«Судная ночь. Начало»: Кровавая Америка беснуется

Приквел к политизированной хоррор-франшизе показывает средний палец республиканской партии США и дает зрителю посмотреть на гангстерскую чистку.

Фильм «Судная ночь. Начало» (хотя правильнее переводить «purge» в заглавии как «чистка» – и это касается всей франшизы) должен объяснить, почему во время ежегодного праздника-маскарада, когда любое преступление объявляется законным, жители Америки выбирают именно убийства. Именно в ночь Чистки вдруг все превращаются в серийных убийц. Человеку позволено грабить, ездить без прав и даже пьянствовать и мусорить в общественных местах, но он выбирает охоту на людей от сумерек до рассвета. Наверное, пришло время признать, что продюсерские конторы Майкла Бэя и Джейсона Блюма слишком долго тянут эту франшизу. И хотя у нового фильма, где слово «purge», как тарантиновское «ниггер», звучит до безобразия часто, есть крепкая завязка, попытка все же оказывается неудачной.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Серия фильмов о Чистках погружает зрителя в альтернативную американскую реальность, где власть делят не демократы и республиканцы, а «Новые Отцы-основатели Америки» (The New Founding Fathers of America's (NFFA)) – партия, легитимизировавшая массовую резню, которая позволяет людям высвободить ненависть, гнев и агрессию.

В картине Герарда МакМюррея, для которого «Судная ночь. Начало» – первый большой голливудский фильм, рассказывают об экономическом кризисе, который породил безработицу, социальную несправедливость, повальный криминал, что и стало фундаментом для победы праворадикальной NFFA и, как следствие, создания эксперимента, позже названного Чисткой. Раз в год в течение 12 часов людям позволено творить, что душе угодно, и никто не накажет. Правда, пока только в пределах нью-йоркского Статен-Айленда. Кто остается на районе и участвует в Чистке – получает пять тысяч новоотцовских зеленых.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Позже, однако, оказывается, что Чистка задумана для истребления всех нищих и всех не белых, вынужденных отчаянно идти на смерть за деньги. Или хотя бы для подчищения великой Америки. Чистка превращается в классовую и расовую войну, но вы-то об этом знаете, если смотрели хотя бы одну часть этой франшизы, ведь каждый фильм самодостаточен, ибо каждый новый показывает одно и то же. Снова новостная хроника, протесты и беспорядки, вандализм и убийства, рассказ начинается накануне Чистки, обязательно есть персонажи, которые не воспринимают это дело всерьез, но немало и кровожадных маньяков, жаждущих поплясать на костях сограждан. Отцы-основатели используют Чистку в своих корыстных целях. Все в достатке жить не могут – на всех просто не хватит. Пока одни наслаждаются вседозволенностью, другие гребут баксы, продавая оружие и страховку. Американцам дается ночь абсолютной свободы, доведенной до абсурда, и в это время им только и дело, что стрелять и резать. По домам, по улицам, везде, только и встречаете, что палачей да карателей. Настоящее сатанинское зрелище!

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

В статен-айлендском гетто нас знакомят с толпой (!) новых, исключительно черных персонажей, но всех не запомнить. Главное знать, что одни – охотники, а другие – дичь. Снова выясняется, что эксперимент – политический заказ и пропагандистское оружие тоталитарного правительства NFFA, которое в этом фильме внедряет участникам устройства отслеживания и выдает хай-тек линзы, светящиеся во мраке и записывающие преступления против человечности. Целый район превращается в гладиаторский Колизей, так что запасайтесь попкорном.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Важно заметить, что режиссер Герард МакМюррей значится в продюсерах социальной драмы «Станция "Фрутвейл"», поэтому неудивительно, что «Судная ночь. Начало» – притча о расизме. «Черная Пантера 2.0»? Движение, разумеется. Рэпчина качает, протест возглавляет воинствующая амазонка, спасителем становится местный торговец оружием (!) и наркотиками (!), свой парень с района и эдакий герой олдскульных боевиков, и все персонажи, как один, разговаривают, как Джеймс Франко в «Отвязных каникулах»: «Черт, да я сделан из денег. Мое второе имя "Деньги". Мы же гангстеры. Гангстеры!» И если там Франко умышленно кривляется, то здесь, казалось бы, серьезный экшен-триллер превращается в комиксовый палп, где белые в жутковатых карнавальных масках, коими славится вся франшиза, беспощадно унижают и убивают, и где разгуливают вооруженные куклуксклановцы и штурмуют гестаповцы в поблескивающих кожанках. А если вам мало расистов и ксенофобов, бездомные сами делают ловушки, разбрасывают взрывчатки, и во тьме крадется психопат по кличке «Скелетор». Теперь серия окончательно приняла вид карикатуры с гротескными образами и брызжущей CGI-кровью. Это чистка гангстерская!

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Автор сценария и режиссер первых трех фильмов Джеймс ДеМонако, написавший сценарий и к новой «Судной ночи», уже показал перерождение нации, для которой мясной маскарад – новая религия, для которой благословение зиждется на кровопролитии, показал и варварское насилие, и политические дебаты, и корпоративный цинизм. ДеМонако даже демонстрирует, что страной правят фанатичные сектанты, которые «убивая, очищаются». Нетрудно заметить сознательно сделанные аллюзии якобы на трамповскую Америку. Во всяком случае, голливудские выдумщики старательно выдают историю о Чистке за возможное будущее сегодняшней Америки, которую и те, и другие желают сделать снова великой. Можно подумать, демократы – святые пацифисты. Те же яйца, только в профиль. Тираническое будущее? Скорее, и прошлое, и настоящее, но «Чистка», не стыдясь, являет свой средний палец именно республиканцам.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Смысл насквозь политизированной франшизы знаком и похож на «Бегущего человека», «Эксперимент» или «Пилу», но темы морали и выбора (исцелять или причинять боль) затмеваются массовым хаосом. В основе квадрологии лежит парадокс – авторы предупреждают об угрозе прославления насилия, щедро кормя зрителя кинематографически стилизованным насилием. Разумеется, убийство ничего не решает, но создатели «Судных ночей» продолжают извращаться и поражать зрителя изобретательностью этой кровавой мясорубки. Дело, правда, в том, что новая «Судная ночь» быстро выдыхается – сказать-то нечего, но все равно реальность и вымысел не прекращают пританцовывать друг с другом.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Произведения Джеймса ДеМонако и Герарда МакМюррея лишены тонкостей – предмет летит прямо в лоб. «Судная ночь. Начало» – тот же голливудский фаст-фуд без какой-либо глубины – только эстетика. Суть взрослая, но содержание – жестокая резня – подростковое развлекалово в духе «Дредда». Социально-политическое заявление, даже самое существенное, не может просто декларироваться с экрана – заявление надо изображать и обыгрывать кинематографически. Можно приветствовать или спорить с тем, что автор пытается сказать, но само по себе высказывание не должно быть определяющим. Авторы фильма занимаются именно тем, что говорят лозунгами.

Кадр из фильма «Судная ночь. Начало»

Вся франшиза прекрасна только основной идеей, индивидуальными эпизодами и мыслями, однако «Судную ночь. Начало» не назвать ни самым боевиковым экшеном, ни самым саспенсовым триллером, ни самым страшным изображением городской бойни и ни самой злой политической сатирой. Новая глава – достойный сиквел-приквел, но все еще плоский эксплотейшн-энтертейнмент. Впрочем, в современном кинопроме никто не отменял спин-оффы. Например, об иностранцах, случайно оказавшихся в Америке в самое пекло ежегодной Чистки. «Судная ночь. Аутсайдер»? Благослови, Господи, Америку и всех безумцев, живущих там!

Читайте также