10 хорроров с самыми пугающими концовками

Финальные кадры, которые забываются не скоро.

«Психо» (1960)

Кадр из фильма «Психо»

Психологический хоррор «Психо» Альфреда Хичкока буквально разобран на цитаты: сцены из него породили великое множество отсылок, многократно были объектом подражаний и пародий. В отрыве от всех этих поп-культурных наслоений «Психо» по-прежнему леденит кровь, как и его главный злодей. В финале Норман Бейтс пристально смотрит прямо в камеру (причем на его лице «проступает» изображение черепа) и заявляет, что он сам «и мухи не обидит», – тем самым разрушая «четвертую стену» и заставляя зрителя почувствовать себя не просто зрителем, а непосредственным свидетелем и даже участником жутких событий фильма. По сей день эта сцена – одна из самых впечатляющих и мастерски снятых в жанре хоррора.

«Техасская резня бензопилой» (1974)

Кадр из фильма «Техасская резня бензопилой»

Оригинальный слэшер «Техасская резня бензопилой», положивший начало целой серии фильмов о маньяке-убийце Кожаное лицо, с размахом играл на страхах перед серийными убийцами, вошедшими в популярную культуру (вдохновением режиссеру послужили кое-какие реальные события), стал испытанием для задействованных в нем актеров из-за сложности съемок, и в итоге сделался признанной классикой жанра. Его заключительная сцена – Кожаное лицо, который беснуется, размахивая своей бензопилой, разъяренный из-за того, что одной из жертв все-таки удалось сбежать. Сама девушка, которая сумела в самый последний момент ускользнуть от него на машине, тоже успевает стать свидетельницей его зловещего «танца», который выглядит не менее ужасно, чем все то, что Кожаное лицо творил до этого.

«Сияние» (1980)

Кадр из фильма «Сияние»

В «Сиянии» есть масса отменно пугающих моментов – от появления разлагающейся обитательницы номера 237 или бледных девочек-близнецов, и, конечно, до Джека Торренса, проламывающего топором дверь ванной. Но на самый конец приберегается кое-что особенно странное и необъяснимое, когда мы видим на фотографии среди гостей вечеринки, состоявшейся в отеле лет за 60 до событий фильма, Джека собственной персоной. Это вызывает массу вопросов относительно финала фильма – остался ли таким образом Джек навсегда среди духов отеля? Или это намек на то, что события в отеле каким-то образом повторяются? И Джек ли это на самом деле? Точного ответа не знает никто, но в этом и весь смысл.

Читайте также: 10 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

«Нечто» (1982)

Кадр из фильма «Нечто» (1982)

Фильм «Нечто» Джона Карпентера запомнился не только одними из лучших спецэффектов, какими мог похвастать хоррор тех лет, но и неразрешимым вопросом финала, которым задается каждый зритель: кто стал Нечто, Чайлдс или Макриди? Или ни один из них? Или они оба? Полярная исследовательская станция сгорает, и Макриди и Чайлдс, единственные выжившие, пьют из одной бутылки, причем оба знают, что если один – уже не человек, то и второму не избежать заражения. Но «не все так плохо»: станция уничтожена, идти обоим некуда, и довольно скоро ни человек, ни инопланетное «Нечто» не будут иметь перед морозом никаких шансов. Но пока оба героя просто остаются в темноте и холоде...

«Кошмар на улице Вязов» (1984)

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов»

У легендарного фильма ужасов Уэса Крэйвена, который стал началом франшизы из девяти фильмов, почти не было слабых мест – за исключением того, что в нем убийца из снов переходил в обычную реальность, где был уже не таким пугающе-потусторонним. Зато именно в этом фильме фигурирует та самая жутковатая считалка («Раз, два, Фредди заберет тебя...»), которая стала знаменитой сама по себе, а финал своей внезапностью задает тон всем последующим фильмам. Как раз когда главная героиня полагает, что все позади, она вместе с тремя друзьями оказывается запертой в машине, которая увозит их в неизвестном направлении под хохот Фредди. Фредди побежден? А вот и нет!

«Пила: Игра на выживание» (2004)

Кадр из фильма «Пила: Игра на выживание»

Сегодня «Пила» – это одна из самых длинных и успешных хоррор-франшиз, а началось все с фильма ужасов Джеймса Вана, который довольно сильно отличается от последующих частей: в нем больше составляющих триллера и отчасти детективного сюжета, и всего два основных героя – первые, с кем Джон Крамер по прозвищу «Пила» пожелал «сыграть в игру». В начале фильма оба оказываются прикованы цепями к трубам в небольшой комнате, где на полу лежит окровавленный «труп». Заканчивается «игра» тем, что один из них отпиливает себе ногу, чтобы освободиться и попытаться найти помощь, а «труп» внезапно оживает и оказывается самим Джоном Крамером. После этого Крамер уходит, произнеся «Игра окончена» и закрыв за собой дверь, – что означает для второго из «игроков», что он останется в этой комнате навсегда.

«Спуск» (2005)

Кадр из фильма «Спуск»

«Спуск» английского режиссера Нила Маршалла имеет два варианта концовки – благополучный был показан в США, а несчастливый вышел в Великобритании. В последнем Маршалл, который любит добавлять фильмам про кровожадных монстров психологизма, использовал прием «хороший конец – не то, чем кажется». Главная героиня как будто выбирается из пещеры, и ей уже удается уехать прочь на машине – когда вдруг она приходит в себя все в той же пещере: выясняется, что ей снился сон. В самом конце рассудок совсем ее подводит, и она думает, что видит свою умершую дочь (в то время как подземные монстры подбираются все ближе), и выглядит такой финал как нельзя более мрачно и сюрреалистично.

Читайте также: 10 лучших фильмов ужасов ХХI века

«Репортаж» (2007)

Кадр из фильма «Репортаж»

«Репортаж», образец жанра из Испании, застал первый расцвет псевдодокументальных фильмов ужасов (наряду с «Дневниками мертвецов» (2007), «Монстро» (2008) и «Паранормальным явлением» (2009)). Во всех подобных фильмах режиссерам есть, где проявить изобретательность в повествовании «от первого лица», хотя жанр частенько просто обязывает к схожим приемам, от которых зрители пугаются, как в первый раз. Например – когда камера падает на пол, и последнее, что она запечатлевает – как на единственного выжившего внезапно набрасывается монстр (лучше всего, если при этом включен режим ночной съемки). В «Репортаже» этот прием использовали наилучшим образом: существо, больше всего смахивающее на полуразложившегося зомби, утаскивает главную героиню в темноту. Никакого хэппи-энда!

«Месть нерожденному» (2007)

Кадр из фильма «Месть нерожденному»

Тяжелая хоррор-артиллерия, которую особо впечатлительным смотреть противопоказано. Французский фильм ужасов, вполне заслуженно вошедший в двадцатку «лучших фильмов ужасов десятилетия, снятых во Франции». В дом беременной женщины, недавно потерявшей мужа в автомобильной катастрофе, вламывается другая женщина, которая намерена похитить ребенка первой, хотя он еще даже не родился. Фильм запомнился и зрителям, и критикам исключительной жестокостью и кровавостью и достаточной изобретательностью сюжета (вторая женщина потеряла ребенка в той самой автомобильной аварии, из-за чего и намерена мстить). Не будем спойлерить концовку, просто поверьте нам на слово: если все же решитесь посмотреть, ее вы забудете не скоро.

«Заклятие» (2013)

Кадр из фильма «Заклятие»

«Заклятие» (вместе с его многочисленными спин-оффами) порой критикуют за то, что он – всего лишь очередной высокобюджетный хоррор, использующий на зрителях довольно примитивные приемы, каких в наше время много. Однако Джеймс Ван смог подойти к теме домов с призраками и «одержимых» предметов оригинально, доказав, что в его арсенале имеется масса приемов помимо скримеров, которые уже никого не удивляют. В самом конце зловещая старая музыкальная шкатулка снова играет свою мелодию, и вы невольно ждете, что за этим не последует ничего хорошего – как уже случалось в фильме. Но музыка заканчивается, и... экран просто гаснет, и начинаются титры. Так фильм кончается хэппи-эндом и небольшим розыгрышем от режиссера.

Читайте также