Все мы привыкли понимать под хэви-металом, пусть даже ориентированным на современную молодежь, музыку громоздкую, старомодную по форме и содержанию, а оттого не развивающуюся и толком не вписывающуюся в мейнстрим. Однако новейший, шестой альбом британского квартета Bullet For My Valentine, несмотря на всю предсказуемость песенного материала, вписывается в нынешний музыкальный пейзаж настолько идеально, что остается только удивляться. Что же в группе и альбоме «Gravity» такого особенного?
Воистину, Bullet For My Valentine – это группа, о которой говорят. Тем более тогда, когда она готовится выпускать «полнометражный» альбом – в такие периоды профильные сайты пускают новости о квартете практически ежесуточно… И никого, заметьте, не удивляет, что при всей своей ориентированности на широчайшего молодого слушателя и понятности музыкальных (да и текстовых, что греха таить!) выразительных средств перед нами неамериканский коллектив. В теории, должно быть наоборот – раз всю музыку для сильно сердитых подростков, от протопанка до трэш-метала, гранжа и ню-метала, изобрели за океаном, то там, теоретически, ее и должны исполнять максимально доходчивым способом. Доходчивым для кого? Вот то-то и оно, что в первую очередь для соотечественников. Неамериканцу очень часто бывает трудно понять, чего это какое-то очередное большое имя – неважно, из окрестностей Нью-Йорка или с просторов Небраски – так вызверилось и так всем недовольно в своем творчестве. И не надо понимать – музыканты Bullet For My Valentine еще в самом начале карьеры под названием Jeff Killed John явно поставили своей задачей своеобычно доносить до соотечественников и заодно всех европейцев хотя бы путем исполнения, что видится неслучайным, кавер-версий именно Metallica и Nirvana. А потом у них сочинились и свои сердитые песни.
Нелишне вспомнить о том, что Великобритания, в отличие от США, Германии или Швеции, исторически никогда не была страной поточного производства групп в рамках модного тренда. Большое имя – да, но сразу несколько? Бросьте, для этого есть наша бывшая колония по ту сторону очень большого озера! Конечно, многие рок-тренды 80-х и 90-х, да хотя бы трэш-метал и гранж, английскую сцену благополучно миновали. Но постгранженвое безвременье и не слишком внятная авторская позиция традиционно сильной в своем влиянии на умы британской музыкальной прессы привела к тому, что именно в конце 90-х мир оказался готов к явлению Большого Модного Рок-имени из островной Империи. Дело было только за подобным составом – вот им и оказался Bullet For My Valentine, со своей стандартно сердитой музыкой, понятной миллионам тинэйджеров не только в старушке-Европе, но и в гораздо более широком масштабе – как говорится, от Саратова до Сиэтла.
И если хэви-альбомом года «Gravity» неизбежно и предсказуемо станет лишь на родине музыкантов, то во всем остальном мире он неизбежно сможет, пусть и неофициально, получить статус «самого доходчивого рок-альбома года». Нельзя сказать, что музыканты Bullet For My Valentine и раньше тяготели к сугубой оригинальности в композиции и аранжировке – но сейчас даже национальную принадлежность группы определить решительно невозможно. Дело даже не в стилистической размазанности – в конце концов, свою карьеру состав начинал с контракта с лейблом Trustkill и сочинения стандартного металкора, а лидер команды, певец и гитарист Мэтт Так, определял стиль своего состава как «хард-рок с элементами хэви-метала». Собственно, самое время вспомнить покойного лидера Motörhead Лемми Килмистера (1945–2015), точнее – его высказывание о том, что «главное в рок-н-ролле – это шум, который раздражает родителей». Шум, то есть звуковая энергетика, важна, но она ни в коем случае не должна выходить за стилистические рамки «модели этого года», точнее – нескольких лет. Рецепт идеального молодежного рок-альбома? Что ж, вот и Bullet For My Valentine записали такой альбом.
Поэтому не надо удивляться, что с первых же аккордов открывающей альбом пьесы «Leap Of Faith» музыканты отважно применяют в аранжировках неклавишную электронику – но ни в коем случае и не злоупотребляют ею. Современное звучание Bullet For My Valentine сразу же вызывает удивление своим нарочитым космополитизмом – так могла бы звучать хоть немецкая, хоть российская, хоть финская рок-группа, ставящая перед собой аналогичные коммерческие ориентиры и успешно реализующая их. Делить же «Gravity» на хиты и «нехиты» – занятие унылое и неблагодарное, поскольку в современных условиях интернет-потребления музыки хитом может стать любой трек, и пример тому – номер «Letting You Go», являющийся в традиционной терминологии пилотным синглом альбома. Былой металлизм квартета за пределами отдельных гитарных риффов в ней почти отсутствует, а Мэтт вокально страдает почти настолько же красиво, как и, скажем, предводитель H.I.M. Вилле Валло. Столь же показательны в подобном смысле и пьесы «Over It» и «Not Dead Yet», и за былую хэви-крутизну группа берется лишь начиная с середины песенной программы, точнее – с энергичной «Piece Of Me». Хэви-энергетика получает свое закономерное развитие в номере «Coma», а трек «Don't Need You» иные неразумные обозреватели так и вовсе сравнят с Metallica. И, дабы избежать обвинений в некоммерческом звуковом терроризме, музыканты поместили на альбом две модных баллады – но если «The Very Last Time» не выходит за рамки усредненной молодежности, то финальной акустической «Breathe Underwater» будто бы не нашлось места на альбоме некоей пост-брит-поповой команды с названием, обязательно начинающимся с артикля «the». Вы еще не знаете, что такое коммерческий хэви-альбом образца 2018 года? Значит, самое время ознакомиться с «Gravity»!