Фильм, в котором все внимание концентрируется только на одном герое – особый вид искусства. Если актер или актриса подобраны удачно, на выходе будет шедевр, но если с кастингом вышел промах, можно заведомо считать, что проект пропал. Те режиссеры, которые решают обратиться к этому жанру, в каком-то смысле рискуют намного больше, чем режиссеры фильмов с большим актерским составом, где разные актерские работы хотя бы могут оттенять друг друга. В нашей подборке – 8 примеров того, как такой своеобразный риск полностью себя оправдал, и тандему актера (или актрисы) с режиссером удалось создать что-то по-настоящему примечательное и уникальное.
«Погребенный заживо» (2010)
Триллер Родриго Кортеса – не для тех, кто боится замкнутых пространств. Главный герой фильма Пол – контрактник в Ираке, который вместе с сослуживцами попал в засаду, потерял сознание... и пришел в себя уже в гробу под землей. После этого он располагает лишь запасом воздуха примерно на полтора часа, зажигалкой и телефоном, чтобы выбраться из могилы, – если очень сильно повезет. Кортес умело совместил в психологической драме некоторые социальные вопросы (отношение руководства США к своим гражданам в местах военных конфликтов) с необыкновенной напряженностью действия, которое происходит в замкнутом пространстве буквально величиной с гроб. И благодаря мастерской актерской игре Райана Рейнольдса, его герою не просто сопереживаешь, а с легкостью ставишь себя на его место – на место вполне обычного человека, вынужденного в одиночку выпутываться из практически безвыходной ситуации. Во время просмотра каждый может спросить себя: «Что бы я делал на его месте?».
«127 часов» (2010)
Драма Дэнни Бойла, получившая шесть номинаций на «Оскар», основана на реальной истории. Арон Ральстон, заядлый путешественник и экстремал, исследуя пустынные каньоны, застрял в узком ущелье. Большой валун намертво зажал его правую руку, придавив ее к стенке каньона. Ральстон провел пять суток почти без еды, воды и сна, понимая, что на помощь рассчитывать не приходится – никто просто не знает, где его искать. Чудом сумев спастись, он написал автобиографическую книгу «127 часов. Между молотом и наковальней». Книга стала бестселлером, и по ее мотивам был снят фильм с Джеймсом Франко в главной роли. Почти полтора часа (за исключением вступления и флешбэков) посвящены исключительно главному герою и его сложной борьбе за жизнь. Как и в случае с «Погребенным заживо», почти все действие фильма разворачивается в одном и том же очень ограниченном пространстве, где очутился главный герой, но при этом Дэнни Бойл в своей картине сумел и исчерпывающе показать красоту и грандиозность знаменитых каньонов штата Юта.
Читайте также: 15 самых высокооплачиваемых актеров и актрис всех времен
«Луна 2112» (2009)
Фантастический фильм-антиутопия Дункана Джонса с ироничным слоганом «Обратная сторона будущего» вызывает в памяти некоторые классические фильмы жанра – «Бегущий по лезвию» (1982) и «Космическая одиссея 2001 года» (1968). При крошечном, в особенности для научной фантастики, бюджете в $5 млн «Луна 2112» отличается первоклассными спецэффектами и музыкой Клинта Мэнселла (работавшего также с Дарреном Аронофски), и запоминается благодаря игре Сэма Рокуэлла, который исполняет роль Сэма Белла, астронавта, несущего на Луне трехлетнюю одиночную вахту. Ясное дело, что такая работа нелегка и может сказаться на психике не лучшим образом – однако, когда выясняется, что с Земли к Сэму прибыл его двойник, становится понятно, что дело совсем не в том, что Сэм сошел с ума. Тем не менее, Сэм Рокуэлл (в трех лицах) на протяжении всего фильма непревзойденно передает весь градус нарастающей в кадре атмосферы сумасшествия и мрачного абсурда.
«1408» (2007)
Мистический триллер по мотивам рассказа Стивена Кинга, снятый Микаэлем Хофстремом. Писатель Майк Энслин, который изучает (или, точнее, разоблачает) паранормальные явления, решает исследовать номер 1408 в отеле «Дельфин» – несмотря на то, что номер имеет репутацию «проклятого», а у старшего управляющего, который уже несколько лет не допускает, чтобы в номер кто-нибудь заселялся, в качестве предупреждения любопытствующим есть целое зловещее досье. Однако Энслин, который не верит в сверхъестественное, все равно намеревается провести в номере ночь – и лишь когда становится слишком поздно, понимает свою ошибку... Роль Майка Энслина с блеском исполнил Джон Кьюсак, продемонстрировав незаурядный талант приковывать к себе внимание зрителя и держать его в напряжении от первой сцены и до последней.
«Изгой» (2000)
Знаменитая драма Роберта Земекиса с Томом Хэнксом в главной роли, об обычном инспекторе службы доставки авиакомпании FedEx по имени Чак Ноланд, который в результате авиакатастрофы оказался на необитаемом острове, где провел в одиночестве больше четырех лет. В фильме присутствуют и другие герои, но его самая значимая часть – это жизнь Чака на острове, где он проходит через множество физических испытаний, практически окунаясь в первобытную жизнь: строит себе жилище из подручных материалов, добывает пропитание и огонь, и наконец, строит плот, чтобы отважиться на попытку уплыть с острова. Все это время его единственный друг и собеседник – «Уилсон», раскрашенный волейбольный мяч. Не каждому актеру достается такой «партнер» по фильму, – и далеко не каждый актер сумеет сыграть в паре с ним так, как сыграл Том Хэнкс.
Читайте также: Сам себе режиссер: 10 отличных фильмов, снятых известными актерами
«Не угаснет надежда» (2013)
История о человеке, который затерялся посреди Индийского океана на надувном плоту, была снята режиссером Джеем Си Чендором в минималистическом духе: в фильме полностью отсутствуют диалоги (единственный герой – в исполнении Роберта Редфорда – лишь изредка разговаривает сам с собой), а повествование обходится без каких-либо отступлений. Неизвестно, что именно заставило безымянного главного героя отправиться в одиночное плавание на яхте, но зато можно наблюдать, как он терпит кораблекрушение, а после дрейфует на плоту, без запасов еды и воды и, вдобавок ко всему, преследуемый акулами. Его общение с внешним миром сводится к письму, адресованному семье, которое он помещает в банку и выбрасывает за борт. Фоном к этой молчаливой борьбе со стихией, которая продолжается восемь дней, звучит музыка Алекса Эберта, удостоенная премии «Золотой глобус». Как сказал режиссер, «она дополняет историю. Музыка отражает жизнь персонажа, и благодаря ей зритель ассоциирует себя с ним». Результат – одновременно захватывающий и медитативный фильм, получивший множество номинаций на престижные кинопремии.
«Лок» (2013)
Сюжет триллера Стивена Найта, главную роль в котором сыграл Том Харди, на первый взгляд прост: Айвен Лок, успешный и целеустремленный работник в крупной строительной компании и примерный семьянин, внезапно срывается с места, чтобы ночью ехать в Лондон. На следующий день ему предстоит подписать чуть ли не самый важный контракт в его карьере, и любые необдуманные поступки должны быть под запретом — однако, его это не останавливает. С этого момента его прежняя жизнь чем дальше, тем больше оказывается под угрозой: для начала, он вынужден был отправиться в путь потому, что у него вот-вот должен родиться внебрачный ребенок, в чем ему еще предстоит признаться жене. Все герои, кроме Лока, присутствуют в фильме только в виде голосов, так как он имеет дело со своими многочисленными проблемами в семье и на работе, ведя автомобиль и разговаривая по телефону. При этом Том Харди один блестяще передает всю разворачивающуюся драму, выдавая эмоциональный диапазон и накал буквально за десятерых.
«Человеческий голос» (1966)
Первоначально «Человеческий голос» был одноактной театральной пьесой, написанной Жаном Кокто и впервые поставленной в 1930 году. Для телевидения ее адаптировал режиссер Тед Котчефф, который поставил телеспектакль с Ингрид Бергман в главной и единственной роли. Весь фильм – это монолог женщины, которую оставил возлюбленный, а точнее, ее диалог по телефону с мужчиной, чей голос зрителю не слышен. Готовясь к роли, Бергман репетировала почти две недели, и в результате «заурядная героиня» из пьесы стала в ее исполнении сильной и умной женщиной, в то же время глубоко и безнадежно влюбленной и одинокой. Трагизм, глубину и драматизм истории, который вложила в свою игру Бергман, в свое время высоко оценили критики («Мисс Бергман вложила огромную драматическую мощь в ранящий душу монолог, показывающий глубину отчаяния ее героини»), хотя фильм и не стал широко известным.
«Коллектор» (2016)
Когда смотришь драму «Коллектор» Алексея Красовского с Константином Хабенским в главной роли, буквально кожей чувствуешь, как хронометраж ленты превращается в часовой механизм, последний «тик» которого будет предшествовать взрыву. Вот мы видим коллектора Артура, который с помощью подчас не самых гуманных психологических приемов «выбивает» из должников многомиллионные задолженности. Он спокоен и уверен в себе, его движения собраны и неторопливы, голос холодный и ровный. Однако после звонка девушки, которая решила «наказать подонка», Артур начинает меняться на глазах. Мы не видим никого, кроме Константина Хабенского – только слышим голоса в трубке, спокойные, встревоженные, сердитые. Каждый новый звонок метко и больно бьет по крепкой, казалось бы, психологической броне героя. То, как играет загнанного в угол героя Хабенский, впечатляет – он не просто показывает, как персонаж сходит с ума, но и «уводит» за собой зрителя. Такое мастерство, в совокупности с крепкой и смелой постановкой, подарили зрителям мощную монодраму.