе в исполнении Энсела Эльгорта, без которого налетчики бы просто не обошлись. Стильная и оригинально поставленная и смонтированная криминальная лента отлично показывает, как нелегко дается обратный путь из преступного мира.
«Удача Логана» (2017)
Спустя 10 лет после трилогии Стивен Содерберг вернулся к излюбленному поджанру и представил зрителям провинциальное ограбление по-американски. Устроить кражу крупной суммы денег прямо посреди гоночного соревнования – инициатива дерзкая. И пусть вас не пугает простоватый внешний вид персонажей. Они своей дело знают, хоть без казусов во время ограбления и не обходится.