9 августа в российских кинотеатрах вышел американо-китайский блокбастер «Мег: Монстр глубины» режиссера Джона Тертлтауба, известного в первую очередь по серии приключенческих фильмов «Сокровище нации». Разбираемся, что же не так с фильмом, в котором Джейсон Стэйтем спасает мир от древней гигантской акулы.
Время кормить рыбок. Коротко о сюжете
В центре сюжета «Мег: Монстр глубины» команда исследователей, которая отправляется изучать Марианскую впадину. Главная цель этой экспедиции – подтвердить, что дно самого глубокого желоба на Земле – лишь завеса, скрывающая неизведанную человеком жизнь. Сначала все идет просто отлично. Экспедиция радостно подтверждает наличие нового уровня, ранее скрытого от людей. Но приятное развитие событий быстро сходит на «нет». Команда сталкивается с древним глубоководным монстром гигантских размеров – мегалодоном, который недолго думая повреждает батискаф. Китайский океанограф, управляющий ходом этой кампании, принимает решение обратиться за помощью к спасателю Джонасу Тейлору – большому специалисту по подводным операциям, который с подобной ситуацией уже сталкивался, пускай всех спасти в тот раз и не удалось. Тогда его обвинили в принятии панического решения, не поверив, что причиной всему был монстр. Поэтому Джонас со спасательной деятельностью завязал и возвращаться к старой работе не намерен. Однако в смертельной опасности оказывается бывшая жена Тейлора. Поэтому, чтобы спасти ее и параллельно доказать, что он не выдумщик и не чокнутый, он берется за операцию, грозящую обернуться страшными последствиями не только для участников экспедиции.
Сюжет фильма «Мег» основан на одноименном романе Стива Альтена, написанном в конце 90-х годов прошлого века. Собственно, тогда и началась разработка киноадаптации. Пройдя производственный ад, проект все-таки добрался до экранов лишь сейчас. В 2018 году подобный сюжет, подходящий, наверное, для какого-нибудь незатейливого летнего блокбастера зари XXI века, к сожалению, кажется пережитком времени и совершенно безынтересным даже для «попкорнового» кино. Особенно раздражают нелепые сцены затишья, во время которых авторы наивно и глупо пытаются вызвать сопереживание к действующим лицам истории. Но сценарный материал так скуден, в том числе своими бездарными диалогами, что сочувствовать героям истории вообще не хочется. Вдобавок ко всему, создается впечатление, что фильм основательно затянут, хотя по факту мы имеем дело с довольно стандартным для подобного кино хронометражем.
Примитивный набор персонажей
В ленте «Мег» широко представлены персонажи чуть ли не изо всех уголков света. По большому счету это и логично, ведь в центре истории международная программа по изучению подводной жизни. Проблема в том, что действующие лица фильма искусственны, шаблонны, безынтересны и еще и соответствующим образом сыграны актерами, состав которых весьма беден по меркам блокбастера за внушительные $150 миллионов.
В очередной раз в американо-китайском кинопроекте китайцы выступают самим олицетворением благородства и мудрости. Возможно, будь мы представителями этой нации, наблюдать за подобными проектами, расхваливающими, будто бы рекламирующими всему миру реальные или вымышленные китайские достижения, было бы интереснее и приятнее. Но, отстранившись от возможных личных пристрастий, приходится наблюдать, как фильм временами превращается в дорогую рекламную брошюру, как и недавний «Небоскреб», например. Продвигать всеобъемлющую мощь Китая более изящно и тонко авторы в силу своей творческой ограниченности не могут.
Американцы в фильме «Мег» снова представляют собой воплощение этакого отчаянного героизма. На сей раз этим проявлением выступает, правда, британец Джейсон Стэйтем, но это в данном случае вторично. Печальный факт заключается в том, что лучше всего британский актер себя проявляет в криминальных лентах Гая Ричи или в прямолинейных боевиках, где его персонажи умело и зрелищно разбрасывают оппонентов по сторонам. В фильме о противостоянии с акулой показать мастерство рукопашного боя Стэйтему не дали. Одно короткое сражение с мегалодоном не в счет. Водные процедуры с участием Стэйтема – это зрелище, скажем так, на любителя, и образ Джонаса Тейлора они нисколько не красят. Персонаж Стэйтема, как и все остальные герои фильма, до страшного прост.
Неловкий фильм ужасов
Сильно сказывается неумелое обращение авторов сразу с несколькими жанрами. Как фильм ужасов или триллер «Мег» весьма посредственен. Авторы не создают должного напряжения, не справляясь с выстраиванием саспенса и совершенно безуспешно стараясь напугать зрителя. Показательный нюанс: самый пугающий момент за весь хронометраж фильма… сцена с лопнувшим шаром для водного зорбинга.
Нет креативности. Совсем
Как боевик или приключенческое кино лента «Мег» недостаточно изобретательна в предоставляемых зрителю ситуациях и экшн-сценах. По сути, перед нами очередное кино про акул, в которое просто не очень умело вбухали гору денег. Вопрос «На что ушли деньги?» снова и снова возникает во время просмотра ленты Тертлтауба, но ответа авторы так и не дают. Сцены действия представляют собой довольно унылую спасательную миссию и в большинстве своем неоткрытую конфронтацию с гигантским монстром, который в первой половине фильма и вовсе появляется всего пару раз. Более того, важно отметить, что создатели поступили нечестно по отношению к зрителям, ведь на рекламных материалах к фильму изображены две акулы. Одна из них огромная, вторая просто гигантская. Так вот: той сверхгигантской акулы, проглатывающей на постере другую акулу, в фильме попросту нет.
Авторы фильма могли, основываясь на реальных данных, хотя бы пофантазировать, каким может быть глубоководный мир, сделать его ярким и эффектным, реально неизведанным. Вместо этого мы получаем самую ленивую фантазию из возможных, заставляющую окончательно убедиться в отсутствии креативности у создателей этого проекта.
Стоит ли тратить время?
Очередной американо-китайский копроект вновь обернулся довольно безликим и чрезмерно искусственным «попкорновым» блокбастером, оставляющим после просмотра неприятное ощущение впустую потраченного времени. Хочется посмотреть наряженное кино про опасных акул? Тогда лучше вернитесь к бессмертной классике Спилберга. Пускай в его «Челюстях» акула не так велика, но как говорится в одной из народных пословиц – «Мал золотник, да дорог».