В драме «Талли» режиссер иллюстрирует историю матери троих детей, включая новорожденного, которая нанимает «ночную няню» по имени Талли, чувствуя абсолютную опустошенность и беспомощность. Девушка свежее душой и телом, но обе чудом находят общий язык. Райтман изображает тяжелый быт измученной матери, пока муж остается безучастным, а воспитание детей – страшно изнурительный труд.
Сперва фильм, кажется, попахивает либеральщиной, мол, мать – личность, пора и для себя пожить, ибо жизнь после появления детей останавливается, мечты исчезают и остается передать их ребенку, но режиссер умудряется сделать настолько неожиданный поворот, что консерваторы могут выдохнуть с облегчением, тихо прошептав: «Ай да Райтман! Ай да сукин сын!». Кино-то одновременно и о бытовом, и о мистическом, и о магическом.
Хочешь не хочешь, а поглядывание в сторону трагикомедии «Бедная богатая девочка» того же Райтмана неизбежно. «Талли» даже может быть продолжением истории об одинокой и циничной писательнице-алкоголичке, ни черта не знающей, как взрослеть. Жить только для себя, а не жертвовать – это где-то и про Марло (сильно прибавившая в весе специально для съемок Шарлиз Терон), которая впадает в глубочайшую послеродовую депрессию, что не удивительно: дочка и «своеобразный» (двусмысленное, но не бессмысленное слово, которое пахнет лицемерием) сын, визжащий, истерящий и пинающий спинку сиденья автомобиля, а тут еще один малыш на подходе. Героиня иронично называет свой пухлый живот «буфером от объятий». Джейсон Райтман емко и предметно демонстрирует бытовые хлопоты (пеленки, распашонки и бессонные ночи) ритмичным монтажом, отчего материнство кажется сущим безумием. Отсюда и мистические сны матери о русалке под водой. Повседневную рутину ухода за новорожденным режиссер изображает, сочетая комедию и драму, что уже само по себе становится фильмом в фильме. «Тебе одиноко, и ты запуталась», – звучит в «Бедной богатой девочке», что точь-в-точь объясняет драму «Талли». «Я сумасшедшая», – без стыда кричит героиня Терон, которая здесь тоже слегка тронулась.
Сначала Марло не решается переложить ответственность в чужие руки – «буржуйские выходки» ее пугают. Однако после очередной бессонной суеты мать сдается и пускает в дом Талли (умышленно милая и соблазнительная Маккензи Дэвис). А улыбчивая, вечно добрая и свободная девушка не только заботится о малыше, но приводит дом в порядок, да еще печет вкусные кексики. Загадочная няня меняет угрюмую Марло – мать хорошеет на глазах. Женщина даже завидует молодости Талли, охотно изливая ей душу о зрелой семейной жизни и «сущей благодати» материнства, ностальгируя по молодости, отчего снова вспоминаешь героиню Терон в «Бедной богатой девочке».
Талли кажется отражением былой беззаботности Марло. Отражение настолько точное, что порой удивляешься смелости матери и поразительной родственности их образов. Марло и Талли сближаются, даже слишком, что втягивают и мужа Марло – ночная сцена ставит в тупик не только зрителя, но и героя Рона Ливингстона. Впрочем, однажды все встает на свои места, и ностальгия Марло становится не благостной иллюзией, а злой шуткой, отчего «Талли» – вовсе не комедия, а жизненная трагедия, или даже полезный урок. И девушка оказывается рядом с Марло как раз для того, чтобы показать, что дети не отняли молодость матери. Женщина должна отказаться от мысли, что все потеряно. Так кто же Талли на самом деле? Почему девушка безгранично любезна? Чем Талли живет в течение дня? И что она замышляет? Поведение незнакомки справедливо вызывает подозрение. Может ли семья доверять Талли?
Джейсон Райтман рассказывает чисто женскую историю, ибо мужчины остаются в стороне. Эпизодами появляется Марк Дюпласс (которого я очень люблю как актера, но тут его больно мало), способный изобразить и болтливого товарища, и даже сумасшедшего чудилу, а муж Марло зависает то на работе, то в виртуальной реальности, перед сном лежа в кровати. Мужики пропадают за спинами женщин, и это неспроста, и так, по мнению авторов, быть не должно.
Все персонажи не играют, а проживают. Шарлиз Терон умеет так молчать, что слова не нужны. Она великолепна в образе женщины, которая дает новую жизнь и поддерживает жизнь семьи, но чье собственное существование гаснет. Конечно, нельзя не заметить пузо актрисы, особенно наблюдая, как она бежит по лесу, упорно пытаясь обогнать девицу постройнее, мол, показать, что еще может.
Драма скромная, уютная, без всяких инди-артхаусных излишеств. Дело, правда, в том, что финал, который радикально переворачивает картину, заставляет слегка воротить нос. Уж больно мало зрителю намекали о присутствии или отсутствии Талли (образа свободы и любви) и что мать не совсем в здравом уме. Название фильма – настоящий обман и трюк Райтмана, который держится в тайне до последнего, и который раскрыть было бы страшным преступлением. Дать бы сюжету чуточку больше деталей – получилась бы красота. Не может отец быть равнодушным к приходу незнакомки, которая ночи напролет будет держать малыша. Ну не может и все. Глянь на няню хоть глазком, но нет – муж проявляет осознанное безразличие. Тут-то и ощутима некая искусственность. Зритель наблюдает за двумя образами поведения – действия (мать) и ожидания (отец). «Талли» – соло матери.
Важно заметить, что режиссеру удается показать, что и мать, и отец любовь знают, понимают и чувствуют. Любовь никуда не делась, «Талли» – не драма о нелюбви. Есть простая человеческая усталость, вместе с которой усиливается желание быть любимым, требуя от близкого внимания и причастности. Гуманистическое кино, прежде всего, о человеческой опустошенности, которая соблазняет к поиску помощи извне. Сперва кажется, что «Талли» – голливудская пропаганда об уродстве материнства и бесполезности отцовства, но внезапный сюжетный поворот говорит в точности об обратном. Отсутствие разговора ведет к разрушению. И как красиво замечает «своеобразный» ребенок, щетка (она же, видимо, «ночная няня») не нужна – важно просто быть рядом. Чудесный женский фильм (и для мужчин тоже) о том, что порой человек обманывает себя, чтобы оставаться в здравом уме, но все равно важно говорить правду и быть честным к себе и близким.