28 июня в российских кинотеатрах стартует широкий прокат фильма «Убийца 2: Против всех», режиссером которого выступил итальянец Стефано Соллима. Рассказываем, каким получился сиквел нашумевшего оригинального фильма Дени Вильнева и нужно ли было первой части такое продолжение.
Если продолжения фильмов, ориентированных на широкую аудиторию, – явление до боли привычное и не вызывающее особых вопросов (всем и так должно быть понятно, что сугубо продюсерские проекты ориентированы исключительно на заработок денег), то в случае с авторским кино сиквелы – дело редкое, а потому непредсказуемое. Картина «Убийца» канадского режиссера Дени Вильнева и американского сценариста Тейлора Шеридана в 2015 году прогремела, получив восторженные отзывы обозревателей и теплый прием со стороны зрителей. Триллер пускай и не расставил в судьбах персонажей все точки над «i», но стал законченным произведением и ясным высказыванием авторов по поводу целого ряда серьезных тем. Поэтому известие о продолжении, да еще и от другого режиссера, стало неоднозначным сюрпризом. По большому счету подобное «Убийце» Вильнева кино вовсе не нуждается в сиквелах или приквелах. Так что от второй части, которую поставил итальянец Стефано Соллима и написал все тот же Тейлор Шеридан, критики и зрители изначально ждали очень многого.
Сюжет триллера «Убийца 2: Против всех» в общем-то является прямым продолжением историй нескольких персонажей из оригинальной картины Дени Вильнева, о чьих судьбах сценарист ленты Тейлор Шеридан решает поведать нам снова. По сюжету фильма после террористического акта, совершенного исламскими радикалами в одном из супермаркетов США, правительство принимает решение начать жестокую борьбу с боевиками и теми, кто имеет к ним хоть какое-то отношение. В их числе наркокартели, занимающиеся бизнесом по перевозке нелегалов на территорию Соединенных Штатов из Мексики. Как раз таким путем террористы и перебрались через границу. Теперь особая группа во главе с агентом Отдела специальных операций ЦРУ Мэттом Грэйвером готовится нанести несколько болезненных ударов по врагу. В этом Мэтту помогает старый знакомый Алехандро. Среди важнейших пунктов масштабного плана – похищение дочери влиятельного главаря картеля Рейеса, которое спецотряд намеревается повесить на его конкурентов, чтобы разрушить хрупкий мир между мексиканскими криминальными организациями и натравить их друг на друга. Но хитрая задумка оборачивается для всех участников операции неожиданными последствиями…
Ингредиенты новой истории, по сути, почти те же, что и раньше: американские спецслужбы, мексиканские наркокартели, повсеместная жестокость и холодная месть, ежедневно подпитывающая Алехандро в исполнении Бенисио Дель Торо. При этом в новой части еще более важную роль играют гражданские, намеренно или не совсем вступающие в опасную игру между двумя лагерями. Процесс поглощения невинных душ темной стороной в фильме показан прямолинейно и холодно, отчего даже не успеваешь прочувствовать всю глубину и трагичность этого падения. Тут уж стоит принять, что новые «монстры» рождаются и таким путем, без особого зазрения совести и каких-либо душевных терзаний.
Уже знакомые персонажи в исполнении Бенисио Дель Торо и Джоша Бролина показывают себя в том, что они умеют лучше всего на свете. На этот раз в более комплексной и хитрой операции по секретному поручению правительства США они проявляют свои навыки даже ярче, чем в первом фильме, но внешняя эффектность будто бросает пыль в глаза зрителю, пытаясь скрыть некоторые внутренние перемены в действующих лицах. Герой Бролина выступает в этом фильме фактически второстепенным персонажем, играющим на раскрытие персонажа Бенисио Дель Торо. И как раз с Алехандро связаны особенно разительные метаморфозы.
Герой Дель Торо в ленте «Убийца 2: Против всех» раскрывается с новой и не совсем ожидаемой стороны, даже как-то чересчур активно проявляя человеческие благодетели. Но это обличие героя словно выступает плевком в сторону смелого и не идущего на поводу у типичных голливудских проектов первого фильма с его героями и концовкой. Здесь нам, вроде бы, вновь демонстрируют жестокие реалии погрязшего в беспросветной тьме мира, по которому Алехандро движется к исполнению заветной мести, но то тут, то там в сиквеле виднеются лучики света. И вот уже по какой-то непонятной причине отчаянные времена в сиквеле перестали требовать отчаянных мер. После горькой первой части воспринимать подобные подсластители, подсовываемые в продолжении, не получается, да и не хочется. Такая перемена превращает сиквел «Убийцы» во что-то инородное, местами удачно, а где-то плохо походящее на фильм Вильнева, а временами и вовсе паразитирующее на оригинальной картине.
Стоит отметить, что эта концептуальная несостоятельность распространяется и на стилистику ленты итальянского режиссера. «Убийца 2: Против всех» зрелищнее среднестатистического триллера или боевика. Здесь эффектно и реалистично показаны экшн-сцены. Некоторые эпизоды по-хорошему мрачны и где-то даже атмосферны. Но на фоне ленты Вильнева, тягучий и густой видеоряд которой верно вторил концепции истории, сиквел выглядит беднее и проще.
«Убийца 2: Против всех» в качестве независимого от каких-либо предысторий триллер-боевика смотрится вполне состоятельно. Но серьезные претензии к фильму возникают, если рассматривать его как сиквел оригинальной ленты. В этой роли картина абсолютно необязательна, вторична, а также концептуально неполноценна и лишена визуальной монументальности. Вместо бескомпромиссного высказывания на тему мести и жестоких реалий, переламывающих неподготовленного человека, словно хрупкую соломинку, мы получили конформистскую историю, рассказанную не в то время и не в том месте.