16 августа в российский прокат вышел хоррор «Слендермен» студии Sony. Сюжет строится вокруг городской страшилки о Слендермене (переводится как «тощий человек», «тонкий человек»), которого можно вызвать с помощью одного секретного ритуала. Вокруг этого существа множество слухов: якобы это именно он похищает детей и сводит с ума подростков. Примечательно, что Слендермен стал «активным участником» интернет-страшилок лишь в 2009 году, так что в жанре городских легенд его можно считать новичком, хотя и новичком действительно жутким. Однако создатели хоррора «Слендермен», имея на руках колоритного злодея, почему-то решили сфокусироваться на деталях, из-за чего многообещающий хоррор превратился в банальное зрелище, главная мысль которого «любопытство сгубило кошку».
Главные героини ленты, четыре подружки-одноклассницы из маленького американского городка, живут обычной жизнью подростков. Они веселятся, делятся секретами, обожают проводить время вместе и обсуждать свои проблемы. Как-то раз компания собирается в подвале у подружки Пайпер (Анналиса Бассо). Одна из девушек слышала, что их знакомые ребята хотели вызвать Слендермена, так как им совсем не страшен «тощий человек», и это своего рода проверка на прочность. Подростки такие подростки, и желание пощекотать себе нервы берет верх. Девушки находят сайт, посвященный Слендермену, включают видео, чтобы «призвать» безликого. И вот тут начинается самое «интересное». Загадочное видео ритуала до боли напоминает сцены из «Звонка», когда с людьми случалось плохое после просмотра злополучной кассеты. Понятно, что героини поступили опрометчиво, но обратного пути нет. Через несколько дней бесследно пропадает Пайпер, а Холли (Джулия Голден Теллес) и Рен (Джои Кинг) начинают видеть странные сны по ночам, а днем страдать от видений. Кажется, подобное уже было в «Кошмаре на улице Вязов»...
По идее, после такого весьма интригующего начала должны пойти динамичные и пугающие сцены. Но по замыслу режиссера Сильвена Уайта Слендермен становится «серым кардиналом» потустороннего мира. Он вроде есть в сознании подростков, даже мелькает в паре эпизодов, но вот полного его присутствия не ощущается, он всегда показан как бы издали. Для него подростки – марионетки, которыми легко управлять и манипулировать их сознанием, но зрителям подобный психологизм будет просто скучен. Зритель, немного знакомый с историей Слендермена, ждет мощного зрелищного хоррора, а получает «сделанный на коленке» фильм с претензией на независимое кино. Уайт частично копирует псевдодокументальную манеру «Ведьмы из Блэр», особенно в сцене в лесу или когда фокус камеры немного дрожит в одном из эпизодов. Сюжет местами «хромает» – например, непонятно, почему родители подростков отсутствуют по вечерам дома, а сами девушки смело разгуливают по темным улицам?
Нелогичность поступков героинь в принципе простительна – в конце концов, это только подростки. Подобное сценарное клише прослеживается в «Крике», «Повороте не туда» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», поэтому логику создателей фильма понять можно. «Слендермен» вроде снят с точки зрения подростков, тут тебе и особенности их общения, повальное увлечение мессенджерами и желание следовать за толпой, но все же в паре сцен героини выглядят попросту нелепо и глупо. Актриса, играющая Рен, слегка увлекается и «переигрывает», а Холли слишком флегматична, чтобы понять масштаб происходящего. Их диалоги сводятся к шаблонным фразам и клише, которые обычные подростки не употребляют. Если снимаешь кино о подростках и для подростков, то нужно больше конкретики и деталей их жизни, как в недавней экранизации Стивена Кинга «Оно», или больше зловещих кадров, как в «Астрале», «Заклятии» и предстоящей «Монахине».
Читайте также: 7 фильмов и сериалов, основанных на интернет-страшилках и «городских легендах»
Слендермен – яркий персонаж сетевой культуры, ему посвящены форумы, ролики на YouTube, а особо рьяные поклонники даже выстраивают гипотезы его происхождения, находя похожих персонажей в европейской и японской мифологиях. Сильвен Уайт игнорирует богатую фактуру злодея, делая «тощего человека» неуловимым, эфемерным, своего рода иллюзией. То, что не обладает физическими свойствами, не является страшным для нынешних подростков.
Самым пугающим в фильме «Слендермен» становятся звуки, причем очень громкие. По идее, они должны ввести в оцепенение, но на деле жутко раздражают. Также излишни спецэффекты, особенно в кошмарах подростков (очень похоже на страдания героев в слэшере «Кошмар на улице Вязов»), а мрачная атмосфера фильма с его туманным лесом и темными «призрачными» улицами больше подходит готической «Сонной лощине», нежели подростковому хоррору.
Режиссер и сценарист задумали снять фильм в реалистичной манере, сделав главными героями этаких «соседских девчонок», чтобы максимально приблизиться к зрителю. Безусловно, кастинг актрис на главные роли - выше всех похвал, девушки близки по возрасту экранным героиням и внешне похожи на обычных американских подростков. Это не как в «Теле Дженнифер», где возрастная и сексуальная Меган Фокс играла тинейджера. Также примечательна игра со светом и цветом: начало фильма солнечное, яркое, а после ритуала буквально «сгущаются краски», пространство фильма становится мрачным, туманным, зловещим. Безликий Слендермен появляется в дымке или в сумраке, обязательно под страшные скрипучие звуки, но эффектным его появление, к сожалению, не назовешь. «Не так страшен черт, как его малюют» – только и остается сказать после просмотра хоррора, который мог стать отличным, но в силу банальности сюжета и «передозировки» заимствований из других фильмов претендует на звание, пожалуй, худшего хоррора года.